Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ И НРАВСТВЕННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКОЕ РУССКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Болотова Наталья Викторовна,
музыкальный руководитель,
МАДОУ «ЦРР - детский сад № 69»
г. Перми

«Важнейшими приоритетами в воспитании детей являются - народность, духовность и светскость»

Б.Шергин


Современное общество находится не столько в экономическом кризисе, сколько в духовном. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Большинство взрослых и детей оторвано от природных истоков, от реального естества жизни, когда ребёнок с малых лет слышит колыбельные песни, контактирует с домашними животными и сам участвует во всех жизненных процессах. Начиная от добывания пищи и заканчивая трудовыми навыками различного характера. Сегодня родителям удобно, когда дети сидят в телефонах, компьютерах и никому не мешают. Улицы пустынны, не слышно детского смеха и крика, не видно весёлых игр. Эта история ведёт в никуда и совсем скоро мы будем пожинать плоды своего ложного благополучия. Единственное, что может спасти не только Россию, но и всё человечество на современном этапе, это духовность и нравственность.
Нет сомнений, что первоисточником духовности и нравственности для малыша является его семья. «Семья – есть первичное лоно человеческой духовности. Оно дарит человеку два священных прообраза, которые он носит в себе всю жизнь и в живом отношении к которым, крепнет его душа и растёт его дух. Это первообраз чистой матери, несущей милость и защиту, и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение. Горе человеку, у которого нет этих живых символов, нет творческих источников духовной любви и духовной веры» - писал русский философ И.А. Ильин. Очевидно, что чем выше уровень личностного развития взрослого человека, приводящий к ориентации на высокие жизненные ценности, тем больше вероятность правильного воспитания подрастающего поколения.
В настоящее время очень много детей растёт в неполных семьях и мы – педагоги, не в силах заменить им родителей. Но у нас есть возможность обращения к культурным традициям, а частности к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников, которые открывают широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания через призму народной педагогики. Мудрость эта копилась веками, и нам важно не просто сохранить её, но и научить пользоваться ею последующие поколения. Ведь приобщая детей к отеческому наследию, мы воспитываем у них главное - уважение и гордость за свою Родину.
Фольклор - это целая педагогическая система, в которой заложены все необходимые формы развития речи, музыкальных способностей, образного мышления, трудовых навыков, эстетических и нравственных идеалов. Всё это облачено еще и в художественную форму, где простым и доступным языком повествуется о добре и зле, о правде, храбрости, трудолюбии. Ведь русский фольклор – кладезь народной мудрости. Его притягательную, магическую силу чувствует каждый, кто соприкасается с народным творчеством. Фольклор духовно обогащает среду, в которой растет ребенок, закладывает предпосылки высоких человеческих качеств. Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребенком, на развитие его речи, помогают ему ориентироваться в окружающем мире. В нем нет никаких назиданий, но между строк читается многое: народная дидактика, школа материнства. В нем заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи.
В нашем детском саду существует давняя традиция воспитания по духовно-нравственным канонам детей с раннего возраста, используя богатое наследие музыкально-поэтического русского народного творчества.
Только в тесном взаимодействии с педагогическим коллективом возможен целостный, системный подход к этому важному процессу деятельности. Одним из не менее значимых моментов в достижении общего результата, является также тесное взаимодействие с родителями.
Важно личное, большое желание и заинтересованность взрослых, понимание необходимости сохранения исторической памяти своего народа, бережное отношение к национальным традициям и культуре.
Богатство русского национального детского фольклора даёт возможность использовать разные виды деятельности и включать их поочередно – именно это необходимо для дошкольников, которые в силу своих возрастных особенностей не могут долго концентрироваться на одном виде деятельности (игра, танец, пение, музицирование, театрализация, потешный фольклор). И, несомненно, использование различных жанров фольклора на занятиях с детьми, глубоко и последовательно развивает их, даёт отличные результаты.
Народные игры – неотъемлемая часть духовно - нравственного развития дошкольника. Через игру и художественную деятельность происходит органичное включение ребенка социум, развивается его коммуникабельность, совершенствуются личные положительные качества характера, а также укрепляется физическое тело.
Потешки и небылицы, пословицы и поговорки, скороговорки формируют правильную речь детей, дают возможность накоплению чувственных впечатлений, восприятию слова и пониманию языка, выходу эмоций и развитию артистических способностей. Игра в ансамбле на ложках развивает чувство ритма и музыкальную память, улучшает речь детей.
Хороводовождение учит координации в пространстве, расширяет кругозор и развивает логические способности у будущих школьников. Заклички становятся игрой, и используются на прогулке, для закрепления знаний детей о явлениях природы. Из сказок дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Загадки требуют от ребёнка большой наблюдательности, развивают мышление и пытливость.
Народные календарные праздники являются результатом наших будничных занятий, рождают настоящую атмосферу традиционного гулянья и способны выполнить эмоционально-психологические, этические и эстетические задачи. В их подготовке и проведении участвует взрослые и дети. (Вот некоторые названия народных праздников, которые ежегодно проходят в нашем ДОУ: «Покров день», «Капустница», «Рождественские посиделки», «Колядки», «Прилёт птиц», «Егорьев день», «Красная горка» «Весёлая ярмарка»).
Изучая культурные традиции своего народа, ребенок не только получает багаж знаний, накопленный веками, но и полностью раскрывает личностные особенности; а погружаясь в творческий процесс, старается показать все лучшее, что у него есть.
Приобщение к народной культуре должно носить обязательно живой, естественный характер. Учитывая этот принцип, всю работу с детьми проводим в форме бесед, посиделок, различных игр, сказочных путешествий, театрализованных представлений. Когда педагог, используя настоящий кладезь русского фольклора, создаёт мотивацию к деятельности, старается заинтересовать, удивить, поразить и просто влюбить ребёнка в истоки истинно русского и настоящего, у детей включается воображение, появляется большое желание к деятельности.
В результате нашей совместной работы у детей:
·           формируются основы духовно-нравственного развития;
·           развиваются нравственно-коммуникативные качества;
·           пробуждается эмоциональная отзывчивость, эстетический вкус и творческая активность;
·           успешно развиваются музыкально - творческие способности;
·           пробуждается генетическая память к своим историко-культурным корням.
Тема народности является важной и, пожалуй, первостепенной в духовно- нравственном развитии детей. Истинный фольклор всегда направлен на пропаганду добра, чистоты, великолепия природы, теплоты родного дома. Он ориентирован на формирование такой личности, которая посвятила бы все свои силы и волю защите своей Родины, мирной жизни и дружбе между народами, победе добра над злом, достижению всеобщей гармонии. Опыт прошлого, содержащийся в фольклоре, служит прекрасным и неисчерпаемым источником в подготовке человека будущего.
ФГОС обращает внимание педагогов на изучение национальной и региональной культуры. Министерство образования и науки ведут политику пропаганды и одобрения подобного опыта. Считаю, такой опыт ценным, соответствующим государственному заказу и образовательной политике.
Надеюсь, что данная тема подскажет интересные идеи и даст нужные направления всем, кто на самом деле заинтересуется темой духовности и нравственности в воспитании детей через приобщение к фольклору, лучшие национальным и культурным традициям, народной педагогике. Будущее России в её крепких корнях. И наша задача, чтобы эти корни были крепкими и мощными. Чтобы древо жизни будущих поколений процветало и не увядало.

Апрель 2021