Высшая школа делового администрирования
Конференции

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Хужахметова Гузалия Ильязовна,
воспитатель,
ГБОУ СО «Санаторная школа-интернат г. Петровска»
г. Петровск
Направления экологического воспитания – это пути, по которым осуществляется развитие экологического воспитания. Можно выделить три основных направления: образовательное, природоохранное и здоровьесберегающее.
Методы экологического воспитания – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.
Формы экологического воспитания – способ организации деятельности учащихся по экологическому воспитанию.
В процессе различной деятельности школьниками усваивается содержание экологического воспитания.
Разные виды познавательной деятельности учащихся стимулируются формами организации внеурочной деятельности:
- совокупность самостоятельной работы и различных источников информации приводит к накоплению фактического материала, раскрытию сущности проблемы. Учащимся на выбор даются темы докладов, сообщений и рефератов на различные экологические темы;
- в процессе игры формируется опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, вносится реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты.
Такие игры, как «Угадай», «Нарисуй», «Найди лишнее», «Расположи правильно» и др., способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В этих играх используются парная и групповая формы деятельности учащихся.
Первые этапы характеризуются методами, анализирующими и корректирующими экологические ценностные ориентации, интересы и потребности, сложившиеся у школьников. При использовании опыта наблюдений и природоохранительной деятельности, педагог в процессе беседы вызывает эмоциональные реакции учащихся, применяя факты, цифры, суждения, стремясь сформировать у них личное отношение к проблеме.
На этапе формирования экологической проблемы вышеизложенные методы приобретают особую роль, которая заключается в стимулировании самостоятельной деятельности учащихся. Путём применения заданий и задач выявляются противоречия во взаимодействии общества и природы, формируются проблемы, рождаются идеи о пути её решения.
Использование дискуссий стимулирует внеурочную деятельность. Дискуссии способствуют проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с местными экологическими условиями, поиску путей их решения.
Обращение педагога к рассказу осуществляется на этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы. Рассказ позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях, при этом, учитываются факторы глобального, регионального и локального уровней. Рассказ должен быть интересный, со статистическими данными, опирающийся на практический опыт учащихся.
Ролевые игры являются средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям. При их построении учитываются специфические цели предмета. Внеурочное занятие может пройти в виде ток-шоу «есть или не есть, «пить или не пить». Дети посмотрят на себя со стороны, у них появится интерес к здоровому питанию и образу жизни. Ролевая игра «Суд над вредными привычками» может помочь детям сформировать правильную ориентацию и выбор жизненной позиции в условиях прогрессирующих наркомании, алкоголизма и курения.
Например, ролевая экологическая игра «Сохраняя воду, сохраняем жизнь!» учит школьников бережно относиться к природным ресурсам, в частности, к воде – источнику всего живого, любить свой родной край.
Моделирование экологических ситуаций нравственного выбора стимулируется познавательной деятельностью. Данные ситуации приводят к обобщению опыта принятия решений, формированию ценностных ориентаций, развитию интересов и потребностей школьников.
Творческие средства (рисунок, рассказ, стихи и т.п.) активизируют потребность в выражении эстетических чувств и переживаний. К примеру, прочтение педагогом стихотворения С.В. Михалкова «Прогулка» побуждает детей любить природу и заботиться о ней, беречь её и охранять.
Преобладающее число логических элементов познания компенсируется искусством. Синтетический подход к действительности, эмоциональность, свойственные искусству, особенно важны для развития причины изучения и охраны природы. Это и рисунки детей на различные экологические проблемы, и стихи, сказки собственного сочинения, эссе, исследования.
Экологическое воспитание проявляется во всех видах деятельности кружковых занятий. Это работа с природным материалом, где дети в декоративно-прикладном творчестве используют засушенные листья, цветы. Собирают листья для сушки, собирают шишки, желуди. При работе с цветной бумагой можно сделать объемные пейзажи окружающей нас природной красоты. В рисовании можно передать красоты природы и времен года. В лепке из пластилина так же присутствуют природные элементы: грибочки, птички, фрукты, овощи и многое другое. Экскурсии по экологическим тропам приносят детям большое удовольствие и пользу.
Экологические субботники – это и уборка территории школы и работа на цветниках, в процессе чего дети приучаются любить, сохранять природу родного края.
Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. Чтобы человек научился этому, прививать любовь к природе надо с самого раннего детства. И в этом нас убеждают слова В.А.Сухомлинского: «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность».

Апрель 2021