учитель,
ГОКУ С (К) ШИ №6
г. Нижнеудинск
В сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребёнок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно.
Л. С. Выготский
Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Считаю, что основным преимуществом внеучебной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Работая много лет учителем начальных классов, я пришла к выводу, что внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, развитие интеллектуально – познавательной деятельности, способствовать решению задач нравственного воспитания.
Итак, каковы же направления и формы работы внеурочной деятельности в классе, и как они применяются конкретно мною.
По словам замечательного педагога В.А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. Развитие способностей в первую очередь, познавательных - важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. По данным психических исследований, наибольший сдвиг в развитии ребенка происходит на первом году обучения.
Поскольку я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы - интерната, учащиеся которой, в основном, имеют невысокую степень мотивации к обучению и воспитанию, передо мной всегда стоит задача повысить интерес детей к воспитательному процессу, включить их в активную познавательную деятельность по приобретению и закреплению знаний.
Расскажу о некоторых видах работы, способствующих активизации познавательной деятельности обучающихся. Таких видов много: это игры, загадки, ребусы, головоломки, занимательные задачи, вопросы-ответы, творческие работы, прослушивание аудиозаписей, просмотр видеозаписей и др. Применение каждого вида работы зависит от темы занятия.
Наиболее эффективным средством включения в познавательный процесс является игровая деятельность, поэтому отвожу этому виду деятельности основное место. Творческие задания активизируют мыслительную деятельность детей, развивают их творческое воображение. Проблемные ситуации ставят детей в условия практического поиска решения задач, т.е. ребенок оказывается перед необходимостью объяснений: почему? для чего? как? Эта работа побуждает детей к самостоятельному поиску решений, будит мысль ребёнка, формирует нестандартное мышление. Поисковые вопросы побуждают детей обосновывать свои ответы, активизируют их мыслительную деятельность. Логические задачи вызывают необходимость рассмотрения явления с разных сторон, что стимулирует самостоятельность мышления, гибкость ума.
Следует сказать, что важным фактором активизации познавательной деятельности является поощрения. Виды поощрения:
1.мимическая и пантомимическая
2.словесные
3.материализованные
4.деятельностные.
Я в своем практике применяю первый и второй вид поощрения, это мимические и пантомимические, это: аплодисменты товарищей, улыбка и ласковый взгляд взрослого. Словесные поощрения – как приятно ребенку, услышать какие слова умница, молодец, хорошо, как ты сегодня хорошо поработал. После таких поощрений каждый ребенок будет стараться выполнить любое задание с желанием, интересом.
Таким образом, в результате успешного применения поощрений возрастает познавательная активность, постепенно увеличивается объем работы на занятиях. Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат в детском коллективе, т.е. ребята не боятся ошибок, помогают друг другу.
В наше время дети перестали играть в мудрые, настольные игры. Всё свободное время проводят на улице, некоторые сидят дома, за компьютером, смотрят телевизор. В этих увлечениях они не дают свою мозгу работать, не развивают память, но учатся находить правильные решения при тех или иных действиях.
Другое дело приучить детей, особенно, в начальных классах играть интеллектуальные игры. Тогда можно развивать у них полезные качества, которые пригодятся в учёбе, и в жизни.
Приобщение детей к развивающим играм воспитывает в них пытливость ума, гибкость мышления, память, способность предвидения и другие качества с развитым интеллектом. Особенно важно приобщать детей к сложным интеллектуальным играм.
В своей работе использую развивающие игры и упражнения, направленные на формирование логического мышления, это позволяет на доступном детям материале, имеющемся жизненном опыте строить правильные суждения, нестандартно мыслить и проводить доказательства, оказывает благоприятное влияние на развитие интеллектуальной сферы воспитанников.
В результате этих занятий у ребят формируется уверенность в своих интеллектуальных способностях, снижается тревожность, боязнь ошибочных шагов. Происходит становление разнообразных форм самосознания и самоконтроля, совершенствование мыслительных операций, формируется познавательный интерес.
Формирование познавательной активности после уроков идёт через проведение познавательных праздников, классных часов, посещение музей, встречи с интересными людьми. На таких мероприятиях воплощаются творческие замыслы учителя и творчество учащихся, что дает возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на занятиях такого вида.
В итоге я могу сделать такой вывод: все вместе взятые приемы активизации познавательной деятельности детей, а их очень много, всех не перечислишь, помогают воспитывать у детей любовь к знаниям, желанию каждый день узнавать что-то новое, неизведанное. Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить.