Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Федорова Анастасия Александровна,
студентка 5 курса заочного отделения,
Елабужский Институт КФУ
г. Набережные Челны
Аннотация
В статье проведен анализ развития творческих способностей младших школьников посредством изобразительной деятельности. Исследовано мнение авторов по данной проблеме. Представленный материал возможно использовать в качестве демонстрации реализации системы раскрытия творческого потенциала учащихся, а также в качестве источника цитирования.
Ключевые слова: творческие способности, младшие школьники, изобразительная деятельность, изобразительное искусство, школьники, образование.
Keywords: creative abilities, primary school students, visual activity, visual arts, schoolchildren, education.
Одним из основных предметов в начальной школе являются уроки изобразительного искусства, на которых для школьников открываются широкие возможности для демонстрации и развития творческих способностей. Именно особенности младшего школьного возраста позволяют использовать этот период для развития творческих способностей детей. Т. Барышева, Н. Козина и ряд других авторов сходятся во мнении о том, что развитие творческих способностей у младших школьников должно носить целенаправленный характер, а сами занятия должны носить систематический характер [1]. Существует проблема между необходимостью развития творческих способностей и недостаточной проработкой содержания педагогической работы на уроках изобразительного искусства. Ее решение кроется в возможности использования на уроках нетрадиционных техники рисования. В научной среде не сложилось однозначного понимания того, что же стоит называть способностями. С позиции психологии способности можно рассматривать как свойства, с получением которых появляется возможность заниматься определенным родом деятельности. А. Леонтьев делит способности на два основных вида - способности от природы, представленные в виде задатков, а также специфические способности человека, тесно связанные с историей человечества и его эволюцией.
Способность заниматься изобразительной деятельностью является специальной способностью. Для нее характерна высокая степень эмоциональности, возможности для проявления творческого воображения и т. д. В широком смысле слова способностями являются индивидуальные свойства личности, в узком смысле способностями являются качества, которые существуют только в среде для их развития, как правило, не имеют привязки к конкретному виду деятельности. Способность можно рассматривать как индивидуально-психическое свойство и динамичное явление, подразумевающее развитие этой способности. Для развития творческих способностей в рамках изобразительной деятельности требуется творческое мышление. Его компонентами являются креативность и независимость, мобильность и эвристичность, системность и экспрезентность, открытость и способность делать обобщения. С. Федотова в своем исследовании отмечает, что развитость творческих способностей у детей зависит от развития интеллекта и мышления [2].
Одним из главных свойств способности к участию в творческой деятельности является воображение. Развитие этого свойства проходит в рамках творческой работы с учетом влияния общественных потребностей. Высокий уровень воображения достигается через проведение воспитательной работы, игр, приобщения детей к миру искусства. Даже с учетом разницы в современных подходах к рассмотрению творческих способностей можно констатировать, что они представлены развитым творческим мышлением и воображением. Чтобы развивать творческие способности у детей в рамках изобразительной деятельности, учебные занятия с детьми должны быть специально организованы и ориентированы как раз на развитие творческих способностей.
Младший школьный возраст относится к периоду 6-7 и 9-10 лет. Н. Чернышева в своем исследовании обращает внимание на усиленное анатомо-физиологическое созревание организма в течение этого возрастного периода. Уже к 7 годам у ребенка формируются основы для планирования целенаправленных действий и поведения. К этому же времени у детей начинают доминировать процессы возбуждения, которые характеризуются непоседливостью и эмоциональной неустойчивостью детей. М. Гамезо в своем исследовании пишет, что на этапе младшего школьного возраста закладываются основы для формирования и развития личности под воздействием опыта, полученного из общения ребенка со взрослыми. Формирующаяся личность позволяет школьнику осознать свой социальный статус учащегося, который по-особому ценится со стороны взрослых. На этапе младшего школьного возраста развитие психики детей в основном обеспечивается за счет участия ребенка в учебной деятельности.
Младшие школьники на этапе формирования личность могут воспринимать окружающие предметы и явления нестабильно, в неорганизованном порядке. В то же время в сравнении со взрослыми это восприятие носит более острый и свежий характер. Дети младшего школьного возраста недостаточно устойчивы в проявлении внимания. Рассматривать процесс изобразительной деятельности у младших школьников необходимо не только обычную деятельность, связанную с проявлением фантазии и воображения, но и как полноценное поле для диалога между ребенком и взрослыми. Кроме того, изобразительная деятельность может быть построена не только на рисовании, но и на знакомстве с предметами искусства, чтобы через знакомство с этими предметами ребенок имел возможность обогатить свой эмоциональный опыт.
Л. Григорович и ряд других исследователей обращают внимание на то, что примерно до 10 лет у детей в наибольшей степени развито правое полушарие, что предопределяет доминирование у них художественного типа [3]. К возрасту 6-7 лет у детей появляются предпосылки для проявления самостоятельности в рамках участия в изобразительной деятельности. Для творчества на уроках изобразительного искусства значимыми являются условия для проявления самостоятельности и инициативы. Тот же полученный эмоциональный опыт от общения со взрослыми может быть перенесен на холст, а по результатам - сделано обобщение полученного опыта. У детей младшего школьного возраста в достаточной степени развито воображение, способности комментировать происходящее, задавать взрослым уточняющие вопросы. Свою творческую активность на уроках изобразительного искусства младшие школьники могут проявить за счет мотивационного и эмоционально-волевого компонента, за счет операционного и содержательного компонента.
Чтобы создать условия для развития творческих способностей, требуется развивать у младших школьников умения решать творческие задачи. При этом развитие творческой активности должно происходить в рамках участия учащихся в разных видах творческой деятельности. Чтобы дети были мотивированы на решение творческих задач, требуется создать и поддерживать благоприятные психологические условия - давать возможность детям задавать вопросы, комментировать ходе решения творческой задачи, поощрять детей за проявление ими самостоятельности и инициативы. Весомую роль в развитии творческих способностей играют уроки изобразительного искусства. Ребенок на этапе младшего школьного возраста знакомится с инструментами для решения им творческих задач - красками, пластилином и т. д. Важно при проведении уроков рисования знакомить детей с уже признанными произведениями искусства, за счет этого у детей формируется представление об идеальном окружающем мире и его красоте.
Рисование вызывает интерес для детей, так как позволяем им проявить фантазию и перенести на полотно собственное видение картины окружающего мира. Чтобы ребенок имел возможность творить, его необходимо познакомить с языком искусства, то есть, научить ребенка решению элементарных задач в рисовании. Средствами языка в изобразительной деятельности являются линии и пространство, цвета и объем и т. д. Для художественно-творческой деятельности характерно то, что в ее рамках отображается не только полученный эмоциональный и жизненный опыт, но и выражается отношение самого художника к тому, что им изображено. Т. Комарова указывает на то, что изобразительная деятельность представлена двумя этапами [4]. На первом из них происходит формирование зрительного представления, а на втором этапе происходит воспроизведение этого произведения. Изобразительные способности связаны со способностями восприятия, исполнительства и творчества.
Чтобы мотивировать детей к участию в творческой деятельности, требуется предусмотреть вариативность для выбора детьми конкретных материалов, вариативность выбора техник. Для развития творческих способностей необходимо предоставлять возможности для проведения экспериментов с цветами и оттенками. Мотивировать детей на участие в изобразительной деятельности могут задачи, связанные с изображением любимых героев мультфильмов и книг. Развивать творческие способности можно и по-другому, через знакомство детей с выдающимися произведения искусства. Это создаст основу для того, чтобы дети не просто копировали картины художников, но и умели находить красоту в окружающем мире, отображать отдельные предметы и явления этого мира на холсте.
Творческие способности у младших школьников будут развиваться эффективно при условии, им будет предоставлена возможность участия в творческих играх с возможностью проявления самостоятельности, созданы условия развивающей среды, а также образовательный процесс будет выстроен таким образом, что в нем будет происходить взаимодействие между индивидуальной личностью педагога и индивидуальной личностью учащегося. Учитель, который будет руководить изобразительной деятельностью, должен уважительно относиться к природе ребенка и его стремлению проявить самостоятельность, поощрять инициативу младших школьников, а также планировать учебную деятельность с учетом принципа от более простого к более сложному. Для любого ребенка должны быть предоставлены возможности активно и самостоятельно работать над решением творческих задач, которые в конечном итоге ведут к достижению творческого успеха. По мере знакомства с инструментами и техниками новые работы школьников будут все более и более совершенными в сравнении с ранее выполненными.
Младших школьников отличает то, что им интересно рисовать на свободные темы. Для появления у детей новых идей для творчества необходимо проводить работу над развитием навыков мышления и оценки. Это необходимо для того, чтобы школьники имели возможность осмысления процессов и явлений в окружающем мире, имели возможность их оценить с точки зрения красоты. В последнее время при проведении уроков изобразительного искусства в младшей школе популярность набирает использование нетрадиционных техник рисования. Их основное преимущество заключается в возможности использования новых приемов для создания образа и обеспечения его большей выразительности. Существует множество нетрадиционных техник рисования, которые подходят в том числе для изобразительной деятельности в среде младших школьников. При этом при применении этих техник значительного уровня развитых навыков изобразительного искусства не требуется.
Список литературы
1.         Агеенкова Е.К. Прикладные аспекты психологии творчества // Иппокрена. – 2017. - №3. – С. 97-104.
2.         Алиева Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития // Психологический анализ учебной деятельности. - М.: ИПРАН, 2012. - С.7-10.
3.         Антилогова Л.Н. Развитие творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov-v-izobrazitelnoy-deyatelnosti-1 (дата обращения: 12.10.2020).
4.         Артемьева Т.И. Проблема способностей: личностный аспект / Т.И. Артемьева / Психологический журнал. – 2014.- №3. – с. 46-48.
5.         Бабанский Ю.К. Педагогика. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.p-lib.ru/pedagogika/babanskiy-pedagoika/ (дата обращения: 14.11.2020).
Апрель 2021