Высшая школа делового администрирования
Конференции

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

Едошина Ирина Евгеньевна,
воспитатель,
ГБДОУ №31
Санкт-Петербург

Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне…

Э. Успенский


Актуальность выбранной темы:
В соответствии с ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования является принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
Оптимальной формой организации сотрудничества является совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка.
Совместная деятельность – одна из перспективных форм развивающего обучения.
Детство – очень важный период в жизни детей. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.
Манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения – это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов.
Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно нередко поражает взрослых своей оригинальностью, буйством фантазий. Дети рисуют много и с большим желанием. В продуктивной деятельности у детей формируется интерес к изобразительной деятельности, развитие их способностей.
Рисование – это первый вид творческой деятельности ребёнка с помощью взрослого. Занимаясь изобразительной деятельностью ребёнок расширяет кругозор, воспитывает художественный вкус, развивает зрительное восприятие, память, мыслительные процессы (сравнение, обобщение), формируются элементарные графические умения столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приёмы нетрадиционного рисования. Многие учёные считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста.
Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, даёт ребёнку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.
Цель:
Организация совместной деятельности взрослого и детей, направленной на развитие художественно – творческих способностей детей средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
- Воспитывать положительное отношение ребёнка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату;
– Познакомить с приёмами нетрадиционных техник рисования и способами изображения с использованием различных материалов.
– Развивать художественно – творческие способности детей: фантазию, наблюдательность, воображение и любознательность.
– Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
– Развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию.
– Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.
Кроме того, в процессе этой деятельности у детей формируются навыки контроля и самоконтроля. Таким образом, задачей педагога является знакомство детей с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение)
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать нетрадиционные техники и приемы.
Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать такие техники:
– Рисование пальчиком;
– Рисование ладошкой;
– Оттиск печатками из картофеля;
– Поролоновые рисунки;
– Рисование крупой;
– Рисование солью;
– Рисование бумагой;
– Рисование ватными палочками;
– Рисование пластиковыми бутылками и пробками;
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Использование нетрадиционных техник рисования позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, даёт полную свободу для самовыражения.
Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии.
Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить кляксы и получать забавный рисунок?
Работая с ребёнком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребёнка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно. Я использовала возможность общения с родителями, и одна из задач – установить доверительное отношение с ними. Проводила с родителями консультации, беседы, родительские собрания и мастер классы на которых знакомила родителей с видами нетрадиционного рисования.
Обучение рисованию нетрадиционными способами детей на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности.
Основные этапы проекта:
1. Подбор и изучение методической литературы.
2. Участие в мероприятиях посвященных теме проекта.
3. Формирование опыта по проекту. Внедрение в практику.
4. Представление опыта работы по проекту.
1. Подбор и изучение методической литературы:

автор

название

А. В. Никитина

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду»


Р. Г. Казакова

«Изобразительная деятельность в детском саду»

В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова

«Конспекты занятий детского сада»


Г. Г. Григорьева

«Развитие дошкольника в изобразительной деятельности»


Т. С. Комарова

«Как научить ребенка рисовать»


О. А. Соломенникова

«Радость творчества»




2. Участие в мероприятиях посвященных теме проекта:

тема

форма участия

Техника отпечатка листьев:

«Осенний лес»


Мастер класс

Объёмные краски: «Салют»


Мастер класс



3. Формирование опыта по проекту. Внедрение в практику:

«Учимся рисуя»

Знакомство детей с различными нетрадиционными техниками рисования


«Дорисуй»

«Обведи»


Игры с воспитателем


«Раскрась по схеме»

«Составь узор»

Творческие задания


«Пуговички»

«Пластилишка»

Пальчиковые игры


«Осеннее дерево»

Коллективная работа

Рисование ладошками

«Лось»

Рисование с помощью трафарета и ватных палочек

«Рисуем ёжику иголки»


Рисование вилкой

«Зимнее дерево»


Рисование мятой бумагой

«Снеговик»


Рисование манной крупой

«Новогодняя игрушка»


Рисование ватными палочками

«Метель»


Рисование ватными палочками

«Жираф»


Рисование пшённой крупой

«Грач»


Рисование с помощью трафарета

«Весеннее дерево»


Рисование пальчиками

«Божья коровка»


Рисование на камушках

«Штампы»


Рисование картофелем

«Салют»


Рисование рулончиком


4. Представление опыта работы по проекту:
• Выступление на педсовете
• Консультация
• Семинар-практикум
• Показ непосредственно - образовательной деятельности с детьми
• Выставки детского творчества
Предполагаемый результат:
В результате целенаправленной работы, кисти рук приобретут хорошую подвижность, гибкость, постепенно исчезнет скованность движений, т. к. нетрадиционное рисование способствует развитию мелкой моторики у детей.
У детей повысится мотивация заниматься художественной деятельностью, т. к всегда интересно попробовать что-то новое, необычное, и посмотреть, что из этого получится. Новые возможности удивят ребенка, вызовут восторг.
Будут развиваться художественно-творческие способности дошкольников. Дети будут «заряжены» на успех, исчезнет страх критики со стороны сверстников и взрослых, малыши будут уверены в своих силах.
«Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных техник рисования»
Мастер класс. Объёмные краски. Тема: «Салют»
Провела воспитатель: Едошина Ирина Евгеньевна.
Мы открыли мастерскую.
Полюбуйтесь - вот какую!
Приглашаем всех учиться,
Вместе весело трудиться!
Только смелый и упорный,
Доберётся к цели бодро!
Сегодня, я предлагаю Вам, на практике освоить нетрадиционные техники рисования объёмными красками, стать непосредственными участниками нашего мастер класса.
Для начала, я хочу рассказать Вам, как в домашних условиях можно сделать такую краску.
Нам понадобится:
Блинная мука - 0.5 кг.
Мелкая соль - 5 ст. ложек.
Растительное масло - 2 ст. ложки.
Ёмкости для смешивания красок, ложка.
Вода, гуашь или пищевые красители.
Чем заменить блинную муку? Если нет блинной муки, можно использовать обычную муку и добавить разрыхлитель.
Процесс приготовления объёмных красок:
1. В отдельной ёмкости нужно смешать блинную муку с солью.
2. Добавляем воду и смешиваем до однородной массы (должна получиться консистенция жидкой сметаны).
3. Вливаем растительное масло.
4. Раскладываем полученную массу по отдельным контейнерам и добавляем пищевые красители (сухие красители нужно предварительно развести в небольшом количестве воды) или гуашь. Вариант для малышей, которые любят всё попробовать: для самых маленьких можно использовать пищевые натуральные красители. Можно перелить краску в стаканчики, а можно в кондитерские пакетики, работать очень просто и интересно.
Для работы берём лист картона или плотную бумагу (например, акварельную), а также для работы подойдут картонные одноразовые тарелки.
Готовый рисунок можно запечь в микроволновой печи. Помещаем готовую работу на 30 - 40 секунд. Длительность высыхания зависит от слоя краски. Если нет возможности запечь в микроволновой печи, просто оставить до полного высыхания на прямой поверхности.
Желаю творческих успехов!

"Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных техник рисования"
Мастер класс в технике отпечатка листьев. Тема: "Осенний лес"
Провела воспитатель: Едошина Ирина Евгеньевна.
Осень краски разбросала
На деревья и кусты.
И горят они всё ярче,
Словно летние костры.
Золотистый и багровый,
Желтый праздничный наряд.
Опадает лист последний,
Наступает листопад!
Отпечатки листьев на бумаге – нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста, позволяющая получить интересную фактуру изображения с помощью красок. В этой технике используются натуральные листья деревьев.
Рисование отпечатками листьев – удивительная творческая техника. Простая и доступная всем, она дает эффектные результаты. Оказывается, что из листочков получаются не только силуэты деревьев, но и другие образы: птицы, животные, рыбы… А во что превратит их фантазия вашего маленького художника?
Прогуляйтесь вместе с ребенком по аллеям и по саду и соберите букет. Чем разнообразнее будут листья, тем лучше. Присмотритесь к собранным листьям повнимательнее: ветка папоротника легко превращается в елочку, листья ясеня – в высокие деревья, а листья березы, осины или сирени – в низкие пушистые кустики. Заодно вы посмотрите, как преображается природа осенью, чем различаются разные деревья и кустарники. Даже подготовка к творческому занятию приносит положительные эмоции и расширяет кругозор малыша, а сам процесс стимулирует художественное восприятие и воображение.
Для оригинальной картины вам понадобятся:
- листья с разных деревьев
- бумага (удобнее всего рисовать на формате А4)
- кисточка
- краски
- гуашь
Самым маленьким я рекомендую пальчиковые краски: они хорошо отпечатываются на листе и легко смываются с рук.
На листочек мы наносим краску, можно разных цветов, чтобы наше дерево получилось по-осеннему ярким и красочным.
Затем, раскрашенный листочек переворачиваем на лист бумаги и прижимаем ладошкой.
Аккуратно убираем листочек и любуемся получившимся отпечатком.
Во время рисования, все детки и их родители, получили огромное удовольствие и море эмоций.
Апрель 2021