Высшая школа делового администрирования
Конференции

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Исаева Наталья Евгеньевна,
учитель начальных классов,
МБОУ «Гимназия № 8»
г. Можги Удмуртской Республики
«Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть и простая человечность» - писал В.А. Сухомлинский. Именно в начальной школе важно заложить основы экологической культуры.
Главная задача экологического образования младших школьников - формирование у них экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений, навыков.
Экологическое образование важно осуществлять при интеграции всех учебных предметов и внеклассных мероприятий. Работа по экологическому образованию и воспитанию начинается уже с первого класса. Первоклассники с удовольствием слушают, читают сами и анализируют «экологические» сказки Н. Рыжовой, Б. Заходера, В. Бианки, М. Пришвина и др.
Дети и в этом возрасте уже способны решить некоторые проблемные экологические задачи, такие, например:
·          Нашел грибник боровик и разрыл вокруг него весь мох, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанёс природе?
·          Два друга отправились в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались старые грибы да мухоморы, которые Вова сбивал палкой. «Зачем ты это делаешь?» – спросил Коля. – «Ведь они нужны лесу, животным». «Они же несъедобные, поганки», - ответил Вова. Кто из мальчиков прав?
В результате обсуждения учитель подводит детей к выводу, что люди без грибов вполне могут обойтись, а лесу и животным в нём они просто необходимы.
На уроках краеведения во втором классе дети знакомятся с местными экологическими и краеведческими особенностями нашего края, так как без элементарных понятий и представлений об экологических проблемах своего края, его климате, реках, озерах, полях, лугах, лесах невозможно усвоение полноценных экологических знаний.
Большие возможности для экологического воспитания, конечно же, дают уроки окружающего мира, но, кроме этого, в содержании каждого учебного предмета заложены возможности для экологического образования учащихся.
Так элементы экологического образования можно включить в любой этап урока русского языка, например, при организации словарной работы, при работе с текстами упражнений, можно подобрать тексты диктантов, изложений и проверочного списывания так, чтобы они помогали ребенку прочувствовать взаимосвязь и взаимозависимость всего живого, пробуждая чувство красоты природы. Материал для таких видов работ можно взять из произведений художественной литературы, изучаемых на уроках или рекомендуемых для внеклассного чтения.
Большие возможности для экологического образования заложены в уроках чтения и учебниках по чтению. Так, например, анализ лирических стихотворений А. Пушкина, С. Есенина, Н. Некрасова и др., развивает у детей умение сравнивать состояние природы в различное время года, видеть, открывать для себя многообразие форм и «настроений» природы, эмоционально отзываться на её красоту, формирует отношение к окружающему миру.
Формируются основы экологического воспитания и на уроках математики. Использование межпредметных текстовых задач способствует формированию не только вычислительных навыков, но и экологических знаний о природе. Уже во втором классе дети сами с удовольствием составляют задачи, используя свои знания, полученные на уроках, например, о продолжительности жизни отдельных деревьев, о высоте отдельных пород деревьев, о длине отдельных рек, о роли леса и др. Игры и сказки включаются в устный счёт.
На протяжении всего периода обучения в начальной школе как на уроках, так и во внеклассной работе наряду с традиционными использую и нестандартные формы, методы и приемы обучения и воспитания:
§  уроки- сказки;
§  уроки- путешествия;
§  уроки- конференции;
§  уроки-игры;
§  моделирование игровых, ситуативных и проблемных заданий на уроке;
§  написание небольших сочинений, рассказов, докладов, обзоров сообщений СМИ (газет, журналов, телепередач), дополнительной художественной и научной литературы;
§  решение проектных задач;
§  составление книжек-раскрасок с текстом об интересных явлениях природы, о животных и растениях;
§  просмотр фильмов на экологическую тему и их анализ;
§  инсценирование экологической ситуации;
§  составление кроссвордов;
§  проведение «Судов » над каким – либо объектом природы;
§  организованный сбор макулатуры
Использую также стихи, загадки, пословицы, поговорки по экологической тематике, организую выставки рисунков детей о родной природе. Ребята охотно собирают природный материал для изготовления поделок на уроках технологии.
Первостепенное значение в экологическом воспитании играет тема охраны природы. На внеклассных мероприятиях и уроках важно детей ознакомить с экологическими проблемами современности, привести детей к мысли о том, что каждый человек на земле должен принимать участие в деле сохранения природы. Ученики начальной школы уже могут самостоятельно под руководством учителя могут попытаться найти пути решения таких проблем, например, как сократить число пластика, выпускаемого современной промышленностью, решить для себя, что каждый из нас может сделать для решения этой проблемы и предложить их для обсуждения:
§  заменить предметы одноразового использования на многоразовые;
§  самостоятельно изготовить некоторые из них, например, сшить сумку из ткани взамен полиэтиленовых пакетов;
§  покупать только те вещи, без которых нельзя обойтись;
§  вести раздельный сбор мусора;
§  давать вторую жизнь вещам, отдавая их тем, кому они ещё могут пригодиться и т. д.
Итак, формируя экологическую культуру, учитель помогает детям осознать, как надо относиться к природе. Он предлагает задачи, показывающие, как человек может помочь природе или, наоборот, навредить ей, и соответственно, что делать, чтобы её сохранить.
Апрель 2021