Высшая школа делового администрирования
Конференции

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДО-ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ

Газарова Лилия Вартановна,
учитель-логопед,
ГБДОУ №83 Фрунзенского района,
г. Санкт-Петербург
Анализ литературных источников по проблеме заикания у детей позволил нам выделить значимые аспекты этого нарушения. У заикающихся детей старшего дошкольного возраста отмечается острая реакция на свой дефект. Самосознание детей старшего дошкольного возраста становится более адекватным, собственные достоинства и недостатки они понимают, ориентируясь на оценку окружающих.
Осознание своего дефекта, невозможность самостоятельного избавления от него или маскировки, вызывают у заикающихся такие психологические особенности, как стеснительность, робость, чувство угнетенности, стремление к уединению и постоянные переживания за свою речь. Нередко в поведении наблюдаются противоположные проявления - расторможенность, резкость, агрессивность, повышенная активность. Установлено, что поведение детей неоднородно и как именно они будут переживать свой дефект не известно. Все зависит от индивидуальных, личностных особенностей [10].
В исследования Г.А. Волковой обращается внимание на значимость театрализованной игры для коррекции заикания у дошкольников [2]. Психологами и педагогами театрализованная игра рассматривается как деятельность, необходимая для развития всех сторон личности дошкольника. Драматизация или театрализованная деятельность один из самых частых и распространенных видов детского творчества [3]. Театрализованная деятельность включает различные символико-моделирующие виды деятельности и построена на основе органического единства игры, речи, рисования [1, 2, 3, 4, 5, 6, 11, 12].
В экспериментальном исследовании приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста: в экспериментальную группу вошли 20 детей с заиканием, в контрольную — 20 детей с нормативным уровнем развития речи. Для исследования уровня самооценки использовались следующие методики: Лесенка, Рисунок несуществующего животного. Для изучения особенностей межличностного общения и показателей личностного развития детей был использован фильм-тест Рене Жиля, для исследования уровня тревожности тест тревожности Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен «Выбери нужное лицо» [7, 9]. Анализ результатов экспериментального исследования позволил прийти к выводу о том, что для дошкольников с заиканием характерна неустойчивость самооценки, социальная приспособленность и взаимоотношения с окружающими у дошкольников с заиканием ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием. Выявленная специфика объясняется острым переживанием речевого дефекта. Установлено, что реальное «Я» ребенка не совпадает с идеальным, вследствие чего возникает внутренний конфликт, который отражается не только на самооценке, но и на отношениях с окружающими.
На основание научных данных [2, 4, 8, 10] и наших предположений мы сочли полезным проведение специально организованных игр-занятий с детьми с заиканием средствами технологии театрализованной игры. Это создает условия для развития творческих навыков ребенка с заиканием, а именно:
- обеспечивает целостность и глубину воздействия, включающего ритмические, музыкальные, словесные воздействия, а также воздействие игрового пространства, усиленное эффектом групповой деятельности;
- позволяет создавать ситуацию импровизационного действия, которая дает участникам высокую степень свободы самовыражения;
- обеспечивает ситуации, когда ребенок может выражать свои эмоции и чувства, не опасаясь недовольства и оценки со стороны окружающих;
- гарантирует удержание внимания, сосредоточение и желание участвовать в происходящем;
- позволяет каждому ощутить себя успешным, создавая необходимые ситуации, способствует творческому самовыражению;
- дает возможность погрузиться за рамки реальности, создает условия, в которых «актеры» обучаются определенным нормам поведения и взаимодействия в реальных ситуациях;
- приближает к чувству коллективного и эстетического переживания, создавая положительный эмоциональный фон [8, 10].
Используя театрализованную игру, как один из методов коррекции заикания у старших дошкольников, мы стремимся приобщить детей к театральной культуре в целом, познакомить с видами и жанрами театрального искусства, обучить их умению преображаться в процессе театрализованных игр, имитировать движения, голоса, использовать интонационно-образные средства выразительности речи (модуляция голоса, интонация), формулировать основную мысль текста и давать словесные характеристики главным и второстепенным героям. Реализуя таким образом главную цель – добиться овладения навыками коммуникации и обеспечения оптимального вхождения детей с заиканием в общественную жизнь.
Учитывая психологические особенности заикающихся детей, основной акцент при подборе игр мы делали на: развитие адекватной самооценки; гармонизацию личности в целом; избавление от страхов и неуверенности; нормализацию межличностных и внутрисемейных отношений; развитие более позитивной Я-концепции; на выработку способности к самостоятельному принятию решений [2, 8, 10].
Так, традиционные игры, в которых используются сюжеты сказок, были нами дополнены и изменены, чтобы ребенок с заиканием мог идентифицировать себя с каким-то персонажем и выразить те или иные состояния. Перед непосредственным переходом к самостоятельной игровой деятельности, дети наблюдали театрализованную постановку взрослого.
Работа по обучению театрализованной игре делится на подготовительный и основной этап.
Цель подготовительного этапа – формирование у детей стремления к познанию нового, вызывание интереса к театрализованной деятельности. Для этого педагоги стремятся вызвать у детей эмоции радости, удивления, восторга которые дети сначала выражают без слов.
Задачи подготовительного этапа включают:
- создание положительной эмоциональной обстановки для ребенка в дошкольном учреждении, чтобы ребенок мог адаптироваться в первый месяц к новым условиям, пребывая в дошкольном учреждении;
- установление доверительных отношений между педагогом и ребенком в процессе театрализации;
- развитие доброжелательного отношения к окружающему миру, сверстникам, взрослым, в том числе к театрализации.
Подготовительный этап в работе с заикающимися детьми является щадящим, включает спокойную обстановку, ограничение общения с окружающими. Логопед наставляет ребенка на целенаправленную работу над собственной речью и убеждает в положительном исходе специальных занятий. Он должен совместить задачи, решаемые на подготовительном этапе логопедической работы с задачами подготовительного этапа по обучению театрализованной деятельности. В ходе занятий необходимо обращать внимание на спокойное, непринужденное и свободное поведение ребенка при общении, также необходимо сформировать доброжелательное отношение ко взрослым и сверстникам, окружающим ребенка, установить доверительные отношения. Поскольку на подготовительном этапе работа с детьми осуществляется сначала в режиме молчания, в этот период используются задания, где ребенку без слов необходимо изобразить определенную эмоцию.
1.         Тебе подарили долгожданный подарок.
2.         Тебя похвалили родители.
3.         Ты не ожидал, что мама разрешит тебе пойти кататься на велосипеде под дождем, но она разрешила.
4.         Ты идешь гулять в парк.
5.         Ты съел кислый лимон
6.         Рассердился на драчуна
7.                   Встретил знакомую девочку
8.         Испугался забияку
9.         Умеешь лукавить [4]
Кукла бибабо использовалась нами для проведения занятий на этом этапе. Она позволяла установить контакт с ребенком, способствовала активизации внимания. Вначале дети выступали в роли наблюдателей, а затем самостоятельно учились взаимодействовать с ней. Разыгрывание сценки вместе с ребенком, когда устанавливались партнерские отношения и взрослый выступал в качестве друга, благотворно способствовала установлению доверительных отношений.
Далее мы переходили к основному этапу, состоящему из 9 ступеней, которые имеют операциональную и содержательную специфику. Каждая ступень – сформированность театрализованной игры определенного вида: игра с реальными предметами, режиссерская игра с предметами-заместителями, образная игра, ролевая игра, отобразительная, сюжетно-ролевая, сюжетная игра с правилами, игра-драматизация и режиссерская игра на высшей ступени. При реализации задачи предыдущей ступени, и готовности ребенка с заиканием к усвоению более сложного материалы, возможен переход к следующей ступени [1].
Приводим примеры игр и конспектов занятий с использованием театрализованной деятельности, которые мы предлагаем для логопедических занятий с заикающимися. Все игры приведены в определенной последовательности, с учетом режимных моментов работы с такими детьми. Сначала детям предлагались игры, где они должны были выполнить определенное действие без слов, с помощью мимики и жестов, затем происходил переход к шепотной речи, где дети с логопедом и воспитателем разговаривали шепотом. После дети действовали согласно инструкции по игре, говоря сопряженно с логопедом и воспитателем, затем игры на выработку отраженной речи, вопросно-ответной и в завершение детям предлагались игры на выработку самостоятельной речи.
Игра «Развесели меня без слов».
Логопед приносит мишку и говорит, что этому мишке грустно и нужно его развеселить без слов. Перед началом игры логопед объясняет детям, что можно передать радость с помощью мимики, жеста или движений. Мимика – это различные выражения лица. Когда человеку хорошо, он улыбается или смеётся. При этом лоб у него гладкий, без морщинок, уголки губ подняты, глаза прищурены. Жесты – это движения рук или головы.
Эти игры помогут детям закрепить знания о понятиях мимика, жесты, радость, грусть. Также будут способствовать развитию общей и артикуляторной моторики, умению понимать и передавать эмоции, привлечению к театрализованной деятельности. Окружающие говорят только шепотом.
Далее осуществляется постепенный переход к шепотной речи.
Игра «Назови свое имя ласково».
Участники игры называют свои имена, после чего водящий ребенок бросает мяч остальным, называя имя адресата. Игру можно проводить не один раз, причем воспитатель тоже играет с детьми, и дети обращаются к нему по имени [31]. Важно понимать, что все говорят шепотом.
Игра «Страна шепота».
Детям говорится, что они оказались в чудо стране, где все кругом говорят шепотом и им тоже нужно говорить шепотом. Игра проводится с мячом, дети садятся в круг, передают мяч по часовой стрелке друг другу и делают комплименты. Так, каждый ребенок произносит слово.
Игра «Секретики».
Дети сидят в кругу. Логопед по очереди подзывает к себе детей и шепотом загадывает им загадку, ребенок должен также шепотом ответить отгадку.
Игра «Садовник».
Учитель-логопед говорить детям, что они очутились в прекрасном саду, где растет много цветов и деревьев с фруктами, но всего этого бы не было, если бы не трудолюбивый садовник. Логопед предлагает детям распределить роли (садовник, роза, яблоко, вишня и т.д.), придумать для себя костюмы и показать небольшую сценку, в ходе которой дети шепотом озвучивают кто они. В изготовлении костюмов детям помогает воспитатель.
Такие игры помогают установить доверительные отношения с ребенком, способствуют развитию логического мышления, формированию положительной установки на занятие, доброжелательному отношению детей друг к другу.
Далее на подготовительном этапе идет режим сопряженной речи. Логопед дает образец речи и по команде заикающийся повторяет это вместе с логопедом.
Приводим примеры игр, которые можно использовать на этом этапе логопедической работы.
Игра «И я тоже».
Педагог говорит, что он делает и дети говорят вместе с ним:
Утром я встаю (ребенок повторяет)
Умываюсь (ребенок повторяет)
Чищу зубы (ребенок повторяет)
Надеваю чистую одежду (ребенок повторяет)
Завтракаю (ребенок повторяет)
Выхожу на улицу (ребенок повторяет) [11].
Игра «Расскажи со мной стихотворение»
Логопед объясняет ребенку, что тот должен сказать логопеду какое стихотворение он знает и рассказать его детям вместе с логопедом.
Игра помогут ребенку избавиться от внутренних зажимов.
На этапе отраженной речи можно использовать пальчиковый театр.
Игра «Повторюшки»
Логопед и воспитатель показывают детям пальчиковый театр по сказке В. Сутеева «Кот-рыболов». Перед этим дети получили карточки с персонажами из сказки. По ходу игры они должны повторять реплики своего героя.
Игра «Мартышки»
Учитель-логопед показывает ребенку движение и произносит фразу, а ребенок должен повторить показанные фразу и движение.
Данные игры способствуют развитию диалогической речи, внимания, памяти, развитию общей, мелкой и артикуляторной моторики.
После чего осуществляется переход к основному этапу, который начинается с вопросно-ответной речи. Здесь появляются элементы самостоятельной речи. Можно использовать игру
«Нарисуй рисунок»
Логопед предлагает детям нарисовать рисунки, затем вступает с ними в диалог, задает вопросы по рисунку.
Отлично подойдет пальчиковый или теневой театр. В нашей разработке предлагается учителю-логопеду и воспитателю провести показ театра по сказке «Заяц-хваста» (в обработке А. Толстого). После чего, задаются вопросы по просмотренной сказке, на которые они отвечают. Далее логопед предлагает пересказать сказку и отыграть ее, выбрав по жребию для себя роль. Перед показом с детьми проводится предварительная работа – изготовление костюмов, репетиция.
На этапе самостоятельной речи можно использовать следующие игры:
«Разговор по телефону»
Логопед задает тему, а дети, разбившись на пары, должны вести диалог, отвечая друг другу на вопросы.
«Опиши свой лучший день»
Дети садятся в круг и тот, кому катится шарик, должен рассказать свою историю, «показывая» эту историю.
«Я герой»
Дети совместно с воспитателем записывают на листочки любимых героев и персонажей, затем бумажки складываются в шляпу, после чего каждый ребенок подходит к шляпе и вытягивает доставшийся ему персонаж. Логопед дает задание детям рассказать про своего героя так, чтобы остальные догадались.
Анализ результатов обучающего эксперимента показал, что театрализованные игры, которые проводились в указанной выше последовательности, способствовали развитию связной речи, внимания, воображе6ния, формированию адекватной самооценки, умению принимать на себя роль определенного героя и передавать его эмоции. Таким образом, мы видим значимым использование театрализованной игры, как метода работы с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста, с целью улучшения общего психического состояния, а также гармонизации самооценки.
Список литературы
1.         Баряева Л.Б., Вечканова И.Г. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками. – СПб.: КАРО, 2007.
2.         Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Книга для логопедов. - 2-е изд., доп. и перераб. – СПб: Детство–Пресс, 2003.
3.         Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997.
4.         Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.
5.         Маханева М. Д. Театрализованная деятельность в саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2003.
6.         Петров Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. — М.: Школьная пресса 2003.
7.         Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: БАХРАХ-М, 2015.
8.         Рождественская В. И., Павлова А. И. Игры и упражнения для исправления заикания. – М.: Просвещение, 1978.
9.         Сборник психологических тестов. Часть III /Сост. Е. Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006.
10.      Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. - 4-е изд., доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
11.      Цеева Л.Х., Ситкова А.В. Влияние театрализованной игры на развитие творческих способностей дошкольников // Концепт. – 2014. – № 08 (август). – ART 14214. – 0,5 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14214.htm. – Гос. рег. Эл. №ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X/ Последний визит:24.04.2021
12.      Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5 – 6 лет /Под ред. О.Ф. Горбуновой. – М.: Мозайка – Синтез, 2007.
Апрель 2021