Высшая школа делового администрирования
Конференции

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Хазиева Нужия Минулловна,
учитель,
МБОУ «С (К) СОШИ»
Пермский край, г. Чусовой
«Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно,- значит вырастить угрозу для общества», - писал Теодор Рузвельт.
В настоящее время духовно - нравственное развитие и воспитание
обучающихся является важной задачей современной образовательной системы. Без четкой системы нравственных ориентиров, уважения к родному языку, истории, культуре общество не способно решать стоящие перед ними глобальные задачи.
В системе образования целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей.
Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.
Духовно-нравственное воспитание обучающихся происходит в общении с семьёй, через общество и государство.
В семье выделяются несколько направлений: личностная успешность, социальная успешность, профессиональная успешность.
В обществе обучающийся заботится о безопасности и здоровье, воспитывает в себе свободу и ответственность, социальную справедливость.
Государство заботится о безопасности обучающихся, развивает национальное единство, конкурентноспособность, развитие человеческого потенциала. Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школе — это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников. Сегодня это одна из важнейших проблем нашего общества.
Важной педагогической задачей формирования личности является выработка обучающимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности. Одной из задач нашей школы, ее приоритетным направлением является патриотическое воспитание, призванное формировать в детях чувство любви к Родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждать чувство гордости и уважения к историко-культурному наследию своего народа. Проводятся через разные направления: «Спешите делать добро», «Наш дом - Россия», «Терпенье и труд всё перетрут», «В здоровом теле - здоровый дух», «От прекрасного к доброму». Традиционно проводятся мероприятия совместно с родителями, конкурсы, совместное создание проектов, подготовка к классным часам или родительским собраниям. Всегда стараемся участвовать с классом в предметных неделях: русского языка и чтения, математики, профессионально - трудового обучения, день здоровья и физкультуры, принимаем участие в конкурсах разного уровня, а также участвуем в акциях различной тематики.

В школе с детьми проводится немало различных мероприятий, в которых мы с классом всегда участвуем. Такие как, «День Знаний», «23 февраля», «Масленица», «8 марта», «60 лет Космосу», «9 мая» и т.д. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Таким образом, позволяет сформировать гармоничную духовно-здоровую личность обучающегося, удовлетворяющую потребность в общении, учиться самовыражаться, самоутверждаться в коллективе сверстников, развивать творческие способности и создаются благоприятные условия для включения обучающихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи и ответственности.
Апрель 2021