Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Клюкина Ольга Владимировна,
преподаватель математики, физики
ГБПОУ ПТ НХП РФ,
г. Павлово Нижегородской обл.
Воспитание личности школьника посредством музейной педагогики
Введение.
Детство, и в особенности подростковый возраст и юность, - это время, когда взрослеющий человек активно ищет способы удовлетворения своей потребности деятельного участия в жизни, пробы себя, самоутверждения в том или ином виде социальной активности.
Одной из форм реализации этой потребности может стать такая социальная среда как музейная площадка – модель воспитательной деятельности классного руководителя.
Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. Без Родины нет человека, индивидуальности, личности. Утеряв Родину, человек теряет себя, своё лицо. У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной, народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость.
С этими задачами прекрасно справляется школьный музей, который является эффективным средством обучения и воспитания подрастающего поколения. Он, как форма образовательной и воспитательной работы, становится средством творческой самореализации, инициирует личностно ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур.
Являясь частью музейно-педагогического процесса, он адресован детской аудитории, имеет ярко выраженную образовательную направленность, строит свою работу на основе активного вовлечения в деятельность и сотворчество учащихся, детей и педагогов, детей и родителей, а также других помощников и партнеров. Школьный музей - по сути, универсальный общественный институт, сочетающий в себе признаки и функции общественного объединения, детского клуба по интересам, творческой мастерской, обладает поистине неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на разум и чувства подростков.
Дети - будущее нашего общества. Сегодня ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколениями ни в политике, ни в культуре, ни в образовании невозможно уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины.
Школь­ный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в детях чувство достоинства и гордости, ответст­венности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации, Родины.
Целью воспитательной деятельности является формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за своё Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины; создание условий для самореализации, социальной адаптации, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности.
Задачи:
·           содействовать развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся;
·           поддерживать творческие способности учащихся;
·           способствовать развитию интереса к истории и культуре своей семьи, своего края, а значит и Отечества;
·           способствовать формированию потребности постоянного приобщения к духовным ценностям своего народа, уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений;
·           способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма, духовно – нравственных принципов и толерантности;
·           знакомить учащихся с основами музееведения, привлекать их к поисковой, краеведческой деятельности через разнообразные формы музейной работы;
Данная модель воспитательной деятельности ориентирована на подростков 13 -16 лет – учащихся 7 - 9 классов. Именно в этом возрасте закладываются основы понимания человеком себя и своего места среди других людей, в обществе, стране и мире. То есть, происходит формирование российской гражданской идентичности детей и молодежи.
Пропедевтическим материалом внедрения данной модели в воспитательный процесс может служить организация внеурочной деятельности школьников – в форме кружковой работы.
Содержание деятельности.
Важнейшим фактором создания и жизни музея является самостоятельность и творческая инициатива учащихся. Т.о., работа музея может быть организована на основе самоуправления класса, педагогическое руководство работой актива которого осуществляет классный руководитель. Инициативная группа актива музея выбирается согласно интересам и увлечениям учащихся. Ребята с удовольствием будут заниматься исследовательской и поисковой деятельностью, связанной, в основном, с историей родного края, с историей микрорайона школы, с историей своей семьи.
Направлениями деятельности актива класса могут быть следующие:
-           поисковая. Поиск, сортировка и отбор материала. Сбор информации. Работа с первоисточниками, газетами, журналами, архивными материалами и документами, средствами Интернет;
-            фондовая. Ведение инвентарной книги, учёт материалов фонда;
-           экспозиционная. Классификация, комплектование материалов фонда, формирование экспозиций;
-           художественно-оформительская. Реставрация, оформление фотовыставок, творческих работ учащихся;
-           корреспондентская. Фотографирование, составление презентаций, заметки в газеты или журналы;
-           культурно-просветительская. Выбор темы, составление маршрута экскурсии, её проведение;
-           трудовая. Наведение порядка и чистоты, проведение генеральной уборки.
По реализации задач воспитания личности школьника средствами музейной педагогики могут быть организованы следующие формы работы с учащимися:
-           практическая работа. Создание экспозиций и выставок на основе фондов музея. Комплектация, учёт и хранение материалов;
-           экскурсии и прогулки по родному краю;
-           работа в библиотеках, архивах и научных учреждениях. Это создает основательную базу, без которой невозможно грамотно организовывать краеведческую деятельность.
-           опрос населения, анкетирование. В каждой местности найдутся старожилы, местные знатоки истории края, воспоминания которых следует записывать. Если даже они будут противоречить историческим фактам, к ним можно относиться как к "легендам", или свидетельствам того, как событие запечатлелось в памяти людей. Анкетирование поможет в системе собрать обширные сведения по различным вопросам местной истории, получить своеобразный срез на определенном историческом этапе.
-           уроки мужества, встречи с интересными людьми – ветеранами и участниками боевых действий, поэтами, краеведами и т.п.;
-           выставки народно-прикладного творчества, изобразительной деятельности, фотовыставки (стационарные и передвижные);
-           краеведческие викторины, смотр - конкурсы, форумы;
-           презентации, проекты, творческие отчёты, исследовательская и поисковая деятельность. Исследование экспонатов и материалов музейного фонда. Участие в конкурсах различного уровня.
Историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданственности и патриотизма. Объектами изучения может быть социально — экономическое, политическое, историческое и культурное наследие родного города, школы, района.
История родного края рассматривается как часть отечественной истории, а местные события как проявление закономерности исторического процесса. Изучение истории, культуры и быта коренного населения позволит пополнить экспозицию «Родной край».
Воспитание гражданственности и патриотизма немыслимо без знания исторических событий, повлиявших на жизнь и развитие своей страны. К ним относятся и события Великой Отечественной войны. Материалами такой экспозиции могут служить следующие стенды и экспонаты: «Герои ВОВ», «Ветераны живут рядом», «Обелиски славы», «Модели военной техники», «Они сражались за Родину», «Военные реликвии», «Ратные страницы истории», «Календарь победы», «Дети о войне» и т.п.
Каждый человек проходит через школу, которая могла бы стать настоящим хранилищем памяти о людях, учившихся в ней, так или иначе связанных с нею. Собранные материалы в школе со временем становятся бесценным достоянием ушедшей эпохи. Материалами экспозиций «Летопись школы», «Учителя – ветераны школы», могут быть следующие атрибуты:
- изображение школы в разные годы ее существования (рисунки, фото, планы, макеты);
- фотографии учителей и учеников с первых лет существования школы;
- свидетельства школьной жизни как процесса (летопись образования);
- атрибуты школьной жизни разного времени (учебники, дневники, ручки,…);
- детские сочинения, творческие работы.
Знание своей родословной, изучение деятельности своих предков является неотъемлемой частью воспитания уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.
Сегодня, в силу разных причин во многих семьях практически не сохранялись архивы предков (письма, документы, личные дела, награды и т.п.), а если какие-либо предметы и хранятся, они не извлекаются на поверхность. Поэтому чрезвычайно актуально внедрить в жизнь семьи элементы музейной культуры, оказывать помощь в формировании семейных коллекций, домашних архивов, благодаря чему могла бы воспитываться любовь к родному дому.
Материалом экспозиции в рамках "семейного направления" краеведческих исследований могут быть следующие темы: «Моё родословное древо», «Судьба семьи в судьбе страны», «Семейные реликвии и предания», «Выставка семейного творчества», «Святое слово – Мать!», «Профессии наших родителей», «Орден в моём доме», «Старая фотография» и др.
Экскурсионное дело поможет развить умения и навыки публичных высту­плений, этикет общения с учащимися разных возрастов.
Для успешной работы классного руководителя необходимо участие всех участников учебно-воспитательного процесса – это учителя-предметники, администрации школы, учителя истории и краеведения, библиотекарь школы, руководители кружков и секций, актив детского школьного объединения, представители родительского комитета, учителя-ветераны школы.
Для успешной реализации данной модели воспитательной деятельности классным руководителем регулярно должны осуществляться так же внешние контакты и связи, например:
-           с музеями города и области;
-           выставочными центрами и залами;
-           центрами досуга, культуры и отдыха – Дворцами творчества, Домом культуры;
-           церквями и храмами города и района;
-           городским архивным отделом;
-           редакциями местной газеты;
-           местным телевидением;
-           районным управлением образования, ИДК.
В качестве отчёта по результатам своей творческой, исследовательской деятельности актив класса организует выставки, презентации, демонстрации экспонатов за пределами кабинета школьного музея. Это могут быть фотовыставки в коридоре школы, посвящённые Дню учителя, Дню матери, Дню победы, Новому году, к 8 марта; выездные экспозиции в младшие классы школы и т.п.
Проблемы реализации модели воспитания.
При реализации данной модели воспитания классный руководитель может столкнуться со следующими проблемами:
1)        не полный объём материально - технической базы обеспечения. Это нехватка стендов, функциональных шкафов для хранения экспонатов, стеллажей, стеклянных витрин;
2)        ограничение доступа к архивным материалам города и района;
3)        материальные трудности при организации выездных поездок и экскурсий;
4)        не в полном объёме помощь и регулярное содействие со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда, учащихся школы в пополнении фондов школьного музея.
5)        Недостаточная мотивация населения в оказании помощи по созданию экспозиций.
Пути решения данных проблем могут быть следующие:
1)        пополнение материально–технической базы школьного музея возможно за счёт привлечения средств и пожертвований спонсоров и местных жителей. Например, приобретать старые функциональные предметы интерьера: шкафы, стулья, витрины и т.п. (по объявлению);
2)        оформить заранее разрешение у директории школы или администрации района о необходимости доступа к архивным материалам; можно так же обратиться в редакцию местной газеты или журнала, т.к. ими могли быть ранее освящены те или иные интересующие вас события или факты. Доступ к таким архивным материала является более свободным, нежели в местном архиве;
3)        при организации выездных поездок и экскурсий привлекать членов родительского комитета и спонсоров, настоятелей храмов;
4)        как можно чаще вещать о своей деятельности через средства массовой информации: стенды, выставки, газеты, объявления, Интернет, телевидение.
Ожидаемые результаты.
Реализация такой модели воспитания как технология музейной педагогики даёт следующие результаты:
-           позитивные изменения духовно – нравственного развития школьников, гражданско-патриотического становления личности;
-           участие учащихся в семинарах, научно-практических конференциях, форумах, смотрах, конкурсах историко-туристко-краеведческой направленности.
-           участие учащихся в конкурсе экскурсоводов;
-           овладение учащимися навыками поисковой и проектной деятельности;
-           дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в будущем наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею
-           дети получат возможность расширения своего культурного пространства, освоения новых источников информации;
-           у детей формируется ценностное отношение к истории и культуре своей страны, своей семьи, своего края;
-           развитие творческих способностей учащихся;
Таким образом, в результате реализации такой модели воспитательной системы как «Воспитание личности школьника средствами музейной педагогики», закладываются основы понимания человеком себя и своего места среди других людей, в обществе, стране и мире, т.е. происходит формирование российской гражданской идентичности подростков.
Способы определения результатов воспитательной деятельности могут быть различны, например: ведение «Книги отзывов»; анкетирование или опросы; публикации материалов в школьную и районную газеты; выставки, фотовыставки собранных материалов, экспонатов, творческих и исследова­тельских работ; систематическое подведение итогов по разным направлениям деятель­ности; участие в исторических, краеведческих, фото- конкурсах различного уровня; постоянная рефлексия.

Апрель 2021