Высшая школа делового администрирования
Конференции

РОЛЬ ИГР В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Зиннатуллина Татьяна Николаевна,
старший воспитатель,
Шаймарданова Венера Наилевна,
воспитатель
МБДОУ №1 «Березка», п. Джалиль

Мир, окружающий ребёнка, - это прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский


Дошкольное детство – один из важных этапов в жизни ребёнка. Этот период характеризуется тем, что в кратчайшие сроки человек проходит путь от беспомощного существа к личности, способной размышлять, думать, оценивать, творчески преобразовывать окружающий мир. Учёный Н. Н. Поддъяков подчёркивает, что игра «истинно детская деятельность» является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.
При внедрении федеральных государственных требований в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования у нас, воспитателей, возникает масса вопросов, главный из которых – «С чего начать?». Мы считаем, что прежде всего, необходимо изучить технологию разработки общеобразовательной программы детского сада, которая определит организацию воспитательно – образовательного процесса. Причём она должна реализоваться и в ходе игровой деятельности с учётом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрасте. Один из разделов обязательной части программы – организация игровой деятельности в детском саду.
Каждому человеку необходимо знать родную природу и знать своё место в окружающем мире. В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию.
Человек – часть природы: он не может жить вне её, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем понять её тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле.
Экологическое образование дошкольников – новое, но уже широко распространённое направление в педагогике. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть её судьба.
Что значишь ты без трав и птиц
И без любви к пчеле жужжащей,
Без журавлей над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймёшь ты, наконец,
Врубаясь в мёртвые породы,
О человек, венец природы,
Что без природы твой конец?!
С. И Кирсанов.
Дошкольный возраст – самоценный в развитии экологической культуры личности. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения.
«Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и по обеспечению устойчивого развития» (с учётом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных задач. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.
Необходимо сформировать фундамент достоверных знаний по экологии и практические умения, направленные на охрану природы.
Воспитание правильного отношения к природе, умение бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период жизни ребёнка.
Должна проводится большая работа по экологическому образованию как в дошкольных учреждениях, так и семье. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять её тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле.
Формирование начал экологической культуры — это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, создающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Многолетнее накопление теоретического и практического материала, а также апробирование его в работе с детьми 4-7-летнего возраста позволило нам создать систему работы, направленную на формирование у детей дошкольного возраста, начал экологической культуры. Основная цель, которой — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним. Для достижения этой цели решаем следующие задачи:
- развивать познавательный интерес к миру природы.
- направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.
- воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру.
- формировать у детей экологические знания, культуру и отношение к природе
Система работы по воспитанию экологической культуры детей дошкольного возраста
Формы и методы работы с детьми
·          региональный компонент
·          научность и доступность понятий
·          принцип «спирали»
·          междисциплинарности и интеграции
·          экологические минутки;
·          экскурсии;
·          экологические сказки;
·          практическая деятельность в природе;
·          природоохранные акции;
·          реклама;
·          эксперименты и опыты;
·          развивающие дидактические игры.
·          выставки
Работа с родителями
Доступность. Создаваемые родителями образы природы должны быть реалистичными, близкими эмоционально – чувственному опыту ребёнка.
Яркость и колоритность образов. Чем ярче выражены особенности природного образа, чем чётче они отражены в рассказе или беседе с детьми, тем сильнее они действуют на их чувства и сознание.
Учёт жизненного опыта и интересов детей в процессе приобщения к природе.
Объяснение сущности природы, её явлений и механизмов.
Осуществление процессов приобщения к природе: в домашне-бытовых условиях, общественно- трудовой деятельности в рамках семьи.
Эколого-развивающая среда в домашних условиях должна включать:
Уголок живой природы, в который входят разнообразные комнатные растения, выращенные ребёнком самостоятельно или вместе с родителями, а также все средства, необходимые для ухода за ними. Здесь возможно, но не желательно нахождение каких-либо зверьков (хомячков, морских свинок, черепах, рыбок, птичек и т.д.);
Оснащение необходимыми средствами для самостоятельной исследовательско - практической деятельности детей (выращивание, пересадка, лечение растений, наблюдение за их развитием): инструменты для работы с землёй, земля, песок, мелкие камешки, вода, рассада, семена цветов и овощей или косточки от фруктов и т.д.
Фотографии на тему "природа”, журналы и книги о родной природе и всего мира в целом.
Развивающая экологическая среда
·          уголки в группах (экспериментальные, природные, коллекционные);
·          растительный мир на участке;
·          учебно-наглядные пособия;
Основополагающими принципами нашей работы по экологическому воспитанию являются:
Принцип регионального компонента (изучение природы родного края) позволяет:
- формировать у детей понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;
- использовать имеющую у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;
- помогает решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств, воспитания гражданственности.
- создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность.
Принцип научности и доступности понятий. На каждом этапе работы с детьми первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания. Таким образом, естественные научные знания оформляются по схеме: «представления — понятия — знания». Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержаний.
Принцип «спирали» необходим для того, чтобы дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя представления и понятия, учась применять более сложные приемы и методы исследования. Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание и утомляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса.
Таким образом, почти каждая тема по экологии подкрепляется продуктивными видами деятельности (рисование, ручной труд, аппликация и т.д.) и крупица за крупицей в детские сердца закладывается гуманное отношение к природе.
Мы в работе используем различные материалы в работе с детьми.
Экологические сказки. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом.
Экологические сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления в природе. Детям младшего дошкольного возраста наиболее интересны сказки о животных. Старшим дошкольникам нравятся волшебные сказки. Сказки, написанные самими детьми, занимают особое место в экологическом воспитании. Они помогают нам глубже понять детские интересы и их направленность.
Практическая деятельность в природе. Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к растениям и животным является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. Мы учим детей осознавать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, воде, тепле, солнце, и др.). Каждый организм живет, растет, развивается, если для этого имеются соответствующие условия. Постепенно дети прослеживают и полностью начинают понимать зависимость жизни и состояния растений и животных от труда человека.
Природоохранные акции — это общественно–значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Совместно с родителями мы часто проводим такие природоохранные акции:
«Чтобы деревья были большими» (посадка деревьев осенью)
«День цветов» (создание цветочных клумб)
«Лесная аптека» (сбор лекарственных трав)
«Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время)
«Чистое утро» (уборка территории)
«Чтобы дольше жили книжки» (уход и обновление) и т.д.
С уверенностью могу сказать, что, участвуя в акциях, дети пропускают знания через себя, используют их на практике, приходят к пониманию природных процессов, они осознают ответственность за последствия некоторых своих действий, они растут увлечёнными, не равнодушными людьми.
В ознакомлении с природой особое место занимают дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи детей. Дидактические игры учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивая их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.
В нашем дошкольном учреждении силами педагогов и родителей создана развивающая экологическая среда для повышения эффективности экологической работы с детьми. Элементы развивающей среды, представленные в таблице, способствуют:
·          познавательному развитию ребенка;
·          эколого-эстетическому развитию;
·          оздоровлению ребенка;
·          формированию нравственных качеств ребенка;
·          формированию экологически грамотного поведения;
·          экологизации различных видов деятельности ребенка.
Для полноценного осуществления экологического развития детей, наша система работы в ДОУ сочетается с работой семьи в данном направлении, поскольку именно семья дает первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к объектам природного и растительного мира. Разработанные нами рекомендации для родителей направлены на создание условий приобщения детей к природе в семье.
Итоги работы
Анализ работы по данной системе экологического образования детей позволяет нам сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. На занятиях по познавательному развитию дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных вопросов. Научились логически мыслить, связно рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов и объектов природы. Знания, полученные на занятиях дети «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Ребята с удовольствием играют в «экологию», в «учёных», в «лабораторию», в «коллекционеров», в «геологов»; на территории садика весной и летом уже не увидишь брошенный и увядший букет цветов. Появилось стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, города. Полученными впечатлениями, знаниями, переживаниями, дети делятся со своими родителями и с другими детьми, вводят их в сюжеты своих игр. На основе сотрудничества мы добились доверительных взаимоотношений родителями, их заинтересованного, неравнодушного отношения к развитию и воспитанию детей.
Апрель 2021