Мартьянова Ирина Геннадьевна,
воспитатели,
МБДОУ ДС «Сказка» корпус «Золотой петушок»,
Пермский край, г. Оса
Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В ФГОС ДОО одно из направлений в социально-коммуникативном развитии — это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Для детей дошкольного возраста трудовое воспитание осуществляется путём привития навыков самообслуживания и элементарного бытового труда (в помещении и на улице), конструирования из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и другой материал. Как говорил А.С. Макаренко: «Труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания». Трудовая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Труд следует рассматривать и как средство умственного воспитания, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу.
В начале года в подготовительной группе нами была проведена педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка. По ее результатам были выявлены следующие показатели: дети проявляют интерес к другим людям, их действиям, профессиям, предметному миру, созданному человеком, вместе с тем мы отметили, что дети затрудняются в различении некоторых людей по профессии как в реальной жизни, так и на картинке, представления о профессиях поверхностные, дети затрудняются в раскрытии значений и связей видов труда, интерес к труду у детей группы неустойчив, не все дети охотно участвуют в совместном труде со сверстниками, дети недостаточно самостоятельны в самообслуживании, хозяйственно – бытовом труде, некоторые дети проявляют небрежное отношение к процессу и результатам труда. Самостоятельность и инициативу в труде проявляют не все.
Результаты же анкетирования родителей показали, что они привлекают детей к труду, у детей есть домашние обязанности, взрослые знакомят детей со своей работой и другими профессиями, в то же время родители сталкиваются с затруднениями в организации трудовой деятельности. Среди них большинство отмечают, что ребенок не доводит начатое дело до конца, не хочет выполнять трудовые поручения, готов бросить дело при затруднении.
С целью объединения детей, родителей, педагогов общей деятельностью по формированию положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста в подготовительной группе МБДОУ ДС «Сказка» корпуса «Золотой петушок» мы решили реализовать проект «Землю красит солнце, а человека труд».
Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Расширять представление детей о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий.
2. Развивать творческую инициативу, способность самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.
3. Обеспечивать освоение умений сотрудничества в совместном труде, оценки результатов труда.
4. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитывать личность ребенка в аспекте труда и творчества.
5. Обогатить представления родителей в вопросах трудового воспитания.
6. Привлечь родителей к совместной с ребенком трудовой и творческой деятельности.
Участниками проекта, осуществляемого в течение учебного года стали воспитатели, специалисты ДОО, социальные партнеры, воспитанники подготовительной группы № 11 и их родители.
Реализация проекта предполагает три этапа. Содержание каждого этапа было определено исходя из результатов диагностики и анкетирования родителей. Прогнозируемый результат
· Расширены представления детей о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий.
· Дети инициативны и самостоятельны в реализации различного вида труда и творчества.
· Дети активно сотрудничают в совместном труде, могут оценить результаты труда.
· Дети уважительно относятся к собственному труду, труду других людей и его результатам.
· Родители осведомлены в вопросах трудового воспитания.
· Родители активно участвуют в совместной с ребенком трудовой и творческой деятельности.
Содержание образовательной деятельности по развитию у дошкольников ценностного отношения к труду в соответствии с ФГОС ДОО включает в себя два основных раздела:
1. Труд взрослых и рукотворный мир
2. Самообслуживание и детский труд.
С целью формирования представлений о многообразии профессий в современном мире, представления о личностных качествах представителей разных профессий нами были запланированы следующие мероприятия.
· Экскурсии по социальным объектам нашего города.
В сегодняшних условиях нами был составлен план тематических виртуальных экскурсии, где сотрудники детского сада, социальные партнеры и родители рассказывали о своей профессии. Дети побывали на кухне детского сада, заглянули в гости к швее, узнали больше о труде пожарного, заглянули в аптеку, на почту, в магазин.
Кроме этого, были проведены беседы, также использовались дидактические игры, чтение художественной литературы и др.
Чтобы расширить круг обязанностей детей в самообслуживании и хозяйственно – бытовом труде, были использованы следующие приемы работы:
· Дежурство по столовой, уголку природы, подготовка к занятиям
· Чистка одежды и обуви
· Затачивание карандашей
· Уборка в группе (мытье игрушек, стульчиков, протирание пыли, уборка шкафчиков)
· Пришивание пуговиц, забивание гвоздей, закручивание болтов.
· Починка и ремонт книг
· Помощь младшим в одевании, раздевании
· Заплетание и одевание кукол
· Уход за комнатными растениями
· Сбор семян
· Уборка клумб
· Уборка листьев
· Уборка снега
· Кормление птиц
· Посадка семян, лука
С целью развития инициативы и творчества в ручном труде и конструировании были запланированы следующие мероприятия
· Изготовление поделок из бумаги, в том числе оригами
· Коллективная аппликация
· Изготовление поделок из природного и бросового материала
· Экспериментирование с материалами
Для решения проблемы по формированию позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества необходимо уделить большое внимание совместной работе детского сада и семьи. Изучая семьи, а именно результаты проведенного анкетирования для родителей, мы отметили, что у родителей отсутствует опыт в организации трудовой деятельности детей. Это заставило нас искать более эффективные формы взаимодействия с семьей в вопросах трудового воспитания детей.
· Благоустройство территории: оформление участков групп
· Совместное с родителями сооружение зимних построек.
· Совместные творческие выставки поделок
· Оформление групповых комнат к праздникам.
· Привлечение родителей в образовательную деятельность (Мастер классы - ролики родителей «Профессия моей мамы»)
· Рекомендации для родителей: «Домашние обязанности для детей. Без напоминания и с удовольствием»
· Памятки: «Раз, два, три, четыре, убираюсь я в квартире», «Труд в жизни человека».
· Выставка коллажей «Взрослых труд я берегу, помогаю как могу»
· Консультации для родителей «Как приобщить ребенка к труду», «Как научить ребенка трудиться», «Какие дела можно поручить детям разного возраста».
На заключительном этапе планируется оформление репортажа о проекте.
Также следует отметить, что на данном этапе реализации проекта дети, родители, социальные партнеры были активными участниками всех мероприятий, обменивались опытом по вопросам трудового воспитания. Обновилась и пополнилась РППС группы по трудовому воспитанию и не только, дети стали активнее участвовать в совместной трудовой деятельности, родители обогатили опыт в вопросах трудового воспитания.
Только творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов.
Надеемся, что данная система работы вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов ДОО, позволяющим организовать работу по развитию ценностного отношения к труду, а также поможет в реализации поставленных целей и задач.