Высшая школа делового администрирования
Конференции

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Бердникова Светлана Владимировна,
учитель начальных классов,
МБОУ «Гимназия №8»
город Можга, Удмуртская Республика
Приближающееся 76-летие Победы над фашизмом является особенной исторической датой не только нашей страны, героическими усилиями которой была достигнута Победа в Великой Отечественной Войне, но и стран Ближнего зарубежья, входивших в состав СССР.
Актуальность темы состоит в том, что стремление ряда стран, в том числе бывших союзниц по Антигитлеровской Коалиции, перечеркнуть или переписать исторические итоги Победы над гитлеровским фашизмом, обязывает нас использовать воспитывающий потенциал школы для формирования у учащихся гражданственности и патриотизма.
Гипотеза: включение в систему воспитания гражданственности и патриотизма различных форм и методов, в том числе исследовательской работы, использование средств детской художественной литературы, кино, повысит эффективность духовно-нравственного воспитания обучающихся.
Цель: показать роль школы в воспитании гражданственности и патриотизма обучающихся.
Задачи:
1.         Привлечь внимание учащихся, родителей к героическим страницам истории нашей страны, боевым подвигам офицеров и солдат в Великой Отечественной войне.
2.         Доказательное формирование позитивного образа нашей страны, ее культуры и народа средствами художественной литературы, кино, музейных экспозиций.
3.         Воспитание патриотизма у учащихся.
Учитель – непосредственный проводник знаний, умений, направляющая сила развития подрастающего поколения, призванный научить и воспитывать социально адаптированного и социально ориентированного человека. Именно поэтому роль учителя, воспитывающего детей на ярких примерах мировой и отечественной истории особенно важна. Характерной чертой современного этапа общественного развития является кризис духовных ценностей.
В эпоху социальных, экономических и политических перемен, происходящих в России за последние десятилетия, проблема воспитания патриотизма учащихся не утратила своей значимости, а только еще более обострилась. Острота проблемы заключается в том, что духовное состояние учащихся имеет нисходящую тенденцию и продолжает ухудшаться. Социальное и политическое становление учащихся в условиях преобразования общества в России тесно связано с патриотическим воспитанием. Основным руководящим документом является Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
Формы патриотического воспитания разнообразны и многочисленны, условно их разделяют на три группы:
1.    Учебно-воспитательная работа, применяемая в ходе проведения учебных занятий.
2.    Культурно – досуговая работа (посещение музеев, выставок, встречи с интересными людьми, экскурсионные поездки).
3.    Формы, связанные с созданием музеев, комнат боевой славы, уход и сбережение мемориальных памятников и др. Патриотическое воспитание осуществляется также в ходе проведения бесед, исторических лекториев и чтений, встреч с ветеранами, просмотром и обсуждением кинофильмов, экскурсий.
Подробнее расскажу об основных формах деятельности, которые осуществляю:
·           Учебная деятельность по предметам (литературное чтение, окружающий мир). Создана программа литературного чтения с включением часов внеклассного чтения по программе Светловской Н.Н. В рамках программы, начиная с 1 класса, знакомимся с произведениями детских авторов, в том числе и о Великой Отечественной войне. Малыши слушают, читают на тему «Родину – мать научись защищать» рассказы С. Алексеева. Во 2 классе рассказы А.Митяева, повесть Л.Воронковой «Девочка из города», в 3 классе В.Катаев «Сын полка», в 4 классе произведения А.Гайдара «Тимур и его команда» Е.Ильиной «Четвертая высота». По этим произведениям проводим слушания, викторины, сочинения, написания отзывов, портреты внутреннего мира главных героев.
·                На уроках окружающего мира в 4 классе, изучая темы по истории Великой Отечественной войны, учащиеся составляют в группах презентации и коллажи по знаменательным событиям, с удовольствием выполняют задания- раскраски по известным датам войны.
·                Изучая краеведение во 2 классе, проводим тематические экскурсии о мужестве и героизме наших земляков. Для второклассников экскурсии проводили как шефы - старшеклассники, родители, так и экскурсоводы из 2 класса.
Темы краеведения продолжаем исследовать с учащимися в среднем и старшем звене в рамках исследовательской деятельности (работы «Участие спортсменов Удмуртии в Великой Отечественной войне» Бердникова М. 10 класс, «Маршал Удмуртии Ф. Фалалеев» Якупов Б. 5 класс), старшеклассники проводят викторины не только для учащихся начальной школы, но и для воспитанников спортивной школы (интерактивная викторина «А. П. Обрезкин – можгинский богатырь, ветеран войны»), публикуют свои работы для популяризации Великой Победы.
·          В план воспитательной работы включена система классных часов, нетрадиционных уроков, посвященных датам крупнейших сражений Великой Отечественной войны, экскурсии по тематическим экспозициям в музеи городов Можги, Ижевска, Елабуги. Ежегодно в канун дня Победы проводим часы памяти, приглашая родителей, ветеранов, участвуем в акциях «Бессмертный полк», «Подари звезду ветерану», проходят кинолектории с показом фильмов «Девочка ищет отца», «Сын полка» и др.
·             Работа детских творческих коллективов также включает темы, связанные с патриотизмом и историей: в рамках кружка «Разговор о правильном питании» проводятся занятия на темы «Плох обед, когда хлеба нет» на которых ребята узнают о трагедии блокады Ленинграда, «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной» с просмотром диафильма «Мешок овсянки» по рассказу А.Митяева.
·             Традиционные общешкольные коллективно-творческие дела, в которых ежегодно участвуют мои ученики – смотр песни и строя. Такие мероприятия характеризуются серьёзным подготовительным этапом, высоким коммуникационным потенциалом. Ребята выбирают и разучивают песни военных лет. Осуществляется тесное сотрудничество с семьями обучающихся - папы помогают в репетициях. Таким образом, программа конкурса способствует многогранности воздействия как на детей, так и на взрослых.
·             Участие во Всероссийском творческом конкурсе «Спасибо маленькому герою» также способствует развитию гордости за своих родных, помогающих в борьбе за Великую Победу (первоклассники Наймушина В. и Пономарев И. - участники Всероссийского конкурса).
·             Ежегодно проводим в классе выставки творческих работ, посвященных 9 мая, конкурсы стихов о войне совместно со старшеклассниками.
Следует отметить, что участия в конкурсах творческих работ, конференциях важны, но более важно то, что дети реализуются в соответствии со своими способностями и возможностями и формируются духовно и нравственно.
Несомненно, патриотические и гражданские ценности формируются в семье, но наиболее системно, последовательно и глубоко развитие и воспитание личности происходит в процессе школьной жизни.
Заключение
Время требует от школы новых форм и методов работы, соответствующих современным реалиям. Поэтому в современной школе необходимо использовать больше деятельностных, исследовательских, интерактивных методов, необходимо активно привлекать средства литературы, культуры, искусства для воспитания гражданственности и патриотизма.
Апрель 2021