Высшая школа делового администрирования
Конференции

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ КАК СПОСОБ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Силантьева Ольга Васильевна,
воспитатель,
Бормотова Марина Викторовна,
воспитатель,
МДОУ «ЦРР- Детский сад №4»
Ивановская область, г. Шуя
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста является важнейшей задачей образования. Ведь этот процесс пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого человека. Изобразительная деятельность дарит детям радость познания творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться, в своих рисунках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил, что чувствует в данный момент.
Конечно, творческая деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве, по- этому педагог должен сам разбираться в детском творчестве, в изобразительном искусстве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству. Основная задача изобразительной деятельности и, в том числе рисования, - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения. И одновременно в изобразительной деятельности осуществляется – формирование творческих способностей детей, в создании выразительных образов, различных предметов, доступными для данного возраста изобразительными средствами.
Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей – это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает креативность (творческое начало личности), формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Часто несет в себе элемент психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает.
Изобразительная деятельность побуждает детей видеть мир в живых красках. Важно не упустить возможности, которые открываются в раннем возрасте, необходимо развивать способности ребенка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты. Таким образом, при умелой организации занятий и учете психологических и физиологических особенностей детей 1-3 лет рисовании может стать одним из любимых занятий малышей. Что поможет развить ребенка и познать окружающий мир более полноценно.
Так при обучении детей раннего возраста рисованию целесообразно активно использовать игру. Педагог обыгрывает сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождает рисование эмоциональным комментарием, использует стихи, загадки, потешки и т. д. Такой метод обучения позволяет заинтересовать малышей, дальше удерживает их внимание, создает необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности. Занимаясь рисованием с маленькими детьми необходимо учитывать особенности возраста. У малышей еще не сформированы многие умения и навыки. Дети не умеют правильно держать карандаш и кисточку, регулировать силу давления на бумагу, (на карандаш надавливают слабо, на кисточку слишком сильно), ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за край. Часто отсутствие умений сердит и рассматривает малышей, они оставляют попытки нарисовать задуманное. Поэтому рекомендуется начинать занятия рисованием с обучения малышей простейшим навыкам и приемам. Рисуя «палочки» и «дорожки» (вертикальные и горизонтальные прямые линии), кружочки и овалы, ребенок открывает для себя обобщение формы и линии как основу множества образов, учится находить в них сходство с окружающими предметами и явлениями. Освоив минимальный арсенал умений, малыши получают возможность передавать на бумаге элементарный образ, начинают чувствовать себя более уверенно в этом занимательном виде деятельности. А рисование пальчиками и ладошками дарит малышам незабываемые ощущения непосредственного взаимодействия с красками, впечатления от манипуляций с цветом.
При обучении навыкам рисования не надо ограничивать детскую свободу. Нужно предоставлять малышам возможность поэкспериментировать.
Для обогащения представлений детей, накопления зрительных образов, впечатлений большое значение на занятиях, имеет наблюдение природы и окружающей действительности. В работе с детьми прежде всего необходимо учить наблюдать и видеть красоту в окружающих предметах. Например, перед рисованием можно наблюдать такие явления и объекты, которые затем легко изобразить в рисунке. Так, на занятии «Что за палочки такие?», на прогулке обратить внимание на прямые дощечки у забора, на разнообразные цветы за ним. А чтобы дети могли правильно передать расположение предмета на листе бумаги, в группе можно смастерить заборчик и развернуть игру. Все это помогает детям легко справиться с заданием и обогащает детское воображение.
Также, развитию интереса к рисованию способствует организация в группе специальных уголков, в которых дети могут по своему желанию вне занятий не только рисовать, но и лепить, наклеивать.
Очень важным является вопрос вопрос о взаимосвязи рисования и аппликации. Аппликация на занятиях часто может предшествовать рисованию, помогая детям понять форму, строение изображаемых предметов, упростить возможность передавать их затем в рисунке.
Таким образом, на основе изложенных материалов можно выделить ряд основных положений:
- изобразительное творчество позволяет общаться с ребенком на его «языке», так как рисунок раскрывает его внутренний мир, отношение к окружающей действительности к людям;
- творческий процесс предполагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами, такими как: цвет, линия, форма, что позволяет узнавать окружающий мир;
- большую роль в развитии творческих способностей детей, как способа познания окружающего мира, играет пример родителей и старших;
- грамотный подбор содержания работы с детьми, позволяет сделать процесс развития творческих способностей детей более естественным;
- заинтересованность педагогов дошкольного учреждения и семьи имеет колоссальное значение для развития личности ребенка;
- в развитии творческих способностей детей, как способа познания окружающего мира должна быть взаимосвязь различных видов детской деятельности.
Мы не должны забывать, что от наших усилий, приложенных сегодня зависит жизнь всего общества завтра, ведь дети сегодня – это члены общества в будущем.
Апрель 2021