Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Калинина Татьяна Васильевна,
магистр,
старший воспитатель,
МБДОУ "Детский сад № 61" г. о. Самара
нетрадиционные техники рисования как условие всестороннего развития детей дошкольного возраста
Творчество в жизни ребёнка играет одну из самых важных ролей в развитии. Рассматривая одно из направлений творчества - изобразительную деятельность, следует отметить, что она имеет неоценимое значение для всестороннего воспитания и развития детей дошкольного возраста, а именно: с помощью этой деятельности дети передают увиденное из окружающего мира, могут передать эмоции, которые это окружение вызвало в них. Художественное творчество детей, в частности, рисование, тесно связано с развитием мышления и имеет значение в формировании личности ребенка. Имеется широкий спектр различных техник рисования, таких, которые позволяют даже ребенку без особых навыков художественно-творческой деятельности создавать оригинальные работы. Использование нетрадиционных техник рисования позволяют ребёнку ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности. Используя нетрадиционные техники рисования, можно повысить уровень развития творческих способностей, дети станут более активными, целеустремлёнными и самостоятельными при создании образов, а работы ребят станут более разнообразными, выразительными и оригинальными, а так же снизится у детей уровень агрессии и эмоциональной напряженности.
Ключевые слова: нетрадиционные техники рисования; изобразительная деятельность; самооценка.
Работая с группой детей второй младшей группы, в частности, по художественно-эстетическому развитию, стало очевидно, что в группе есть дети, у которых есть некие трудности в развитии творческих способностей. При этом в процессе творческой деятельности у них могла проявиться агрессия, была очевидна эмоциональная напряженность из-за сложностей в изобразительном умении. Проведя беседу с детьми, нами выявилось, что большая часть группы малознакомы с акварелью и гуашью. Даже есть такие детки, которые ни разу не рисовали. Они просто не знали, как пользоваться акварельными красками, гуашью или карандашами. В результате проведения анонимного опроса родителей воспитанников второй младшей группы выяснилось, что только 9% родителей занимаются с детьми художественным творчеством дома, а 85% опрошенных родителей либо очень редко из-за нехватки времени рисуют с детьми, либо вообще никогда не занимались с ребёнком рисованием по тем или иным причинам. Учитывая широкие возможности применения нетрадиционных техник рисования, на занятиях был остановлен выбор на них. Почему? Потому что каждый ребёнок, абсолютно в любом возрасте сможет проявить себя в этом виде творчества. Существует очень много видов рисования в нетрадиционной технике. Вот несколько из них:
Для младшего дошкольного возраста можно использовать такие техники, как:
·          рисование пальчиками;
·          рисование ладошками;
·          печать из ниток;
·          печать из картофеля или моркови;
Для среднего дошкольного возраста можно рисовать такими способами, как:
·          отпечатки-картинки;
·          рисование пластилином (пластинография);
·          масляная пастель + акварель;
·          отпечатки листьев;
·          рисунки из ладошки;
·          рисование ватными палочками;
·          волшебные ниточки;
А с детьми старшего дошкольного возраста можно освоить более сложные техники:
·          рисование мыльными пузырями;
·          рисование мятой бумагой;
·          рисование солью, манкой, пшеном и т.д.;
·          кляксография;
·          пластилинография;
·          граттаж.
Каждая из этих нетрадиционных техник рисования - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя смелее и непосредственнее. Данные техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения каждому ребенку в любом возрасте.
Каждая техника рисования по своему уникальна, разнообразна и вызывает только положительные эмоции у детей. В МБДОУ «Детский сад №61» г.о. Самара часто организуются выставки детских работ, в которых дети использовали те или иные изобразительные техники. Положительные эмоции были у родителей и гостей нашего сада. Они восхищались работами детей и хотели сами попробовать себя в роли художника.
Воспитанники нашего детского сада участвовали в конкурсах с такими техниками, как: пластинография, рисование солью, рисование ладошками и рисование ластиком. И их работы оценивались на достаточно высоком уровне.
В данной статье особое внимание уделено такой технике нетрадиционного рисования, как рисование ластиком. Из всех выше перечисленных техник рисования, детям нашей группы очень полюбился именно этот способ. Почему дети его выбрали? Ребята отвечали на этот вопрос так: «Потому что из серого листа получаются необычные рисунки», «Не знаю, просто нравится» и «У меня всегда получается нарисовать то, что я задумал». Чем эта техника рисования так хороша? Тем, что у каждого ребёнка, независимо от того, умеет или не умеет, у него обязательно получится нарисовать тот или иной рисунок.
Начало работы с детьми строилось с формирования знания о ластике, его составе и о том, как и где его можно применить. Для занятия нам понадобились акварельные листы формата А4. Акварельные листы плотнее, поэтому штриховка даётся намного легче, чем на обычной бумаге. Простые карандаши лучше использовать мягкие, можно твердо-мягкие. Это нужно для того, чтобы карандаш легче затирался после заштриховки, и, конечно же, ластик. Методом пробы и ошибок мы с ребятами выяснили, что ластик лучше брать плоский, а не широкий. Плоским ластиком лучше и удобнее вырисовывать отдельные элементы рисунка. А ещё понадобились ватные диски для затирания графита. Затем, с помощью штриховки простым карандашом дети тонировали листы бумаги и с помощью ватного диска хорошо растёрли грифельную штриховку. Вместе с этими не сложными занятиями дети развивали фантазию. У них появилось желание учиться новому. Выстраивались взаимоотношения друг с другом в процессе групповой деятельности. У детей и у педагога создавался радостный эмоциональный настрой.
Прежде, чем начать рисовать ластиком, мы с ребятами проговорили, что именно они хотят изобразить на листе. Я им напомнила, что если что – то пошло не так, то не стоит расстраиваться. С помощью карандаша и ластика всегда можно подправить работу или вообще изменить, если ребёнок этого захочет. Да, после такого занятия у детей все руки были в графите и рабочий стол, соответственно, тоже. Но ни детей, ни педагогов это не пугает. Графит очень легко смывается мыльной водой. И, таким образом, у нас получилась шикарная выставка. Сколько было положительных эмоций, и какие разнообразные работы получились!
К предстоящему празднику 9 мая «День Победы», с подготовительной к школе группой, мы решили провести конкурс-выставку рисунков в уже полюбившейся нетрадиционной технике рисования «ластиком». Была проведена подготовительная работа с детьми. Прочитали такие произведения, как сборник Бориса Никольского «Солдатская школа», «Солдатские часы», Ю. Шмидта «Вечный огонь». Провели беседу на тему «Великая Отечественная война». Так же провели работу с родителями. Узнали, у кого из детей воевали бабушки и дедушки.
Любопытно, что практически все воспитатели и педагоги, так или иначе, слышали про эту технику рисования, но только единицы практикуют её. В связи с этим для педагогов ДОУ был проведен мастер-класс на тему: «Рисование в нетрадиционной технике - ластиком «Наши фантазии»». После мастер-класса наши педагоги начали применять эту технику с ребятами и получили удивительные результаты.
Таким образом, в подготовительной к школе группе, после занятий с детьми нетрадиционной техникой рисования отмечается повышение самооценки, и, соответственно, повысился их уровень творческого развития. Ребята стали более раскрепощёнными, активными и целеустремлёнными. Подводя итог, хочется сказать такие слова: «Фантазия нужна будущему взрослому – она позволяет человеку делать смелые предположения, изобретать и создавать принципиально новое».
Список литературы:
1.         Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду подготовительная к школе группа.- Москва.2007.
2.         Погодина С. Художественные техники – классические и неклассические// Дошкольное воспитание. 2009. №10.
3.         http://mbdou61.ru/index.php/2-uncategorised/27-obrazovanie-metodrazrab (ссылка на мастер-класс)
4.         https://kopilkaurokov.ru
5.         https://www.maam.ru
Июнь 2021