Высшая школа делового администрирования
Конференции

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Кузнецова Екатерина Сергеевна,
воспитатель,
МБДОУ Дс № 6
г. Камышин
Статья посвящена формированию здорового образа жизни через движение и игры детей дошкольного возраста. Где отмечается необходимость оздоровления и сохранности детского организма, профилактики и совершенствования здоровья детей через подвижные игры.
Актуальность:
Приобщение дошкольников к здоровому образу через подвижные игры создают атмосферу радости, делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Цель:
Целью здоровье сберегающей деятельности в детском саду является создание постоянной мотивации и энтузиазма в удержании и сбережении своего здоровья.
Метод:
Метод физического воспитания- подвижные игры.
Являясь одним из основных средств и методов физического воспитания, подвижная игра позволяет эффективно решать оздоровительные, двигательные и воспитательно-образовательные задачи. Она оказывает всестороннее воздействие на физическое развитие и оздоровление ребёнка. Таким образом, решая сразу две образовательные задачи, предъявляемые федеральными государственными требованиями.
В процессе игры двигательная активность детей вызывает деятельное состояние всего организма, усиливает процессы обмена, повышает жизненный тонус.
Результат:
С помощью подвижных игр дети развиваются не только физически, но и что немало важно интеллектуально. Для развития ребенка и для его дальнейшего обучения в школе большое значение имеет развитие у него произвольности внимания и поведения. Подвижные игры оказывают большое влияние на желание детей двигаться, а физические навыки совершенствуются только в движении. Известно, что если полученные знания сопровождаются действием (например, бросок мяча), то они лучше усваиваются детьми.
Выводы:
Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движения детей, укрепления и закаливания их организма. Целесообразно подобранные, с учётом возраста, состояния здоровья, особенно игры на воздухе, способствуют оздоровлению, укреплению организма ребёнка, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний.
Так же подвижные игры оказывают положительное воздействие на детскую нервную систему. Для достижения успеха в игре надо обладать быстротой реакции. В течение игры часто происходит смена одних движений на другие, поэтому нет опасности быстрого утомления. Подвижные игры являются способом воспитания выдержки, что особенно важно, т.к. процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. В подвижной игре дети учатся регулировать степень напряжения внимания и мышечной деятельности, т. е. чередовать движения с отдыхом. Увлечённые игрой, дети могут выполнять многократно одни и те же движения, не замечая усталости, а это развивает выносливость. Так же подвижные игры являются лучшим средством активного отдыха после умственной работы, формируют умение ориентировки в пространстве. Таким образом, активная двигательная деятельность игрового характера вызывает положительные эмоции, усиливает все физиологические процессы в организме, улучшает работу всех органов и систем.
Одним из основных условий успешного развития задач физического воспитания детей является активная двигательная деятельность в течении всего дня.
Интенсивная двигательная активность детей способствует совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, дыхательной, сердечно- сосудистой и др.), физическому и нервно-психическому развитию ребенка.
Особое внимание уделяется использованию физических упражнений на свежем воздухе в различных формах: физкультурные занятия, спортивные упражнения на прогулке.
Занятия на свежем воздухе направлены на увеличение двигательной активности детей. На таких занятиях физические упражнения сочетаются с закаливающим воздействием свежего воздуха на организм ребенка. При проведении занятий и подвижных игр на свежем воздухе дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность, инициативу в действиях. Многократное повторение упражнений в условиях большего пространства, в теплое время и холодное время года, способствует более прочному закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств. Проведение физкультурных занятий на свежем воздухе обеспечивает выполнение одной из важнейших задач физического воспитания- совершенствование функциональных систем и закаливание организма.
Занятия на свежем воздухе проводятся при высокой двигательной активности детей, которая достигается благодаря включению в занятия до 5 пробежек, использованию фронтального и группового методов выполнения основных методов выполнения основных движений, подбору игр и эстафет. Упражнения высокой подвижности (бег, прыжки, подвижные игры) сочетаются с упражнениями средней интенсивности (ходьба, перестроения, метание, равновесие, лазание). До начала занятий и в процессе выполнения упражнений дети должны получать сведения о частях тела, правильной осанке, о пользе занятий на свежем воздухе, правилах игр. Занятия на свежем воздухе состоят в основном из игровых упражнений и игр.
«Игра должна служить основным рычагом физической культуры дошкольника» - Аркин. С помощью игр ребенок овладевает полезными для него двигательными действиями и упражняется в них. Подвижные игры привлекают детей возможностью применить свои знания и умения для решения конкретной двигательной задачи в условиях меняющейся игровой обстановки. В подвижных играх развиваются такие качества, как сила, ловкость, быстрота, выносливость. Игры спортивного характера связаны с овладением детьми спортивными играми. Они обогащают двигательный опыт детей, который необходим для участия в спортивных играх (городки, баскетбол, волейбол и др.)
Игры с пением и хороводом чаще всего строятся на основе народных песен и плясок, они оказывают большое эмоциональное воздействие, способствуют ритмичности, выразительности движений.
Особое внимание хочется уделить народным подвижным играм, которые ценны в педагогическом отношении, они оказывают большое внимание на воспитание характера, воли, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству. Во всех народных играх проявляется любовь русского человека к веселью, удальству.
Народные игры достаточно разнообразны по своему содержанию, тематике и организации.
Одни игры имеют сюжет, правила их тесно связаны с сюжетом («Коршун», «Гуси-лебеди», «Курочка» и др.). В других сюжетах и роли отсутствуют. Все внимание направлено на движение и правила («Горячее место», «Много троих, хватит двоих»). Есть игры, в которых сюжет и действия играющих обуславливаются текстом («Краски» и др.). Привлекательны в народных играх различные попевки. Например, в игре «Угольки» каждая пробежка сопровождается попевкой.
В играх типа «Горелки» текст отвлекает внимание ловящего, во время пения он смотрит вверх. Народные игры могут быть с различными видами движений (игры бегом, прыжками, метанием). Русские народные игры с успехом используются на занятиях по физическому воспитанию на прогулках.
В процессе физического образования и воспитания как неотъемлемой составляющей всестороннего развития личности дошкольника необходимо создать такие условия для его развития, в которых физические и духовные возможности ребенка раскроются во всей полноте. Особое внимание уделять возможностям ощущения детьми радости от активного участия в различных формах занятий физической культурой и спортом.
Апрель 2021