Высшая школа делового администрирования
Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ (ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ) ПРЕДМЕТНОМУ РИСОВАНИЮ

Коробко Ольга Викторовна,
воспитатель высшей категории,
МДОУ детский сад №131
г. Комсомольск-на-Амуре
«Рисование является типичным творчеством раннего возраста, особенно дошкольного. В эту пору дети рисуют охотно, иногда не побуждаемые никем из взрослых; иногда достаточно бывает легкого стимула для того, чтобы ребенок принялся за рисование», - писал Лев Семенович Выготский.
"Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”.
Пабло Пикассо
Почему рисуют дети? Это – один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребёнок усваивает понятия «вертикаль» и «горизонталь», отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем постигает формы материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование даёт возможность в образной форме выразить то, что уже узнал малыш и что он не всегда может выразить словесно. Рисование помогает ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания, всё более усложняющиеся представления о мире. Почему же, подрастая, дети перестают рисовать, потому, что большее значение приобретает слово.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.
Проведение занятий по изодеятельнсти с детьми трех лет требует конкретизации всего материала. Без опоры на четкие представления обучение простейшим формам будет абстрактным, отвлеченным, непонятным для них (обследование клубков ниток)
Восприятие окружающей жизни – основа методики обучения. Поэтому все образы, с которыми связываются линии, круги, точки должны быть ранее восприняты, и не только зрительно, а в активной деятельности.
Система игровых упражнений, разработанная Е. А. Флериной, учитывает эту особенность возраста. Например, при рисовании прямых горизонтальных линий – дети вместе с воспитателем показывают в воздухе всей рукой направление линии (изображение в воздухе коврика, клубка ниток). После этого на бумаге дети рисуют линию карандашом или красками. В таком последовательном многократном повторении одного движения есть система, основанная на учете особенностей физического развития трехлетних детей: постепенный переход от более развитых крупных движений всей рукой к движению только кистью (пальцам по бумаге) и к еще более ограниченному движению карандашом, при котором пальцы связаны определенным положением. Производя эти движения, дети могут сопровождать действия словами. Такое словесное сопровождение усиливает ритмический характер процесса рисования, делает более интересным и легким само движение (рисование клубочка, коврика) Разговоры детей во время работы нельзя запрещать, они активизируют мысль детей, будят их воображение. Воспитателю следует умело направлять эти разговоры, связывая их с получаемым образом. Также рекомендуется включать музыку. Это еще больше повысит эмоциональный настрой детей.
Во второй младшей группе начинается отработка навыка сохранения направления движения по окружности и по прямой. Это требуется для рисования предметов округлой формы, прямых линий и состоящих из них предметов прямолинейного контура, а также для овладения приемами закрашивания изображений.
Одним из эффективных приемов наглядного обучения является рисунок воспитателя. Но учебный рисунок даже для самых маленьких детей должен быть изобразительно грамотным, не упрощенным до схемы. Образ следует сохранять живым, соответствующим реальному предмету. Например, при показе, как рисовать дерево, воспитатель должен исходить из требований программы для данного возраста – передать основные признаки: вертикальный ствол, идущие в сторону ветви, цвет дерева. Важно, чтобы зрительный образ от рисунка не расходился с образом реального предмета, тогда в памяти детей сохранится правильное изображение (рисование дерева воспитателем)
Перед тем как впервые предложить детям нарисовать предметы круглой формы, необходимо познакомить их с такими предметами в жизни, в играх. В дидактических играх «Прокати шарики в ворота», «Собери пирамидку» (из шаров, колесиков), «Чудесный мешочек» эти представления закрепляются. В процесс знакомства с предметами в жизни и в играх следует включать движения обеих рук по контуру предмета (оно может осуществляться в разных направлениях – сверху вниз, слева направо, чтобы рука ребенка почувствовала движение по форме). Педагог говорит детям: «Как обводили одним и другим пальчиком, так и будете рисовать. Возьмите карандаш (кисть) и покажите им в воздухе, как вы будете рисовать». Малыши показывают движение, а воспитатель следит, чтобы рука двигалась правильно (иногда они не закругляют движение, а водят рукой туда и обратно (рисование клубка в воздухе).Опыт показывает, что некоторые дети после этого могут рисовать, не нуждаясь в показе воспитателя. Для других достаточно будет показа кого-то из ребят. Воспитатель вызывает ребенка, хорошо освоившего движение по окружности (это педагог увидит при показе детьми нужного движения в воздухе). Можно прибегнуть и к такому приему: на доске или на двух сдвинутых в длину столах располагается длинный лист бумаги (оберточная бумага, обои, склеенные листы). После показа движения рукой в воздухе воспитатель предлагает всем детям подойти к доске (столам) и нарисовать предметы, которые предстоит рисовать (колечки, шарики и т.п.), кто сколько захочет.
После этого, если позволяет время, можно предложить детям сесть за столы и нарисовать красивые колечки (шарики) на своих листочках. На весь процесс рисования при хорошей организации занятия уходит не более 10 минут. На последующих занятиях после рассматривания предмета и обведения его по контуру, педагог предлагает ребенку, хорошо овладевшему этим приемом, показать у доски, как нужно рисовать предметы круглой формы. Следует активно обращаться к детскому опыту. Показ педагога «привязывает» детей, и им кажется, что без него они ничего не смогут нарисовать; показ ребенка не подавляет их активность, а служит напоминанием.
После того как дети освоят изображение одночастных предметов круглой формы, можно переходить к рисованию предметов, состоящих из нескольких частей (бусы, неваляшка, погремушка, снеговик, а позднее цыплята и др.) (фото детских работ)
После нескольких занятий по рисованию предметов круглой формы как карандашами, так и красками, можно предложить детям изобразить предметы, которые состоят из прямых линий: вертикальных и горизонтальных, и их пересечений (ленточки, дорожки, заборчик, лесенка, клетчатый платочек и др (рисование коврика для кошки)
Во второй младшей группе следует учить детей изображать предметы прямоугольной и квадратной формы не отдельными линиями, а слитным формообразующим движением с остановкой движения руки и поворотом под углом. Это сложное движение, но, когда дети овладевают им, у них появляется свобода действия и уверенность; практически малыши приобретают умение рисовать любые предметы и объекты окружающей жизни.
Рисование предметов прямоугольной формы дети легче освоят, если оно будет тесно связано с изображением таких предметов в аппликации, потому что для наклеивания они получают готовую форму. Воспитатель организует обследование реальных предметов, включая движения рук по контуру, при этом обращает внимание детей на то, что у предмета четырехугольной формы есть уголки и, когда обводишь его пальчиками одной и другой руки, палец останавливается и поворачивается в другую сторону на каждом уголке. Осуществив это движение сначала при обследовании реального предмета, игрушки, бумажной фигурки, полученной для наклеивания, а затем при рассматривании созданного им изображения, ребенок поймет специфику формы и смысл движения руки, требующего своевременной остановки движения и изменения его направления под углом. Сначала детям сложно: они не могут вовремя остановиться, нарисовать линию в другом направлении, округляют углы. Чтобы помочь им освоить рисование прямоугольной формы, можно использовать прием отдельного рисования каждой линии. Так, например, сначала детям дают лист бумаги с нарисованной на нем горизонтальной линией. Они рисуют на этой линии стоящие в ряд кирпичики. Рисуя каждый кирпичик, ребенок проводит две линии сверху вниз до горизонтальной и соединяет их вверху. Получается прямоугольник-кирпичик. Рядом он таким же образом рисует второй кирпичик и т.д. На другом занятии горизонтальная линия будет изображать веревочку, на которой висят флажки. От веревочки дети проводят по две линии вниз и соединяют их, получая прямоугольный флажок (фото рисунков кирпичиков и флажков на веревке).Впоследствии дети самостоятельно рисуют линию опоры, например, линию земли, а на ней – домик: линия одной стены, линия другой и вверху соединяющая их линия крыши (детские рисунки домиков и др. предметов-фото). Но для того, чтобы дети освоили правильное движение, необходимое при рисовании прямоугольных форм и развивающее руку, координацию движений руки и глаза, нужно учить их проводить линии с остановкой и поворотом руки на углах. Этому способствует освоение формы в аппликации и слово воспитателя перед поворотом на уголке, например: «остановились» или «стоп». Так, можно предложить детям рисовать флажок на палочке. Полотнище флажка рисуется неотрывным движением: верхняя линия – слева направо, боковая – сверху вниз, нижняя – справа налево, левая боковая – снизу вверх. Затем дети рисуют палочку, за которую держат флажок. (показ рисования флажка).
При первом изображении предмета той или иной формы педагог четко показывает детям последовательные движения обеих рук, затем предлагает повторить эти движения; вызывает несколько ребят по одному к доске и просит показать, как они будут рисовать; предлагает всем детям показать движение в воздухе. У детей формируется представление о движении, необходимом для изображения данного предмета. (ребенок у доски в воздухе рисует флажок). При последующем изображении предметов такой же формы нужно предложить им вспомнить, как их рисуют. Воспитатель его показывать не должен, но можно вызвать кого-то из ребят к доске для показа. В этом случае дети активно используют свой опыт; у них воспитывается самостоятельность, развивается творчество. (ребенок на доске рисует флажок)
В практике работы с детьми воспитатели часто прибегают к показу во всех случаях, когда предлагаемый для изображения предмет отличается чем-то, хотя бы какой-то деталью, от того, что рисовали раньше. Многие дети, привыкшие к постоянному показу, отказываются действовать без помощи взрослых и настаивают: «Покажите, я не умею».
Освоение простых формообразующих движений позволяет детям изображать любые предметы, состоящие из деталей, способ изображения которых усвоен.
Необходимо научить детей своевременной остановке движения. Движение руки ограничивается не только краем листа, как это требовалось в первой младшей группе, но и другими точками, определяемыми изображением. Например, при рисовании лесенки длительность движения определяется высотой лестницы, длиной ступенек.
Закрашивание рисунков – сложное комплексное умение, требующее целого ряда навыков и качеств движений: ритмичности, произвольного изменения размаха; легкого, без излишнего напряжения движения, произвольной остановки в нужной точке; удержания направленности движения по прямой (наложение штрихов при закрашивании в одном направлении), регуляции силы нажима на карандаш. Все эти навыки начинают отрабатываться при изображении предметов. Детей второй младшей группы нужно учить закрашивать изображения в пределах контура, проводя линии (карандашом) и мазки (кистью) в одном направлении (сверху вниз, слева направо или по косой), не выходя за линии контура и не проводя по одному месту несколько раз (закрашивание флажков)
Научившись правильным техническим приемам работы, дети свободнее и легче будут осваивать различные изобразительные задачи и возможности их выразительного решения. Важно, чтобы уже во второй младшей группе у них развивались разнообразные движения, известная свобода руки. Следует не культивировать какой-то один способ изображения той или иной группы предметов, а поощрять разные приемы. Закрепление штампов («этот предмет нужно рисовать только так») сковывает возможности ребенка. Так, например, предмет круглой формы можно рисовать слева направо и справа налево, сверху вниз и снизу вверх, а когда движения станут более точными – и двумя встречными дугами.
Нельзя связывать способы изображения с биологическими закономерностями. Если дерево растет из земли, это вовсе не означает, что и рисовать его нужно снизу вверх, или если ветки растут от ствола, то и рисовать их нужно от ствола, а не наоборот. Нужно стремиться к тому, чтобы дети могли свободно рисовать линии в разном направлении: сверху вниз и снизу вверх, слева направо и справа налево. Маленькому ребенку, плохо владеющему своей рукой, легче нарисовать линию сверху вниз. Рука при этом движется вниз, а кисть за ней. Движение получается более естественным и свободным.
Знакомство с цветом осуществляется в течение всего года на занятиях рисованием и аппликацией в сочетании с изобразительной задачей (в зависимости от того, что дети изображают). Целесообразно на первых же занятиях предлагать резко отличающиеся яркие цвета: их дети легче различают и запоминают. Затем их учат различать и называть оттенки цветов (рассматривание клубочков, флажков, определяем их цвета)
В конце каждого занятия по рисованию, лепке, аппликации необходимо вместе со всеми детьми рассмотреть созданные ими изображения, полюбоваться общим результатом, выделить разнообразие изобразительных решений, интересные дополнения.
Хочется подытожить: что предметное рисование во второй младшей группе – это один из важнейших этапов накопления личного опыта в познании предметного мира и формирования навыков и умений отображать предметный мир на бумаге.
Изобразительное творчество - это мощное средство самовыражения, помогающее детям осуществить самоиндификацию и обеспечивающее путь для проявления чувств, в результате чего ребенок начинает лучше осознавать себя. Если изодеятельность хорошо организованна, то она помогает ребенку овладеть своей эмоциональной сферой и развивать её, создает почву для развития эстетических чувств.
Апрель 2021