Высшая школа делового администрирования
Конференции

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Мельникова Елена Владимировна,
учитель начальных классов,
МБОУ «СШ №90 п.Кулой,
п.Кулой, Вельский район, Архангельская область
Анализ психолого-педагогической периодике последних лет позволяет утверждать, что вопрос о проблеме формирования и развития творческого мышления детей младшего школьного возраста, находится под пристальным вниманием учёных, учителей и родителей.
В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки обучающихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей.
Развитие творческих возможностей обучающихся важно на всех этапах школьного обучения, но особо значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Согласно мысли Л.В. Выготского, обучение в школе выдвигает мышление в цент сознательной деятельности ребёнка.
Исследованием этого вопроса занимались многие педагоги и психологи, такие как П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, Ж.Пиаже, Е.И. Рогов, они углубили теорию развития мышления и научно обосновали этот процесс.
Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений. Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остаётся один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса обучающихся к учёбе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, то есть их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.
В современном мире очень важны креативные и неординарные способы решения проблем, востребованность людей, умеющих мыслить нестандартно, творчески. Чтобы быть успешным в дальнейшей жизни очень важно развивать неординарность мышления как можно раньше, и тогда будет больше возможностей достичь большего в жизни.
Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития внесли П.Я. Гальперин, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, Н.А. Менчинская, Н.Ф. Талызина, И.С. Якиманская и другие.
Хотя данная проблема достаточно обстоятельно рассматривается в психолого-педагогической и методической литературе, но в практике школы должного внимания не получила.
Творчество достаточно сложный процесс и наиболее важную роль в нём играют когнитивные способности или особенности познавательных процессов и, в первую очередь, мышление. В течение долгого времени творческую активность личности не только напрямую связывали с интеллектом, но и не редко отожествляли с ним. Однако, творческая активность, и показатели умственных способностей далеко не всегда взаимосвязаны.
Регулярное использование в обучении специальных заданий, направленных на развитие творческого мышления, расширяет кругозор младших школьников, способствует умственному развитию, повышает качество подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окоряющей деятельности и активнее использовать приобретённые знания в повседневной жизни.
С целью выявления психолого-педагогических условий, способствующих развитию творческого мышления у младших школьников, было проведено исследование, в котором приняло участие 25 человек 2 класса.
Определение начального уровня форсированности творческого мышления у младших школьников осуществлялось на основе задания «Закончи рисунок». Было установлено, что у большинства обучающихся преобладал низкий общий уровень развития творческого мышления.
В ходе исследования была разработана программа формирующих занятий на развитие творческого мышления. Она состояла из 10 занятий, и имела следующие задачи: формирование коммуникативных и социальных навыков; развитие наблюдательности; освоение новых ролей; повышение самооценки и укрепление личностной идентичности; развитие навыков принятия решений и ответственности за принятое решение; развитие творческих способностей. Результаты повторной диагностики показали эффективность реализованной программы.
Таким образом, развития творческого мышления у младших школьников возможно, если в процессе обучения используются задания творческого характера, которые способствуют раскрытию индивидуальных возможностей обучающихся и формированию их личности.
Апрель 2021