Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Никифорова Юлия Николаевна,
воспитатель,
ГБОУ школа-интернат № 115 г.о. Самара
г. Самара
Трудовое воспитание как основа социальной адаптации в самостоятельной жизни
Актуальность выбранной темы определяется необходимостью планомерного и систематического подхода к решению вопросов подготовки к самостоятельной жизни в социально-культурной среде детей с нарушением интеллекта в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната.
Приобщая школьников к различным видам труда, педагоги давно обнаружили его положительное влияние на всестороннее развитие личности: труд способствует развитию физических сил и укреплению здоровья, расширению политического кругозора и развитию творческого мышления, формированию коллективизма.
Кроме того, труд способствует развитию некоторых сторон, познавательной деятельности (наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки), исправлению недостатков физического развития особенно мелкой моторики рук, а также эстетическому воспитанию и других ценных нравственных качеств.
Вся коррекционная работа на уроках должна носить целенаправленный характер и способствовать развитию самостоятельности выполнения трудовых знаний.
В своей повседневной деятельности, в игре, в учении, в труде обучающийся действует не только как хорошо или плохо мыслящее существо, но так или иначе переживает свои успехи или неуспехи, радуется или огорчается, проявляет больше или меньше волевых усилий, настойчивости при достижении цели и т.п. Словом, в разных видах деятельности умственно отсталого ученика, как и все дети, проявляют также качества психики, которые принято называть личностными качествами.
Обучающиеся вплоть до старших классов испытывают затруднения в некоторых случаях, когда возникает необходимость рассуждать о ходе уже выполняемой работы. Они пропускают многие действия, говорят о них в самом общем виде. Но особенно сложным оказывается для них самостоятельное планирование предстоящей деятельности. Отсутствие наглядно-действенных опор, необходимость исходит только из имеющихся представлений, делают ответ учащихся бедным, непоследовательным, фрагментарным.
Специальной задачей обучения и воспитания учащихся с нарушением интеллекта в коррекционной школе VIII вида являются коррекция недостатков и их познавательной деятельности.
Следует учитывать, что коррекционная задача теснейшим образом связана с общесоциальной задачей трудового обучения в коррекционной школе VIII вида. Коррекционная задача, направлена на то, чтобы подготовить ученика к самостоятельной жизни, к труду, словом, социально приспособить его к жизни после специального обучения.
Отсутствие у учащихся знаний по основам современного промышленного или сельскохозяйственного производства не позволяет специальной школе ставить задачу подготовки своих воспитанников по широким профилям современного производства (например, универсал-станочник по металлообработке или механизатор в сельском хозяйстве).
Специальная коррекционная школа VIII вида в состоянии вооружить своих учащихся знаниями, умениями и навыками по более узким и простым специальностям. К таким относятся: слесарное дело (работа с ручным инструментом), столярное дело, швейное дело, картонажно-переплетное дело, несложные сельскохозяйственные специальности (подсобные рабочие в овощехранилищах, садовых хозяйствах, некоторые виды строительных специальностей (штукатуры, маляры, обойщики), обувное дело.
При обучении этим видам легче и проще решать задачи коррекции недостатков умственной деятельности учеников, дифференцировать уровень трудовой подготовки учащихся индивидуальные психологические возможности каждого ученика. Наконец, все указанные виды специальностей, не требуя высокой образовательной подготовки, позволяют в то же время при правильной постановке обучения устанавливать связи между элементарными общеобразовательными знаниями учащихся и их трудовой деятельностью в учебных мастерских, а позднее и на производстве, что так же имеет большое значение для коррекции недостатков развития учащихся с нарушением интеллекта.
Коррекционная направленность и четкая организация трудового обучения позволяет подготовить большинство выпускников специальной школы VIII вида по профессии квалификационного труда, предъявляющего определенные требования к интеллекту работающего.
Трудовое обучение в коррекционной школе VIII вида, так же как и в массовой решает задачи комплексного воспитания, формирования технических знаний и трудовых приемов работы, развитие профессиональных навыков и профориентации учащихся.
Трудовое обучение и воспитание представляют собой систему, звенья которой тесно связаны, дополняют и взаимообуславливают друг друга. Наиболее важное значение в подготовке детей с нарушением интеллекта к практической общественно полезной деятельности имеет трудовое воспитание. Ведущая роль в подготовке учащихся коррекционной школы VIII вида к самостоятельной жизни и труду на производственных предприятиях, не относятся к системе социального обеспечения. Для того чтобы задача подготовки к самостоятельной жизни могла быть выполнена успешно, школе необходимо в течение 8-9 лет провести очень большую учебно-воспитательную работу со всеми воспитанниками. Трудность решения этой задачи в первую очередь обусловлена недостатками психологического развития, которые свойственны детям с нарушенным интеллектом. Однако опыт работы многих школ свидетельствует о том, что при достаточно высоком уровне ориентации педагогического процесса можно достичь значительных результатов не только в отношении общего развития учащихся, но и в деле формирования у них готовности к производительному труду на современных промышленных предприятиях, в колхозах, совхозах, сфере обслуживания – на доступных для них видах труда.
Задача воспитания у школьников правильного отношения к труду в условиях коррекционной школы VIII вида решается своеобразно. Эти дети не могут в полной мере и на высоком уровне осознать общественную значимость труда, а также важность наличия мотивов социалистического отношения к труду. Поэтому коррекционная школа ограничивается формированием у детей соответствующих представлений и понятий в более упрощенной и конкретной форме. Правильное отношение к труду у ребенка можно воспитать, лишь систематически организуя его собственную трудовую деятельность. В процессе трудовой деятельности по самообслуживанию, выполнению общественно полезных дел в школе и вне школы у учащихся на практике воспитывается ответственность за выполненную работу, бережливость, умение работать в коллективе.
Организуя с учащимися внеклассные занятия по труду, необходимо использовать широкие возможности этого вида деятельности для формирования у школьников умения применять в практической деятельности общеобразовательные знания и навыки: умение произвести различные расчеты количества материала для изготовления изделий, сделать их эскиз, рисунок, чертеж, пользоваться различными простыми предметами измерений, вычислений, взвешивания в работе на пришкольном участке или на других объектах. Это очень пригодиться детям в их последующей самостоятельной работе на производстве. Отсюда видно, как важно в общей системе трудового воспитания систематически осуществлять работу, связанную с практическим применением общеобразовательных знаний в конкретных видах общественных занятий по труду. Остановимся на воспитании у детей хозяйственного отношения к окружающему и формировании у них стремления приложить свои силы к знаниям там, где они уже могут, имея определенные навыки, самостоятельно что-то сделать своими руками. Учащиеся старших классов изготовляют в мастерских уже довольно сложные изделия. Вместе с тем бывают случаи, кода в их классной комнате сломана парта или стул, у дверей оторваны ручки, наглядное пособие, а также различное оформление прибито гвоздями к стене. Такая неприглядная картина наблюдается там, где воспитатель и учитель класса не придают значения трудовому воспитанию учащихся, не воспитывают у них бережного отношения хозяйственного отношения к своему классу, школе.
Независимо от того, в каком здании (новом или старом) находятся школы, и как долго служит мебель, нужно систематически привлекать детей к ремонтным работам. При этом не следует дожидаться конца учебного года, когда здание нуждается в большом ремонте и когда время, отведенное для производственной практики, используется в этих целях.
Воспитательную работу надо строить так, чтобы дети сами чувствовали, что любую поломку или неисправность надо немедленно устранить. С этой целью надо проводить систематическую целенаправленную воспитательную работу, начиная прежде всего с воспитания бережного отношения к школьному имуществу. Учеников старших классов следует систематически привлекать различным ремонтным работам, обратить и внимание на неисправность, учить их самих видеть то, что они могут самостоятельно исправить.
Одной из форм активного привлечения детей старших классов к работе по поддержанию в порядке школьного здания и его имущества является проведение «рейдов сохранности» или «трудового рейда». С этой целью подбирается группа детей, наиболее аккуратных и внимательных, а также достаточно владеющих трудовыми навыками. В результате рейда будет выявлено определенное количество объектов, которые требуют ремонта. Участие в ремонте способствует формированию бережного отношения к имуществу, а систематические привлечения внимания детей к этим вопросам приучит их в конечном итоге видеть неполадки и поломки и самостоятельно выполнять несложные работы. В нашей школе эти обязанности частично выполняет "Штаб безопасности".
Хороший материал для воспитания у учащихся бережного отношения к имуществу предоставляет работа по обеспечению сохранности книг и учебников. Детей уже с 1 класса следует учить приемам обращения с книгой, показывать им, как правильно держать книгу при чтении, как лучше хранить книги, как складывать учебники в парты и т.п. Уже в младших классах детей надо учить простейшим приемам подклейки и переплета книг. Состояние учебников должно находиться в центре внимания детских общественных организаций постоянно.
Значительное место в общественно полезном труде во внеурочное время занимают работы по благоустройству территории школы-интерната, уходу за деревьями, кустарниками, цветниками. Многие вспомогательные школы имеют пришкольные участки, на которых выращиваются различные сельскохозяйственные культуры. В этих школах большую часть работы выполняют учащиеся. Важнейшая задача воспитателей и учителей – воспитать у детей любовь к этой работе, чувство ответственности за ее выполнение.
Одновременно в школе с учащимися проводится соответствующая работа. На уроках и во внеклассной работе с учителем труда ребята осваивают те операции, которые они будут выполнять на предприятии, отрабатывают скоростные навыки.
Кроме того, следует провести ряд бесед о предприятиях, на котором они будут работать, о его продукции, о конкретном участке их будущей деятельности. Особо следует остановиться на качестве выполняемой работы. Учащихся заранее знакомят, где они будут трудиться, на конкретных примерах рассматривают, из каких показателей складываются положительные оценки в выполнении принятых обязательств.
Проведение этой воспитательной работы с учетом возможностей учащихся с нарушенным интеллектом под руководством работников специальной школы поможет выпускникам этих школ вступить в самостоятельную жизнь и производственные коллективы наиболее подготовленными.
Воспитанию любви к труду мы придаем исключительно важное значение. Общественно полезная деятельность учащихся складывается из самообслуживания, общественно полезного и хозяйственно-бытового труда.
Труду, как и всякому виду творческой деятельности, надо учиться. До определенной системы знаний, умений и навыков по какой-либо специальности человек проходит более или менее длительный этап обучения.
Как правило, труд каждого человека протекает в коллективе и для коллектива.
Трудовое обучение школьников неразрывно связано с их воспитанием. Плохо поставленное трудовое обучение неизбежно формирует у них отрицательные черты личности и привычки. Правильное отношение к труду у умственно отсталых учащихся можно сформировать лишь систематически, организуя их практическую деятельность, прививая им культуру труда, воспитывая трудолюбие, бережливость, чувство коллективизма. Коллективный труд, взаимодействие и сотрудничество формируют необходимые волевые качества, готовят учащихся к труду на производстве.
Воспитанию любви к труду мы придаем исключительно важное значение. Общественно полезная деятельность учащихся складывается из самообслуживания, общественно полезного и хозяйственно-бытового труда.
Труду, как и всякому виду творческой деятельности, надо учиться. До определенной системы знаний, умений и навыков по какой-либо специальности человек проходит более или менее длительный этап обучения.
Как правило, труд каждого человека протекает в коллективе и для коллектива.
Словом, труд есть специфически человеческая, социальная деятельность, в которой широкое представительство имеет психическое, то есть то, что является предметом изучения психологии и проблемой дидактики – формирования трудовой деятельности у ребенка.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Бешенков А.С. Технический труд. Ж. – Школа и производство № 6, 2000
2. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. – М: 1994 г.
3.Дульнев Г.М. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. – М.: «Педагогика», 1971 г.
4 Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. – М.: Педагогика, 1969 г.
5. Ковалева Е.А. Трудовое обучение во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1988 г.
Апрель 2021