Высшая школа делового администрирования
Конференции

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Новикова Татьяна Александровна,
учитель начальных классов,
КГБОУ «Михайловская общеобразовательная
школа – интернат»,
с. Михайловское, Михайловского района, Алтайского края
Одним из основных критериев готовности образовательного учреждения к реализации ФГОС начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является определение оптимальной модели организации образовательного процесса, обеспечивающей реализацию внеурочной деятельности обучающихся.
Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обусловлена необходимостью помочь каждому ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формировать устремления ребенка в интеграции личностных позиций, развивать коммуникативные качества личности, потребность в приобретении социально-значимых умений и навыков, способствовать успешной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в современном мире.
Реализация курсов внеурочной деятельности способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка с ОВЗ, которые не всегда удается рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать свое свободное время.
В настоящее время являюсь классным руководителем учащихся 2 класса. Во внеурочное время мне, как учителю, предоставляется возможность включать детей своего класса в разнообразные виды социальной деятельности, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину.
В своей педагогической практике занятия внеурочной деятельностью осуществляю по направлениям: общекультурное, духовно-нравственное, социальное и спортивно-оздоровительное. На занятия внеурочной деятельностью в нашей школе отводится 4 часа в неделю. Обычно они проходят во второй половине дня.
По общекультурному направлению мной разработана программа курса внеурочной деятельности «Веселая математика». Реализация данной программы рассчитана на два года обучения (1-2 классы).
Цель программы – развитие математических способностей учащихся, развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; формирование пространственных представлений и пространственного воображения.
Основные виды и формы работы, применяемые на занятиях: аппликации из геометрических фигур, комбинации из счетных палочек, спичечный конструктор, задачи-шутки, математические игры, числовые головоломки, математические сказки, игры-соревнования, турниры смекалистых, интеллектуальные разминки, КВН, математические праздники.
С обучающимися были проведены «Праздник Первого Десятка», тематический вечер «Заниматика», командная квест-игра «Математическое печенье».
Курс внеурочной деятельности «Веселая математика» дополняет учебную программу по предмету, способствует развитию логического мышления и воображения, формированию коммуникативных умений младших школьников.
Духовно-нравственное направление представлено курсом внеурочной деятельности по программе «Сказки водят хоровод». Данная программа так же рассчитана на два года обучения (1-2 класс), так как она доступна, понятна и близка обучающимся 7-8 летнего возраста.
Сказки учат нас добру, справедливости, хорошим поступкам. Читая сказку, дети учатся сопереживать литературным героям, характеризовать поступки сказочных персонажей.
Цель программы – формировать интерес обучающихся к сказкам, детским книгам; расширять читательский кругозор учащихся.
Основные виды и формы работы, используемые на занятиях: чтение и обсуждение детских книг, сказок, просмотр видеофильмов, рисование сказочных героев, импровизации, театрализованные постановки, проигрывание сценок, пальчиковый театр, театр на столе, конкурсы чтецов, поэтические странички, творческие проекты, занятия-праздники.
В нашем классе были проведены: «Праздник Букваря», «Книжкина Неделя», «Праздник Посвящения в Читатели второклассников». Кроме того, в течении учебного года обучающиеся класса неоднократно выступали со сказками-театрализациями на общешкольных мероприятиях. Ребятами были показаны русские народные сказки «Курочка Ряба», «Лиса и козел», «Лиса и гуси», «Снегурочка». При изготовлении костюмов, декораций и бутафории к выступлениям стараюсь привлекать родителей, педагогов-воспитателей.
Одной из форм работы в этом направлении являются экскурсии – в школьную библиотеку, в центральную районную библиотеку, местную типографию. В своей работе поддерживаю тесную взаимосвязь со школьным библиотекарем.
Спортивно-оздоровительное направление реализую через проведение курса внеурочной деятельности по программе «Тропинка здоровья». Данная программа рассчитана на все четыре года обучения (с 1 по 4 классы).
Цель программы – формирование установки на ведение здорового образа жизни, обучение способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Основные виды и формы работы, применяемые на занятиях: устные журналы, просмотр и обсуждение видеороликов, презентаций; беседы, занятия-практикумы, творческие проекты, подвижные игры, спортивные праздники и соревнования, Дни Здоровья, оздоровительные минутки, лыжные прогулки, Советы Айболита, проведение опытов, конкурсы плакатов и рисунков, выпуск стенгазеты, составление памяток.
Ежегодно: раз в четверть с обучающими мы проводим Дни Здоровья. Этой осенью в нашем классе проходил театрализованный День Здоровья «Доктор Айболит против COVID-19». Весенний День Здоровья был посвящен туризму, мы с ребятами ходили в настоящий туристический поход. При проведении зимнего Дня Здоровья у нас проходят традиционные лыжные прогулки, «Лыжные забеги Дедов Морозов».
Одной из форм работы в этом направлении также являются экскурсии. В течении года с ребятами была совершена экскурсия в медицинский блок школы, в аптеку.
Социальное направление реализую через курс внеурочной деятельности «Юный домовенок». Данная программа рассчитана на три года обучения (со 2 по 4 классы), работаю по ней первый год.
Это направление очень актуально, так как все ученики моего класса проживают в школе-интернате, вдали от родителей, и нуждаются в социализации и бытовой адаптации.
Цель программы – формирование у обучающихся знаний о самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно-необходимым бытовым умениям и навыкам.
Основные виды и формы работы, которые использую на занятиях: беседы, лекции, сюжетно-ролевые игры, проигрывание ситуаций, практические работы, настольные и дидактические игры, просмотр презентаций и видеороликов, творческие проекты, конкурсы, изготовление поделок своими руками, конкурсы рисунков, экскурсии.
В этом году мы с ребятами совершили экскурсии в школьную столовую, прачечную школы-интерната, магазин самообслуживания, на почту, в школьные учебные мастерские (кабинет СБО).
Работая по данному направлению внеурочной деятельности, стараюсь привлекать к совместному творчеству родителей обучающихся. В классе прошла защита детско-родительских творческих проектов: «Моя семья», «Мои домашние питомцы». В течении учебного года проведены праздники «Папа, мама, я – дружная семья», «Традиции моей семьи».
Все курсы внеурочной деятельности разработаны с учетом интересов детей и пожеланий родителей. В начале каждого учебного года обязательно провожу анкетирование детей и родителей.
Таким образом, используя различные формы внеурочной деятельности в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, я стараюсь создавать условия для их творческой самореализации, развития самостоятельности и дальнейшего профессионального самоопределения.
Июнь 2021