Высшая школа делового администрирования
Конференции

ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Манькова Елена Витальевна,
Мартьянова Ирина Геннадьевна,
воспитатели,
МБДОУ ДС «Сказка» корпус «Золотой петушок»,
Пермский край, г. Оса
Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В ФГОС ДОО одно из направлений в социально-коммуникативном развитии — это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Для детей дошкольного возраста трудовое воспитание осуществляется путём привития навыков самообслуживания и элементарного бытового труда (в помещении и на улице), конструирования из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и другой материал. Как говорил А.С. Макаренко: «Труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания». Трудовая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Труд следует рассматривать и как средство умственного воспитания, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу.
В начале года в подготовительной группе нами была проведена педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка. По ее результатам были выявлены следующие показатели: дети проявляют интерес к другим людям, их действиям, профессиям, предметному миру, созданному человеком, вместе с тем мы отметили, что дети затрудняются в различении некоторых людей по профессии как в реальной жизни, так и на картинке, представления о профессиях поверхностные, дети затрудняются в раскрытии значений и связей видов труда, интерес к труду у детей группы неустойчив, не все дети охотно участвуют в совместном труде со сверстниками, дети недостаточно самостоятельны в самообслуживании, хозяйственно – бытовом труде, некоторые дети проявляют небрежное отношение к процессу и результатам труда. Самостоятельность и инициативу в труде проявляют не все.
Результаты же анкетирования родителей показали, что они привлекают детей к труду, у детей есть домашние обязанности, взрослые знакомят детей со своей работой и другими профессиями, в то же время родители сталкиваются с затруднениями в организации трудовой деятельности. Среди них большинство отмечают, что ребенок не доводит начатое дело до конца, не хочет выполнять трудовые поручения, готов бросить дело при затруднении.
С целью объединения детей, родителей, педагогов общей деятельностью по формированию положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста в подготовительной группе МБДОУ ДС «Сказка» корпуса «Золотой петушок» мы решили реализовать проект «Землю красит солнце, а человека труд».
Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи:
1.         Расширять представление детей о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий.
2.         Развивать творческую инициативу, способность самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.
3.         Обеспечивать освоение умений сотрудничества в совместном труде, оценки результатов труда.
4.         Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитывать личность ребенка в аспекте труда и творчества.
5.         Обогатить представления родителей в вопросах трудового воспитания.
6.         Привлечь родителей к совместной с ребенком трудовой и творческой деятельности.
Участниками проекта, осуществляемого в течение учебного года стали воспитатели, специалисты ДОО, социальные партнеры, воспитанники подготовительной группы № 11 и их родители.
Реализация проекта предполагает три этапа. Содержание каждого этапа было определено исходя из результатов диагностики и анкетирования родителей. Прогнозируемый результат
·           Расширены представления детей о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий.
·           Дети инициативны и самостоятельны в реализации различного вида труда и творчества.
·           Дети активно сотрудничают в совместном труде, могут оценить результаты труда.
·           Дети уважительно относятся к собственному труду, труду других людей и его результатам.
·           Родители осведомлены в вопросах трудового воспитания.
·           Родители активно участвуют в совместной с ребенком трудовой и творческой деятельности.
Содержание образовательной деятельности по развитию у дошкольников ценностного отношения к труду в соответствии с ФГОС ДОО включает в себя два основных раздела:
1.         Труд взрослых и рукотворный мир
2.         Самообслуживание и детский труд.
С целью формирования представлений о многообразии профессий в современном мире, представления о личностных качествах представителей разных профессий нами были запланированы следующие мероприятия.
·           Экскурсии по социальным объектам нашего города.
В сегодняшних условиях нами был составлен план тематических виртуальных экскурсии, где сотрудники детского сада, социальные партнеры и родители рассказывали о своей профессии. Дети побывали на кухне детского сада, заглянули в гости к швее, узнали больше о труде пожарного, заглянули в аптеку, на почту, в магазин.
Кроме этого, были проведены беседы, также использовались дидактические игры, чтение художественной литературы и др.
Чтобы расширить круг обязанностей детей в самообслуживании и хозяйственно – бытовом труде, были использованы следующие приемы работы:
·           Дежурство по столовой, уголку природы, подготовка к занятиям
·           Чистка одежды и обуви
·           Затачивание карандашей
·           Уборка в группе (мытье игрушек, стульчиков, протирание пыли, уборка шкафчиков)
·           Пришивание пуговиц, забивание гвоздей, закручивание болтов.
·           Починка и ремонт книг
·           Помощь младшим в одевании, раздевании
·           Заплетание и одевание кукол
·           Уход за комнатными растениями
·           Сбор семян
·           Уборка клумб
·           Уборка листьев
·           Уборка снега
·           Кормление птиц
·           Посадка семян, лука
С целью развития инициативы и творчества в ручном труде и конструировании были запланированы следующие мероприятия
·          Изготовление поделок из бумаги, в том числе оригами
·          Коллективная аппликация
·          Изготовление поделок из природного и бросового материала
·          Экспериментирование с материалами
Для решения проблемы по формированию позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества необходимо уделить большое внимание совместной работе детского сада и семьи. Изучая семьи, а именно результаты проведенного анкетирования для родителей, мы отметили, что у родителей отсутствует опыт в организации трудовой деятельности детей. Это заставило нас искать более эффективные формы взаимодействия с семьей в вопросах трудового воспитания детей.
·           Благоустройство территории: оформление участков групп
·           Совместное с родителями сооружение зимних построек.
·           Совместные творческие выставки поделок
·           Оформление групповых комнат к праздникам.
·           Привлечение родителей в образовательную деятельность (Мастер классы - ролики родителей «Профессия моей мамы»)
·           Рекомендации для родителей: «Домашние обязанности для детей. Без напоминания и с удовольствием»
·           Памятки: «Раз, два, три, четыре, убираюсь я в квартире», «Труд в жизни человека».
·           Выставка коллажей «Взрослых труд я берегу, помогаю как могу»
·           Консультации для родителей «Как приобщить ребенка к труду», «Как научить ребенка трудиться», «Какие дела можно поручить детям разного возраста».
На заключительном этапе планируется оформление репортажа о проекте.
Также следует отметить, что на данном этапе реализации проекта дети, родители, социальные партнеры были активными участниками всех мероприятий, обменивались опытом по вопросам трудового воспитания. Обновилась и пополнилась РППС группы по трудовому воспитанию и не только, дети стали активнее участвовать в совместной трудовой деятельности, родители обогатили опыт в вопросах трудового воспитания.
Только творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов.
Надеемся, что данная система работы вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов ДОО, позволяющим организовать работу по развитию ценностного отношения к труду, а также поможет в реализации поставленных целей и задач.
Июнь 2021