воспитатель,
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №180»
г. Воронеж
Экологическое воспитание необходимое условие преодоления негативных последствий деятельности человечества на окружающую среду. Именно на этапе дошкольного детства дети получают базовые знания, у них формируются основы экологического сознания. Воспитатели ДОУ используют различные формы и методы работы с детьми по формированию экологической культуры: беседы, наблюдения, экологические игры, экскурсии, тематические праздники, знакомство с природой в повседневной жизни, трудовая деятельность, выставки, конкурсы и пр. Все вышеуказанные формы работы можно удачно сочетать, используя метод проектов, который на сегодняшний день, является наиболее успешным для воспитания экологической культуры дошкольников.
Значимость метода проектов состоит в том, что этот метод является методом целенаправленного, практического действия, открывает возможность формирования собственного, жизненного опыта ребенка. Ребенок выступает в роли исследователя.
Проектная деятельность может быть реализована в следующих формах: марафоны, викторины, КВН, экологические акции, экологические карты, стенгазеты, театрализация по экологическим тематикам, изготовление кормушек и др.
Для реализации проекта в дошкольном образовании воспитатели тесно взаимодействуют с родителями и специалистами. Реализация проекта – это совместная деятельность, в которой родители — не пассивные наблюдатели, а активные участники образовательного процесса. Взаимодействие всех участников проекта предполагает уважительное отношение друг к другу, и чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личностных и деловых отношений, для того чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях, с учетом их индивидуальных возможностей и способностей.
В процессе реализации проекта дошкольникам на доступном уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого, понимание которой составляет основу экологической культуры личности. Понимание этой связи обеспечивает развитие у ребенка элементарные представления о причинности и взаимной обусловленности явлений в природе, создает основу для его экологически целесообразного поведения.
Метод проектов оказывает положительное влияние на формирование экологической культуры дошкольников, воспитание ценностного отношения к природе, способствует развитию познавательных, исследовательских навыков, влияет на развитие творческих способностей и логического мышления. Проектная деятельность помогает детям осознавать многостороннее значение природы. Участники проектов получают не только новые знания, которые становятся достоянием их личного опыта, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.
Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.