педагог-психолог,
МБОУ СОШ № 13 г. Донецка,
Ростовской области,
Ростовская область, г. Донецк
«Обучать — значит вдвойне учиться.
Детям нужны не поучения, а примеры».
Жозеф Жубер (1754 — 1824, французский писатель-моралист).
Цель педсовета: стимулировать желание повышать свой профессиональный уровень, активизировать творческий потенциал каждого педагога; повышение самооценки и уверенности в себе и в своих знаниях; подбор оптимальной стратегии профессиональной деятельности.
Организационный момент:
Педагогам предлагается выбрать один из фруктов (бананы, яблоки, груши) и разделиться на три команды.
Упражнение «Ожидание»
Каждому участнику раздаются стикеры. Необходимо написать, о том что участники ожидают от педсовета. Каждый участник презентует свои записи и прикрепляет их на плакате с изображением песочных часов.
1 этап. Актуализация теоретических знаний
Слова Марка Твена – «Учить себя самого – благородное дело, но еще более благородное – учить других; кстати, последнее куда легче» - обращены прежде всего к личности педагога-профессионала.
Педагогическая культура – это некоторая совокупность ценностных отношений к образованию, к ребёнку, который предметно и практически реализуются в образовательных процессах.
Показатели педагогической культуры:
- состояние и качество образования;
- уровень образованности в обществе;
- культура организации образования в конкретной школе;
-мастерство отдельного педагога.
Культура педагога – комплексное многоуровневое явление, включающее личностные качества (характер, общительность), общую эрудицию, творческий потенциал в целом и пр.
Профессия педагог – особенная. Учителя – это такие люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, ученики, коллеги.
Без интереса к личности учителя нет интереса к предмету. Это бесспорно, т.к. интерес к предмету может угаснуть, если педагог сам неинтересен, необразован, не может сформировать положительное отношение к данной области знаний.
Поэтому, как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, собственный имидж.
Предлагаю ознакомится с результатами анкетирования обучающихся с 1 по 10 классы и вспомнить значение тематических определений, выполнив задание «Найди лишнее», где нужно выделить (зачеркнуть) определение, не подходящее по смысловому значению (Приложение 1).
2 этап. Аналитический
«Уважаемы коллеги, попытайтесь проанализировать вашу педагогическую деятельность в соответствии с уровнями сформированности профессионально-педагогической культуры, предложенные Ильей Федоровичем Исаевым, доктором педагогических наук, профессором, лауреатом премии Правительства РФ в области образования». (Приложение 2).
Каждой группе необходимо выбрать наиболее ярко характеризующие вашу деятельность личностно-творческие компоненты. На основе этого определить преобладающий уровень или сформируйте свой.
3 этап. Практический
Упражнение «Решение педагогических ситуаций»
Ситуация №1. Вы начали вести урок, все дети успокоились, наступила тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Вы удивленно посмотрели на этого ученика. Он, смотря вам прямо в лицо, заявил: «Мне всегда смешно смотреть на вас и хочется смеяться, когда вы начинаете урок». Как вы отреагируете на это? Выберите и объясните правильный вариант из предложенных ниже.
1. «Ну и дела!»
2. «А отчего тебе смешно?»
3. «Ты что, дурак?»
4. «Люблю веселых людей»
5. «Я рада, что создаю для тебя веселое настроение»
6. Предложите свой вариант ответа
Ситуация №2. В начале урока или уже после того, как вы провели несколько занятий, ученик заявляет: «Я не думаю, что вы как педагог сможете нас чему-то научить».
Ваша реакция:
1. «Твое дело – учиться, а не учить учителя»
2. «Таких, как ты, я, конечно, ничему не научу»
3. «Может, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у другого учителя?»
4. «Ты просто не хочешь учиться»
5. «Мне интересно знать, почему ты так думаешь»
Ситуация №3. Один из учеников постоянно нарушает дисциплину. Наконец вы, не вытерпев, приказываете ему покинуть класс.
— А вы не имеете права выгонять меня из класса. Я не выйду,- заявляет ученик.
Вы:
1. Настаиваете на своем.
2. Угрожаете, что класс оставите вы.
3. Напоминаете ученику, что у него есть не только права, но и обязанности.
4. Предложите ваш вариант.
Ситуация № 4. Учитель дает задание учащемуся, а тот не хочет выполнять и заявляет при этом: «Я не хочу это делать!» - Какой должна быть реакция учителя?
1. «Не хочешь - заставим!»
2. «Для чего же ты тогда пришел учиться?»
3. «Тем хуже для тебя оставайся неучем. Твое поведение похоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос».
4. «Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окончиться?».
5. «Не мог бы ты объяснить, почему?»
6. «Давай сядем и обсудим – может быть, ты и прав».
7. Предложите ваш вариант.
Ситуация № 5. Учащийся говорит снова учителю: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание и т.п.) Как следует на это отреагировать учителю?
1. «Ну вот, опять!»
2. «Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?»
3. «Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее».
4. «Я хотел (а) бы знать, почему?
5. «У тебя, вероятно, не было для этого возможности?»
6. «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?»
7. Предложите ваш вариант.
Ситуация № 6. Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать (учиться) вместе с ним». – Как должен отреагировать учитель?
1. «Ну и что?»
2. «Никуда не денешься, все равно придется».
3. «Это глупо с твоей стороны».
4. «Но он тоже не захочет после этого работать (учиться) с тобой».
5. «Почему?»
6. «Я думаю, что ты не прав».
7. Предложите ваш вариант.
4 этап. Моделирующий
Командам предлагается обсудить, составить и нарисовать на листе ватмана модель идеального педагога-профессионала, выделив наиболее важные личностно-творческие компоненты, обозначенные ранее участниками команды.
5 этап. Презентационный
Эффектная презентационная деятельность педагога – это искусство, которому нужно учиться, тем самым развивая коммуникативную компетенцию. Культура выступления – один из путей к профессиональному самосовершенствованию. Предлагаю командам преодолеть этот путь, представив содержательную составляющую разработанной модели. Лидеры (модераторы) команд презентуют разработанные модели. Участники других команд задают уточняющие вопросы.
Конечно, даже и у самого успешного педагога были и кризисы, и поражения, и те факты, которые загоняли его в глухой угол, но не тот учитель успешный, который не допускает ошибок, а тот, кто, сделав ошибку, не опускает рук, а, проанализировав их, смог принять и усовершенствовать их в своей творческой работе с детьми.
Не бойтесь делать ошибки, самое главное – умейте из них выносить для себя правильные выводы.
6 этап. Рефлексивный
Участники команд высказывают свои предложения, пожелания по вопросам организации и проведения деловой игры.
Упражнение «Рюкзак, мясорубка, корзина». Предлагаем вернуться к нашим ожиданиям. Нужно взять листики с записями ваших ожиданий положить в рюкзак, если вы взяли из этого тренинга для себя что-то новое, в мясорубку – если вам нужно что-то обдумать, и выкинуть в корзину, если считаете, что ничего полезного вы не получили.
-Коллеги! Помните, что учитель – это:
• Свеча, которая светит другим, сгорая сама;
• Человек, который может сделать трудные вещи легкими;
• Человек, который с добротой выводит блуждающего на его дорогу.
Кодекс чести педагога заключается в следующем:
• Учитесь видеть и уважать в другом человеке личность.
• Учитесь видеть в себе недостатки и прощать их другим.
• Будьте честны в помыслах, не навредите словом.
• Щедро делитесь педагогическим мастерством, ибо «не оскудеет рука дающего».
• Учитесь радоваться успехам своих коллег.
• Не позволяйте себе плохого настроения, это неприлично.
• Будьте внимательны к чужим недостаткам.
• Помните, что ваш внешний вид соответствует вашему внутреннему содержанию.
• Полнее используйте свои силы и возможности в работе.
• Повышайте свой интеллект.
• Повышайте свой уровень психологических знаний.
• Добросовестно выполняйте свои функциональные обязанности.
• Стремитесь к профессиональному мастерству.
Слова Василия Александровича Сухомлинского: «Сильным, опытным становится педагог, который умет анализировать свой труд» являются логическим завершением нашей деловой игры, в ходе которой вы не только изучили и проанализировали личностно-творческие компоненты профессионально-педагогической культуры, но и смоделировали свой дальнейший путь к развитию профессиональных компетенций и соответственно к профессиональному самосовершенствованию.
«Успехов нам всем в нашем нелегком труде ради детей, ради будущего!»
Литература
1. С.А. Габручевич, Г.А. Зорин. От деловой игры – к профессиональному творчеству. Минск, 2009 год;
2..Д. Симоненко, М.В. Ретивых. Общая и профессиональная педагогика. Брянск, 2003 год;
3. Журнал Дополнительное образование и воспитание №2, 2015 год.
Приложение 1
«Найди лишнее»
Инструкция: выделить (зачеркнуть) определение не подходящее по смысловому значению. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимальное количество баллов -10).
Личность педагога – это:
а) Сложное сочетание не только знаний своего предмета, но и общечеловеческих качеств и умений.
б) Наставничество для будущего поколения.
в) Это отдельно взятый человек, представитель человеческого рода, обладающий определенными биологическими особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, активностью и гибкостью в реализации этих свойств применительно к конкретной ситуации. (индивид)
г) Способность к саморазвитию, достижению значительного успеха в области деятельности, ответственности к решению педагогических задач и приобретению нового жизненного опыта.
Творчество педагога – это:
а) Важнейший признак педагогической культуры (В.А.Караковский)
б) Это духовная самоотдача, кропотливый труд педагога.
в) Особое состояние индивидуального сознания.
г) Целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на поддержание жизненно важных функций организма. (работа)
Профессиональная культура – это:
а) Совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности. (культура поведения)
б) Интегративное понятие, отражающее достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства.
в) Творчески-созидательное отношение к профессиональной деятельности.
г) Это определенная степень овладения педагогом приемами и способами решения профессиональных целей и задач.
Педагогическая культура – это:
а) Динамическая система педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения педагога.
б) Целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования. (педагогика)
в) Часть общей культуры, в которой в наибольшей степени отразились духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые человечеству для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации личности.
г) Общение двух индивидов в различные моменты передачи человеческой культуры.
Педагогическое творчество – это:
а) Активный процесс, направленный на поиск более совершенных форм образовательного процесса.
б) Успешное решение педагогических проблем.
в) Процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. (творчество)
г) Улучшение качества обучения и воспитания.
Личностно-творческий компонент – это:
а) Творческое начало личности педагога.
б) Наполнение личностным смыслом ценностей и технологий в процессе творческих исканий и практической реализации.
в) Составная часть, элемент чего-либо. (компонент)
г) Многообразие форм и способов творческой самореализации педагога.
Профессионально-педагогическая культура – это:
а) Совокупность материальных и духовных ценностей, изготовленных человечеством на протяжении всей истории. (культура)
б) Мера и способ самореализации личности педагога в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленных на освоение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий.
в) Часть педагогической культуры.
г) Внутренняя общая культура, выполняющая функцию специфического проектирования общей культуры в сферу педагогической деятельности.
Методическая работа педагога:
а) Система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога.
б) Развитие и повышение творческого потенциала педагога.
в) Внедрение передового опыта в практическую деятельность, организация обучения педагогического персонала наиболее эффективным методикам и технологиям работы с детьми.
г) Целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования.
Качество образования – это:
а) Это соответствие образования (как результата, как процесса, как социальной системы) многообразным потребностям, интересам личности, общества, государства;
б) Это системная совокупность иерархически организованных, социально значимых сущностных свойств (характеристик, параметров) образования (как результата, как процесса, как социальной системы).
в) Совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности. (качество)
г) Совокупность потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающей возможность удовлетворения комплекса потребностей по всестороннему развитию личности учащегося
Приложение 2
1.неустойчивое отношение к своей педагогической реальности;
2.цели и задачи педагогической деятельности определены в общем виде;
3.безразличное отношение к психолого-педагогическим знаниям, отсутствие системы знаний и готовности к их использованию в конкретных педагогических ситуациях;
4.профессионально-педагогическая деятельность строится по заранее отработанной схеме без использования творчества;
5.отсутствие активности в плане профессионально-педагогического самосовершенствования;
6.повышение квалификации происходит по необходимости, либо вообще отвергается
1. устойчивое отношение к своей педагогической реальности;
2. высокая оценка роли психолого-педагогических знаний;
3. стремление к установлению субъект-субъектных отношений;
4. успешное решение конструктивно-прогностических задач, предполагающих целеполагание и планирование профессиональных действий;
5. творческая активность ограничивается производящей деятельностью, но уже возникают элементы поиска новых решений в стандартных педагогических ситуациях;
6. осознание необходимости повышения квалификации.
1. целенаправленность, устойчивость путей и способов профессиональной деятельности;
2. высокий уровень сформированности умений по решению оценочно-информационных и коррекционно-регулирующих задач;
3. постоянный поиск и применение новых технологий обучения и воспитания;
4. передача своего опыта другим педагогам;
5. избирательное отношение к предлагаемым формам повышения квалификации;
6. использование методов познания и анализа собственной личности и деятельности
1. высокая степень результативности педагогической деятельности и мобильность психолого-педагогических знаний;
2. решение педагогических задач за счет импровизации, интуиции и воображения; утверждение отношений сотрудничества и сотворчества с коллегами;
3. положительно-эмоциональная направленность деятельности устойчиво преобразующая, активно созидательная и самосозидательная активность личности;
4. гармоничное сочетание аналитико-рефлексивных умений, научных и педагогических интересов и потребностей;
5. заинтересованность в различных способах повышения педагогического мастерства и педагогической культуры;
6. инициативность в повышении квалификации, обмене опытом и активном изучении опыта коллег, постоянное стремление совершенствоваться