воспитатель,
МБДОУ ДС №52
г. Белгород
Дунаева Ольга Борисовна,
воспитатель,
МБДОУ ДС №5,
г. Белгород
Кислова Татьяна Викторовна,
воспитатель,
МБДОУ ДС №5,
г. Белгород
Конева Наталья Владимировна,
воспитатель,
МБДОУ ДС №5,
г. Белгород
Важнейшим компонентом в развитии личности ребенка международным психолого-педагогическим сообществом признается игра. По мнению Л.С. Выготского игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Являясь ведущей деятельностью ребенка, игра является одной из форм обучения, служит средством психического развития, выполняет функцию передачи социокультурного опыта.
В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, учится ориентироваться в причинах поступков людей, развивает способность к социальной коммуникации, формирует навыки взаимодействия с другими детьми, осваивает различные социальные роли, тем самым проявляя себя как личность.
Игровая деятельность дошкольников позволяет наиболее эффективно активизировать их творческие и интеллектуальные способности, развивает их. Игра создает благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, содействуя переходу от наглядно-действенного мышления к образному и словесно-логическому мышлению. В ходе игровой деятельности дошкольники самостоятельно решают умственные задачи, находят пути их задач, создают обобщенно типичные образы, учатся их преобразовывать. В игре со сверстниками ребенок формирует навыки взаимоотношений, осознает себя и производит самооценку. В игре у дошкольников также формируется символическая функция сознания – вместо реальных предметов использует их заменители. При этом, постепенно от использования внешних предметных заменителей дети переходят к использованию внутренних образных. Это способствует в дальнейшем освоению знаковых систем – письменной речи, математических символов и тому подобного. Кроме того, необходимость использования в игре таких заменителей развивает воображение и, при условии возможности создания их своими руками, творческих способностей детей.
Л.С. Выготский говорил, что в игре ребенок оперирует смыслами вещей, а не самими вещами, что «ребенок в игре научается действовать в познаваемой, то есть мысленной, а не в видимой ситуации, опираясь на внутренние тенденции и мотивы, а не на мотивы и побуждения, которые идут от вещи». Поэтому именно в ходе игровой деятельности дошкольники эффективно развивают творческое воображение, образное мышление и самосознание.
Необходимо также говорить о том, что игры дошкольников носят прежде всего моделирующий характер. Необходимые для игр способности детей воссоздавать какие-либо ситуации способствуют повышению уровня их интеллектуального развития. Чаще всего в играх дети могут попеременно занимать различные позиции – играть разные роли, становиться на разные точки зрения. Это позволяет ребенку развивать навыки осознанного социального поведения.
Особое место в работе с дошкольниками конечно же занимают сюжетно-ролевые игры. И если младшие дошкольники (3-4 года) в основном в игре используют подражательный способ, то уже в среднем возрасте (4-5 лет) дети начинают взаимодействовать друг с другом, получая и используя имеющийся уже у них социальный опыт. В старшем дошкольном возрасте (до 7 лет) происходит усложнение игр. Они становятся более разнообразными, происходит их комбинация. При этом дошкольники уже способны понимать относительно сложные правила игр и следовать им. Дети получают возможность уже в этом возрасте не только воспроизводить поведение взрослых, но и самостоятельно творчески походить в ходе игр к своим действиям.
Существуют различные типы игр дошкольников. И они меняют свою значимость в зависимости от возраста детей. Залогом развития творческих способностей ребенка в игре прежде всего является то, что он является автором игры. Именно ребенок создает саму игровую ситуацию, реализует те или иные игровые сценарии.
Сами игры по своему типу, в зависимости от позиции самого ребенка в них, могут быть ролевыми, режиссерскими, реальными. В ролевых играх ребенок берет на себя определенную роль, учится выполнять определенные, заранее заданные установки, примеряет на себя определенные социальные роли. В режиссерских играх уже сам ребенок создает саму игровую ситуации, устанавливает определенные правила, создает роли, наделяемые теми или иными качественными характеристиками. Режиссерские игры могут быть как индивидуальными, когда ребенок играет с игрушками, так и коллективными, когда эта игра проводится с участием нескольких детей и становится результатом их совместного творчества. В реальных играх ребенок уже не берет на себя какую-то роль, а играет от лица самого себя, тем самым осознавая себя как личность.
В связи со всем вышесказанным, необходимо указать на особую роль педагогов дошкольных образовательных учреждений в организации игровой деятельности детей. Прежде всего дошкольный педагог должен обладать «игровой компетентностью». Он должен уметь заинтересовывать детей игрой, открывать перед ними новые возможности, втягивать в игры более высокого уровня, отслеживать сам игровой процесс, аккуратно нивелируя возможные негативные явления игры и повышая позитивный эффект от нее. При этом очень важно не ставить каких-либо жестких условий игры, предоставив именно самим детям возможность для игрового творчества, поддерживая их инициативу и самостоятельность.
Важно понимать, что сама по себе игра является не средством обучения, а ведущим видом деятельности ребенка. Она предполагает его активность, самостоятельность и инициативность. Повышая сложность игр, мы даем возможность дошкольникам развивать их интеллектуальные способности – умение анализировать ситуацию, выбирать наиболее оптимальную линию своего игрового поведения, способность принимать решения. Творческие способности детей развиваются за счет создания ситуации свободы выбора в игре, возможности раскрывать в ходе игры различные наклонности детей к тому или иному виду деятельности.
Задача педагогов заключается прежде всего во внимательном и творческом умении направлять, корректировать и поощрять игровую деятельность детей, позволяя им развивать и реализовывать их творческие и интеллектуальные способности.