Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ» В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Буланова Светлана Вячеславовна,
педагог-психолог,
МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги
Использование программы «Социально-психологический практикум» в организации внеурочной деятельности с учащимися старших классов
Подростковый возраст знаменуется бурным психофизиологическим развитием и изменением социальной активности учащегося. В этот период складываются, устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования. Проявляется недовольство собой на основе объективной оценки своих достоинств и недостатков. Вместе с тем это возраст потерь детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта. На психофизиологическом уровне дискомфорт подростков объясняется различными причинами: неустойчивостью эмоциональной сферы; особенностями высшей нервной деятельности; высоким уровнем ситуативной тревожности. Увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям, обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость.
Для успешной социализации учащихся подросткового возраста создана программа «Социально - психологический практикум», учитывающая возрастные особенности, интересы и потребности старших школьников.
Освоение материала дает возможность учащимся приблизиться к пониманию феномена человека, уникальности его внутреннего мира. Особенностью программы является проблемность обучения, она происходит за счет привлечения, учащиеся к обсуждению проблем личного и общего характера, что позволяет им высказывать свое мнение, получить опыт разрешения сложных жизненных ситуаций.
Содержание программы «Социально-психологический практикум» включает изложение теоретического материала: особенности развития подросткового возраста, межличностные взаимоотношения, понятия о конфликтах, стилях общения. Активные формы работы: игровые упражнения, творческие задания, тесты, дискуссии и обсуждения. Они занимают большую часть программы, проигрывание ситуаций с элементами психологического тренинга дают возможность сформировать у учащихся навыки конструктивного ведения диалога, анализа интересов, чувств, мотивов общения и самоанализа, обучают учащихся приемам и методам регуляции своего внутреннего состояния (саморегуляции).
Данная программа построена с учетом идей и рекомендаций авторов Л.П. Пономаренко, Р.В. Белоусовой.
Новизна дополнительной общеразвивающей программы заключается в том, что основными заданиями, которые предлагается выполнить учащимся, являются практическими и творческими, преподносимые на фоне познавательного материала. Учащиеся фактически сами же и открывают психологию личности. При этом идет развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать. Развиваются все познавательные способности: память, внимание, словарный запас, логическое мышление и творческие способности. На каждом занятии учащиеся учатся распознавать внутренний мир человека, проводить рефлексию и анализировать что получилось, это позволяет отслеживать результативность.
В основе построения программы лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. Приступая к каждому заданию, педагог получает возможность выяснить, в какой мере учащийся нуждается в тех или иных знаниях психологии личности. Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим – это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной.
Разнообразие дополнительного материала, отличных от школьных занятий создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности.
Принципы обучения включают и индивидуальный подход к учащимся, это обеспечивает результативность проведения занятий.
Цели и задачи:
-сформировать гуманистическое мировоззрение и психологическую культуру у учащихся, осознать происходящие в психике процессы;
-научить осознано управлять своим развитием, понимать чувства и мотивы поведения других людей, моделировать свое будущее;
-раскрыть перед учащимися возможности самовоспитания и самоперевоспитания;
-использовать полученные знания на практике, в общении со сверстниками, родителями.
В качестве примера предлагается краткое содержание занятий.
Раздел 1 Подростковый возраст
Тема 1.1. Вводное занятие. Переход от детства к взрослости. Физическое и психическое взросление. Юность в разных исторических периодах.
Занятие построено в форме групповой дискуссии, рассматриваются следующие вопросы:
-переход от детства к взрослости;
-физическое и психическое взросление.
В конце занятия, учащиеся отвечают на вопросы теста «Капитан или пассажир?» (автор Прутченков А.С.), тест «Поддаетесь ли вы чужому мнению?» (для выявления уровня конформности поведения, автор Киршева Н.В. и Рябчикова Н.А.).
Тема 1.2 Подростковый возраст. Особенности развития личности подростка. Поведенческие реакции подростка. Изучение индивидуальных особенностей личности учащиеся.
Занятие включает обсуждение подросткового возраста, поведенческие реакции подростка. Чем характеризуется данный возрастной период, на что необходимо обратить внимание, чтобы успешно общаться с родителями и сверстниками. Изучение индивидуальных особенностей личности, в целях коррекции своего поведения, развития определенных качеств и особенностей личности.
Тема 1.3 Изучение индивидуальных особенностей личности учащиеся. Обсуждение результатов диагностики.
Занятие включает проведение диагностики индивидуальных особенностей личности с использованием теста Айзенга (подростковый вариант), опросника по схеме построения профессиональной перспективы (ЛПП), тест Томаса «Стили разрешения конфликтов» (выявление стиля поведения в конфликтных ситуациях), ряд методик по определению уровня концентрации внимания, видов памяти и развития мышления.
Тема 1.4 Качества личности. Творческие способности.
Занятие включает развивающие игровые упражнения, творческие задания, при помощи которых учащиеся знакомятся с различными качествами личности, понятием «креативность», исследуют свои творческие способности и выявляют у себя новые (используется тест Торренса). В конце занятия проводится рефлексия: что нового учащиеся узнали о себе?
Тема 1.5 Самооценка. Источники формирования самооценки.
Занятие построено на дискуссии, идет обсуждение особенностей поведения людей в зависимости от самооценки. Далее предлагается провести исследование свой самооценки, используем тест «Самооценка» (модификация Л.П.Пономаренко).
В результате реализации дополнительной общеобразовательной программы у учащихся:
·          развиваются вербальные способности - учащиеся легко оперируют терминами, словами, подбирают антонимы, синонимы, омонимы и др., чтобы составить фразу с заданными требованиями, умеют пользоваться методами преобразования слов, могут распознать литературный стиль знакомого автора;
·          развиваются творческие способности - учащиеся способны составить вопрос по данной информации, составить образ из набора фигур, подать идею разрешения проблемы, развить сюжет старых и сочинить сказку по заданным условиям и т.д.;
·          улучшается логическое мышление - учащиеся могут выявить главное, увидеть закономерность, аналогию, логично продолжить оборванную мысль;
·          развивается проблемное мышление - учащиеся способны генерировать идеи для решения заданной проблемы, создания конструкции, классифицировать и анализировать проблемную ситуацию, наметить варианты путей ее разрешения;
·          улучшаются личностно - социальные характеристики -учащиеся приобретают навыки совместной работы в небольших группах, делятся друг с другом интересной информацией.


Список литературы
1.         Дубровина, И.В. Руководство практического психолога [Текст] /И.В.Дубровина – М.: Академия, 1998. – 128 с.
2.         Донцов А.И. «Психология коллектива». - М., 1984. - 220 с.
3.         Елфимова Н.В. «Межличностное взаимодействие в образовательной среде» // Образование и наука. - 2009. - № 3. - С. 66-71.
4.         Жажина О.С. «Диагностика стадий межличностных отношений подростков в учебной группе» // Вестник Самарской гуманитарной академии. - Серия «Психология». - 2012. - № 1. - С. 41-53
5.         Личко А.Е. «Психопатии и акцентуации характера у подростка», СПб.: Речь,2010г.- 256 с.
6.         Обозов, Н.Н. Возрастная психология: юность и зрелость [Текст] / Н.Н.Обозов – СПб.: СаиВеда, 2000. – 135 с.
7.         Обозов Н.Н. «Психология межличностных отношений», Киев, 1990г.-192 с.
8.         Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. «Основы психологии для старшеклассников» (пособие для педагога): В 2 ч. - М.: ВЛАДОС, 2001г. – 192 с.
9.         Прихожанин А. «Психологический справочник для неудачника, или как обрести уверенность в себе», М., 1994г.-192 с.
10.      Прутченков А.С. «Наедине с собой. Психологические тесты и психологические упражнения для подростков и старшеклассников», М., 1996г.-176 с.

Апрель 2021