Высшая школа делового администрирования
Конференции

ОБОГАЩЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОУ ПОСРЕДСТВОМ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ОГОРОД»

Вашкина Татьяна Александровна,
воспитатель,
СП ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Кротовка,
детский сад «Звёздочка»

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить - развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…

Е. И. Тихеева


Дети дошкольного возраста познают окружающий их мир в процессе игры. Игры и игровые моменты с использованием дидактических пособий делают процесс обучения интересным и занимательным. Поэтому изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС), является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса для ребенка дошкольного возраста.
Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям для осуществления полноценной самостоятельной и совместной деятельности со сверстниками и взрослым (педагогом). Пособия и игры, предлагаемые детям дошкольного возраста не должны быть архаичными, их назначение должно нести информацию о современном мире, стимулировать поисково-исследовательскую деятельность и способствовать усвоению социального опыта.
Требования к предметному содержанию РППС направленные на обеспечение гармоничного развития ребенка дошкольного возраста:
·          Полифункциональность – это качество должно давать ребенку гибко использовать элементы РППС в соответствии со своим замыслом, сюжетом игры, в разнообразных функциях;
·          Применение элементов РППС в совместной деятельности. Наличие этого качества говорит о том, что игровые средства могут быть использованы в коллективных играх (в том числе с участием взрослого), а также при инициировании совместных действий;
·          Дидактическая ценность - это качество указывает на то, что игровые средства РППС могут использоваться, как средства обучения ребенка;
·          Эстетическая ценность – игровые средства РППС могут являться средством художественно-эстетического развития ребенка.
Отдельно необходимо уделить внимание развивающим свойствам элементов РППС. Это обусловлено тем, что благодаря своему высокому развивающему потенциалу, игровые средства могут быть использованы для детей с различным уровнем развития.
Развивающие возможности элементов РППС характеризуются на основе оценки их «развивающего потенциала», полагая при этом, что чем выше этот потенциал, тем выше развивающие возможности. Степень этого потенциала можно оценить следующим образом:
1. Чем больше количество заданий, которые могут быть сформулированы перед ребенком с использованием элементов РППС таких заданий, тем выше развивающий потенциал элементов РППС.
2. Существуют такие элементы РППС, которые стимулируют творческую активность и ребенка, и взрослого. Они побуждают придумывать новые задания для детей. Чем больше новых заданий может быть придумано на основе использования элементов РППС, тем выше их развивающий потенциал.
3. Чем для большего числа направлений они могут быть использованы, тем выше его развивающий потенциал.
4. Чем больше заданий, которые «указывают» ребенку на его ошибки, сделанные при выполнении того или иного игрового задания, тем выше развивающий потенциал элементов РППС.
Определяя перечисленные параметры, можно делать выводы о величине развивающего потенциала различных элементов РППС, сравнивать их между собой, и выбирать из них те, которые имеют наибольшие развивающие возможности.
Одним их таких элементов РППС можно считать многофункциональное дидактическое пособие «Занимательный огород». Оно может быть использовано педагогами дошкольных учреждений в работе с детьми дошкольного возраста на занятиях по ФЭМП, ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и в свободной игровой деятельности с детьми. Данное пособие даёт возможность сформировать элементарные математические представления, скорректировать речевые и двигательные нарушения, позволяет развивать сенсомоторную сферу, тактильные восприятия, улучшить память, внимание, восприятие, развить творческие и игровые способности детей.
Инновационный характер пособия заключается в целесообразном слиянии наглядности и практических действий. Действуя с ним, дети получают возможность использовать три сенсорных канала (кинестетический, визуальный, аудиальный). Данное пособие индивидуализирует коррекционный процесс: позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка в области познания.
Актуальность данного пособия в том, что оно привлекает внимание детей и осуществляет определенные образовательные и коррекционно-развивающие функции.
Новизна выражается в использовании оригинальной конструкции пособия, ее многофункциональности, эксклюзивности и выразительности.
Цель пособия: всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста, укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, зрительно-моторной координации, развитие сенсорных способностей.
Задачи:
- Развивать познавательный интерес к окружающему миру.
- Формировать первичные представления об окружающем мире и отношениях объектов окружающего мира (знания об овощах и фруктах, о месте их произрастания, умение различать овощи и фрукты по внешнему виду).
- Формировать лексико-грамматические формы речи, упражнять в словообразовании, обогащать лексику детей прилагательными, отрабатывать употребление предлогов.
- Формировать у детей представления о количестве предметов «один - много»
- Развивать сенсорные способности.
- Развивать внимание, память, мышление, ориентировку в пространстве, мелкую моторику пальцев рук.
- Воспитывать самостоятельность при выполнении игрового задания.
- Совершенствовать зрительные и тактильные ощущения.
- Воспитывать эстетические чувства.
- Развивать воображение и творческую активность.
Практическая значимость: Многофункциональное развивающее дидактическое пособие ориентировано на детей 3-7 лет.
Варианты игр и упражнений:
Игры на ознакомление с окружающим миром:
1. «Поиграем в огород»
Формировать представления о технологии посадки овощей, развивать моторику рук:
- рыхление почвы (мнём руками валики – «почву»);
- создание лунок для посадки (тыльной стороной ладони делаем борозды).
- посадка семян (пальцы щепотью, имитировать посадку семян);
- полив почвы (полить воображаемой водой грядки из лейки).
2. Игра «Что сажают в огороде»
Закрепить знание названий овощей, посредством отгадывания загадок. Отгадай загадку и посадить на грядку соответствующий овощ.
3. Игра «Собери урожай»
Упражнять в умении группировать овощи и фрукты. Собери овощи и фрукты в соответствующую корзину.
4. Игра «Поварята»
Формировать представления о способах приготовления овощей и фруктов. Отсортируй овощи и фрукты в соответствии со способом приготовления.
5. «Заготовки на зиму»
Формировать представления о способах заготовки урожая на зиму. Разложи овощи и фрукты в соответствии со способом хранения.
Игры на развитие речи:
1. Игра «Назови ласково»
Формировать умение образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Ребёнок собирает или сажает овощи и фрукты называя их ласково: Помидор - помидорчик, лук - лучок, свекла - свеколка, и т.д.
2. Игра «Угадай по описанию»
Поиск предмета по словесному описанию. Найди тот предмет, который опишу: «Круглый, желтый, горький».
3. Игра «Где растет?»
Формировать представления детей о месте произрастания овощей (в земле, на кустике) и фруктов (на дереве). Закрепить название овощей и фруктов. Отрабатывать употребление предлогов на, в, над.
4. Игра «Где спрятался жучок?
Ориентировка в пространстве, закрепить название овощей, отрабатывать употребление предлогов: на, в, под, за.
5. Игра «Чего не стало?»
Способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности. Посмотрите и запомните овощи на огороде, а теперь закройте глаза, какого овоща не стало? Упражнять в образовании родительного падежа единственного числа: «Не стало лука»
6. Игра «Подбери словечко»
Расширять словарный запас детей, умения согласовывать прилагательное с существительным. Что можно сказать про огурец? Какой он?
7. Игра «Один - много»
Образование формы множественного числа существительных. Помидор - помидоры, морковка – морковки.
8. Игра «Жадина»
Обучение правильному употреблению слов "мой", "моя", "мои", согласованию слов по родам. Моя – морковка, мой - помидор, Мой – лук.
Игры на формирование элементарных математических представлений:
1. Игра «Соотнеси по цвету»
Формировать умение соотносить предметы по цвету. Собери овощи в ящики соответствующих цветов.
2. Игра «Подбери по форме»
Формировать понятие о форме предметов. Подбери овощ (фрукт) в соответствии с фигурой на прищепке.
3. Игра «Посчитай-ка»
Закрепить навыки счёта. Посчитай количество овощей (фруктов).
4. Игра «Столько - сколько»
Закрепить умение соотносить количество предметов с заданным числом. Посади на грядку столько овощей, сколько на соседней грядке (путём приложения). Или - собери в ящик столько овощи (фруктов), сколько указано на прищепке.
5. Игра «Больше – меньше - равно»
Учить сравнивать числа. Развивать умение отвечать на вопросы «Сколько?», «На сколько больше?», «На сколько меньше?». Посади овощи на грядку в соответствии со словесным указанием воспитателя. Собери в ящик овощи (фрукты) в соответствии со знаком на прищепке.
6. Игра «Что лишнее?»
Учить находить общий признак и определять «лишний» предмет. Назови лишний овощ (фрукт), объясни свой выбор.
7. Игра «Где находится»
Учить ориентироваться на плоскости. Рассади овощи на огороде, как я скажу. Или – в соответствии с карточкой.
Список литературы:
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155/Министерство образования и науки РФ.- Москва:2013г.
2. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014 – 96 с.
3. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ

Апрель 2021