Конференции

    ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

    Клюкина Ольга Владимировна,
    преподаватель математики, физики
    ГБПОУ ПТ НХП РФ,
    г. Павлово Нижегородской обл.
    Введение.
    Детство, и в особенности подростковый возраст и юность, - это время, когда взрослеющий человек активно ищет способы удовлетворения своей потребности деятельного участия в жизни, пробы себя, самоутверждения в том или ином виде социальной активности.
    Одной из форм реализации этой потребности может стать такая социальная среда как музейная площадка – модель воспитательной деятельности классного руководителя.
    Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. Без Родины нет человека, индивидуальности, личности. Утеряв Родину, человек теряет себя, своё лицо. У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной, народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость.
    С этими задачами прекрасно справляется школьный музей, который является эффективным средством обучения и воспитания подрастающего поколения. Он, как форма образовательной и воспитательной работы, становится средством творческой самореализации, инициирует личностно ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур.
    Являясь частью музейно-педагогического процесса, он адресован детской аудитории, имеет ярко выраженную образовательную направленность, строит свою работу на основе активного вовлечения в деятельность и сотворчество учащихся, детей и педагогов, детей и родителей, а также других помощников и партнеров. Школьный музей - по сути, универсальный общественный институт, сочетающий в себе признаки и функции общественного объединения, детского клуба по интересам, творческой мастерской, обладает поистине неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на разум и чувства подростков.
    Дети - будущее нашего общества. Сегодня ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколениями ни в политике, ни в культуре, ни в образовании невозможно уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины.
    Школь­ный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в детях чувство достоинства и гордости, ответст­венности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации, Родины.
    Целью воспитательной деятельности является формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за своё Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины; создание условий для самореализации, социальной адаптации, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности.
    Задачи:
    ·           содействовать развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся;
    ·           поддерживать творческие способности учащихся;
    ·           способствовать развитию интереса к истории и культуре своей семьи, своего края, а значит и Отечества;
    ·           способствовать формированию потребности постоянного приобщения к духовным ценностям своего народа, уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений;
    ·           способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма, духовно – нравственных принципов и толерантности;
    ·           знакомить учащихся с основами музееведения, привлекать их к поисковой, краеведческой деятельности через разнообразные формы музейной работы;
    Данная модель воспитательной деятельности ориентирована на подростков 13 -16 лет – учащихся 7 - 9 классов. Именно в этом возрасте закладываются основы понимания человеком себя и своего места среди других людей, в обществе, стране и мире. То есть, происходит формирование российской гражданской идентичности детей и молодежи.
    Пропедевтическим материалом внедрения данной модели в воспитательный процесс может служить организация внеурочной деятельности школьников – в форме кружковой работы.
    Содержание деятельности.
    Важнейшим фактором создания и жизни музея является самостоятельность и творческая инициатива учащихся. Т.о., работа музея может быть организована на основе самоуправления класса, педагогическое руководство работой актива которого осуществляет классный руководитель. Инициативная группа актива музея выбирается согласно интересам и увлечениям учащихся. Ребята с удовольствием будут заниматься исследовательской и поисковой деятельностью, связанной, в основном, с историей родного края, с историей микрорайона школы, с историей своей семьи.
    Направлениями деятельности актива класса могут быть следующие:
    -           поисковая. Поиск, сортировка и отбор материала. Сбор информации. Работа с первоисточниками, газетами, журналами, архивными материалами и документами, средствами Интернет;
    -            фондовая. Ведение инвентарной книги, учёт материалов фонда;
    -           экспозиционная. Классификация, комплектование материалов фонда, формирование экспозиций;
    -           художественно-оформительская. Реставрация, оформление фотовыставок, творческих работ учащихся;
    -           корреспондентская. Фотографирование, составление презентаций, заметки в газеты или журналы;
    -           культурно-просветительская. Выбор темы, составление маршрута экскурсии, её проведение;
    -           трудовая. Наведение порядка и чистоты, проведение генеральной уборки.
    По реализации задач воспитания личности школьника средствами музейной педагогики могут быть организованы следующие формы работы с учащимися:
    -           практическая работа. Создание экспозиций и выставок на основе фондов музея. Комплектация, учёт и хранение материалов;
    -           экскурсии и прогулки по родному краю;
    -           работа в библиотеках, архивах и научных учреждениях. Это создает основательную базу, без которой невозможно грамотно организовывать краеведческую деятельность.
    -           опрос населения, анкетирование. В каждой местности найдутся старожилы, местные знатоки истории края, воспоминания которых следует записывать. Если даже они будут противоречить историческим фактам, к ним можно относиться как к "легендам", или свидетельствам того, как событие запечатлелось в памяти людей. Анкетирование поможет в системе собрать обширные сведения по различным вопросам местной истории, получить своеобразный срез на определенном историческом этапе.
    -           уроки мужества, встречи с интересными людьми – ветеранами и участниками боевых действий, поэтами, краеведами и т.п.;
    -           выставки народно-прикладного творчества, изобразительной деятельности, фотовыставки (стационарные и передвижные);
    -           краеведческие викторины, смотр - конкурсы, форумы;
    -           презентации, проекты, творческие отчёты, исследовательская и поисковая деятельность. Исследование экспонатов и материалов музейного фонда. Участие в конкурсах различного уровня.
    Историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданственности и патриотизма. Объектами изучения может быть социально — экономическое, политическое, историческое и культурное наследие родного города, школы, района.
    История родного края рассматривается как часть отечественной истории, а местные события как проявление закономерности исторического процесса. Изучение истории, культуры и быта коренного населения позволит пополнить экспозицию «Родной край».
    Воспитание гражданственности и патриотизма немыслимо без знания исторических событий, повлиявших на жизнь и развитие своей страны. К ним относятся и события Великой Отечественной войны. Материалами такой экспозиции могут служить следующие стенды и экспонаты: «Герои ВОВ», «Ветераны живут рядом», «Обелиски славы», «Модели военной техники», «Они сражались за Родину», «Военные реликвии», «Ратные страницы истории», «Календарь победы», «Дети о войне» и т.п.
    Каждый человек проходит через школу, которая могла бы стать настоящим хранилищем памяти о людях, учившихся в ней, так или иначе связанных с нею. Собранные материалы в школе со временем становятся бесценным достоянием ушедшей эпохи. Материалами экспозиций «Летопись школы», «Учителя – ветераны школы», могут быть следующие атрибуты:
    - изображение школы в разные годы ее существования (рисунки, фото, планы, макеты);
    - фотографии учителей и учеников с первых лет существования школы;
    - свидетельства школьной жизни как процесса (летопись образования);
    - атрибуты школьной жизни разного времени (учебники, дневники, ручки,…);
    - детские сочинения, творческие работы.
    Знание своей родословной, изучение деятельности своих предков является неотъемлемой частью воспитания уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.
    Сегодня, в силу разных причин во многих семьях практически не сохранялись архивы предков (письма, документы, личные дела, награды и т.п.), а если какие-либо предметы и хранятся, они не извлекаются на поверхность. Поэтому чрезвычайно актуально внедрить в жизнь семьи элементы музейной культуры, оказывать помощь в формировании семейных коллекций, домашних архивов, благодаря чему могла бы воспитываться любовь к родному дому.
    Материалом экспозиции в рамках "семейного направления" краеведческих исследований могут быть следующие темы: «Моё родословное древо», «Судьба семьи в судьбе страны», «Семейные реликвии и предания», «Выставка семейного творчества», «Святое слово – Мать!», «Профессии наших родителей», «Орден в моём доме», «Старая фотография» и др.
    Экскурсионное дело поможет развить умения и навыки публичных высту­плений, этикет общения с учащимися разных возрастов.
    Для успешной работы классного руководителя необходимо участие всех участников учебно-воспитательного процесса – это учителя-предметники, администрации школы, учителя истории и краеведения, библиотекарь школы, руководители кружков и секций, актив детского школьного объединения, представители родительского комитета, учителя-ветераны школы.
    Для успешной реализации данной модели воспитательной деятельности классным руководителем регулярно должны осуществляться так же внешние контакты и связи, например:
    -           с музеями города и области;
    -           выставочными центрами и залами;
    -           центрами досуга, культуры и отдыха – Дворцами творчества, Домом культуры;
    -           церквями и храмами города и района;
    -           городским архивным отделом;
    -           редакциями местной газеты;
    -           местным телевидением;
    -           районным управлением образования, ИДК.
    В качестве отчёта по результатам своей творческой, исследовательской деятельности актив класса организует выставки, презентации, демонстрации экспонатов за пределами кабинета школьного музея. Это могут быть фотовыставки в коридоре школы, посвящённые Дню учителя, Дню матери, Дню победы, Новому году, к 8 марта; выездные экспозиции в младшие классы школы и т.п.
    Проблемы реализации модели воспитания.
    При реализации данной модели воспитания классный руководитель может столкнуться со следующими проблемами:
    1)        не полный объём материально - технической базы обеспечения. Это нехватка стендов, функциональных шкафов для хранения экспонатов, стеллажей, стеклянных витрин;
    2)        ограничение доступа к архивным материалам города и района;
    3)        материальные трудности при организации выездных поездок и экскурсий;
    4)        не в полном объёме помощь и регулярное содействие со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда, учащихся школы в пополнении фондов школьного музея.
    5)        Недостаточная мотивация населения в оказании помощи по созданию экспозиций.
    Пути решения данных проблем могут быть следующие:
    1)        пополнение материально–технической базы школьного музея возможно за счёт привлечения средств и пожертвований спонсоров и местных жителей. Например, приобретать старые функциональные предметы интерьера: шкафы, стулья, витрины и т.п. (по объявлению);
    2)        оформить заранее разрешение у директории школы или администрации района о необходимости доступа к архивным материалам; можно так же обратиться в редакцию местной газеты или журнала, т.к. ими могли быть ранее освящены те или иные интересующие вас события или факты. Доступ к таким архивным материала является более свободным, нежели в местном архиве;
    3)        при организации выездных поездок и экскурсий привлекать членов родительского комитета и спонсоров, настоятелей храмов;
    4)        как можно чаще вещать о своей деятельности через средства массовой информации: стенды, выставки, газеты, объявления, Интернет, телевидение.
    Ожидаемые результаты.
    Реализация такой модели воспитания как технология музейной педагогики даёт следующие результаты:
    -           позитивные изменения духовно – нравственного развития школьников, гражданско-патриотического становления личности;
    -           участие учащихся в семинарах, научно-практических конференциях, форумах, смотрах, конкурсах историко-туристко-краеведческой направленности.
    -           участие учащихся в конкурсе экскурсоводов;
    -           овладение учащимися навыками поисковой и проектной деятельности;
    -           дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в будущем наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею
    -           дети получат возможность расширения своего культурного пространства, освоения новых источников информации;
    -           у детей формируется ценностное отношение к истории и культуре своей страны, своей семьи, своего края;
    -           развитие творческих способностей учащихся;
    Таким образом, в результате реализации такой модели воспитательной системы как «Воспитание личности школьника средствами музейной педагогики», закладываются основы понимания человеком себя и своего места среди других людей, в обществе, стране и мире, т.е. происходит формирование российской гражданской идентичности подростков.
    Способы определения результатов воспитательной деятельности могут быть различны, например: ведение «Книги отзывов»; анкетирование или опросы; публикации материалов в школьную и районную газеты; выставки, фотовыставки собранных материалов, экспонатов, творческих и исследова­тельских работ; систематическое подведение итогов по разным направлениям деятель­ности; участие в исторических, краеведческих, фото- конкурсах различного уровня; постоянная рефлексия.

    Апрель 2021