Высшая школа делового администрирования
Конференции

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ ПО СОЛЬФЕДЖИО

Ильина Светлана Робертовна
преподаватель, учитель музыки,
ГБОУ СОШ № 8 «Музыка»,
Санкт-Петербург
После прохождения полного курса обучения выпускники детских музыкальных школ сдают экзамен по сольфеджио. Выпускник семилетнего-восьмилетнего курса обучения должен показать на экзамене высокий уровень вокально-интонационных навыков и знание теоретического материала. Некоторые преподаватели теоретических дисциплин считают эти требования слишком сложными для учеников со слабыми способностями. При подготовке к экзамену учащихся возникают различные трудности и проблемы. В своей работе я хочу показать некоторые формы подготовки к выпускным экзаменам. Это заключается в индивидуальном подходе к учащимся, что существенно облегчает усвоение теоретического материала и проработку вокально-интонационных навыков и является инновационным подходом в решении поставленных задач.
Дифференцированный подход к экзаменационным требованиям
Всем известно, что в музыкальных школах обучаются дети с разными способностями. Одни учащиеся легко осваивают программу и без проблем сдают выпускные экзамены. Другие - испытывают определенные трудности в усвоении материала.
Так как же помочь каждому ученику успешно сдать выпускные экзамены по сольфеджио?
Анализ заданий устного ответа
а) Пение мелодии наизусть — это задание, которое ученик готовит дома. По программе надо выучить несколько одноголосных мелодий и примеры на два голоса. Двухголосие можно исполнить в паре с другим учащимся. Обычно я делаю так: учим 5-7 мелодий, отобранные примеры тщательно прорабатываются, учитывая индивидуальные способности детей. Можно что-то сольмизировать, транспонировать, переносить в другую октаву, учить по частям и.т.п. – главное выучить на отлично. Не «тяните» с этим заданием. Я начинаю учить наизусть уже в начале года, и тогда, всегда можно надеяться на хороший результат.
б) Второе задание – пение гаммы. Гамма – это «лицо» ученика, его «визитная карточка». Это первое задание, подготовленное самостоятельно на экзамене. Сделайте так, чтобы дети полюбили это задание. Работайте над пением гамм и обязательно спрашивайте индивидуально, задавайте петь и играть гамму каждый урок. Некоторые считают это задание простым и думают, что уж гамму-то дети всегда споют! Но очень часто от волнения ребенок даже не может правильно назвать ноты, поэтому пению гамм на уроках, особенно с большим количеством знаков, нужно уделять очень большое внимание.
Оценка ставится не за то, что спел, а КАК спел. Учите детей правильно готовить исполнение гаммы, сидя за партой. Каждый ученик должен знать свой диапазон и уметь самостоятельно решить в какой октаве он будет петь. Уверенное пение гаммы создает благоприятное впечатление об ученике.
в) Третье задание – пение в тональности - требует серьезной подготовки. Главным условием успешной сдачи экзамена я считаю детальную проработку всех интервалов и аккордов в ладу с разрешением. Это «база» - основа теоретического материала нужного для экзамена. Вот минимум аккордов и интервалов, положенных по программе: б2, м7, ув4, ум5, ув2,ум7, ум5/3, Д7 с обращениями, вводные септаккорды.
Наша задача – научиться все это чисто петь. Но чтобы чисто петь, надо знать ЧТО петь. Всё это должно быть пройдено еще в 6 классе. И в начале года мы это вспоминаем. Обобщая свой тридцатилетний опыт работы, я могу с уверенностью заявить, что успех работы с учениками полностью зависит от освоения этого материала. Как научить детей все это строить? У каждого педагога есть своя методика, и трудно дать какие-либо общие рекомендации. Я в начале прорабатываю интервалы, потом Д7 с обращениями, потом вводные. Обязательно строить на доске. Обязательно играть и петь. Главное – что бы кроме этого задания никакой теории не было. Иначе в головах детей будет «каша». Я знаю, что мне многие возразят, потому что я предлагаю игнорировать другой материал, нужный для экзамена. Но это лишь временная мера и она очень скоро принесет свои плоды. Уже к концу первой четверти все, даже самые слабые ученики, будут ориентироваться в этом материале.
Проблема чистого интонирования – это «головная боль» любого теоретика. Почему дети плохо поют? Потому что они не поют дома. Все силы тратятся на построение. Ученики считают: если построил – значит, домашнюю работу сделал, а петь необязательно. Пока этот стереотип сидит у ребенка в голове – он никогда не будет дома петь. И проблема решится только тогда, когда построение не будет вызывать ни малейших затруднений. Этого можно добиться ярким объяснением материала и банальной тренировкой. Никакая зубрежка правил не поможет. Задайте построить и сыграть дома 5-6 пар тритонов в разных тональностях – и дети запомнят, как они строятся. Только, кроме этого, не давайте никакой теории. В классе работайте над пением. Учите детей грамотно искать основной звук при помощи устойчивых звуков. Это очень важный момент! Обязательно спрашивайте петь индивидуально, чаще у доски. Усвоили одни интервалы - добавили другие и.т.д.
В итоге, я всю первую четверть занимаюсь только пением в ладу и гаммами. На последнем уроке делаю устный зачет по этому материалу. Такой зачет сразу показывает результат работы и выявляет слабые моменты.
В дальнейшем работа в ладу станет самым простым и понятным заданием. Постепенно теория отходит на второй план, и домашнее задание будет начинаться со слова «спеть». Вот тогда дети и начнут петь дома, потому что оценку получат именно за пение.
Интонирование в ладу интервалов и аккордов с разрешением получается у всех учеников. Свободное владение теоретическим материалом дает возможность полноценной работе над интонацией. Я часто наблюдала, как некоторые дети «раскрывались» и начинали чисто интонировать.
г) Четвертое задание включает в себя пение интервалов и аккордов от звука с разрешением в разные тональности. Это трудное задание, и мы постараемся свести его сложность к минимуму. Лучше всего получается спеть от звука с разрешением б2 и м7 (на5ступени) и Д7 с обращениями. Тоже самое можно сказать про вводные септаккорды, ув2 и ум7. Только не забудьте спеть их в ладу. Обычно, после усиленной проработки в тональности пение от ноты дается довольно легко. Проблема больше теоретического плана.
Хочу особо отметить, что целесообразность четкого разделения работы в ладу и работы в абсолютной системе (т.е. от звука) подчеркивают и другие преподаватели, например Горелова Е. С. («Изучение закономерностей ладовой и абсолютной системы в младших классах на уроках сольфеджио»). Надо объяснять материал так, чтобы дети всегда четко понимали, где они работают, в ладу или вне лада. Многие проблемы в усвоении теоретического материала возникают именно из-за непонимания разницы положения аккорда или интервала в ладовой или относительной системе.
д) Чтение с листа. Для многих детей это задание считается самым трудным. Слабого ученика сложно научить петь с листа примеры нужные по программе. Единственный выход — это снизить уровень сложности до минимально возможного. Вот здесь и проявляется индивидуальный подход к детям. Пусть слабый ученик поет простую мелодию, а сильный - сложную. Ничего плохого в этом нет. Можно местами и подыграть на инструменте. Особое внимание надо обратить на правильное воспроизведение ритмического рисунка. Работайте над сольмизацией, учите детей просто читать ноты. Занимайтесь этим каждый урок.
е) Построением и игрой модулирующих периодов нужно заниматься весь 7 и 8 годы обучения. Для этого дети должны разбираться в последовательности функций аккордов, уметь выстроить плавное голосоведение в басу, а также грамотно выстроить восьмитактовый период.
ж) Пение песни или романса с собственным аккомпанементом — может стать выигрышным моментом для любого ученика. Я знаю, что некоторые педагоги считают это задание слишком сложным и не выносят его на экзамен. Но это домашнее задание и его вполне можно подготовить на «отлично». Самое главное - не затягивать с выбором произведений. Эта работа должна быть выполнена к концу сентября. Причем дети уже должны исполнять небольшой фрагмент произведения, а педагог решает справится ученик или нет. Лучше сразу сменить романс на более простой или заменить его песней. У нас в школе принято рассчитывать на помощь педагога по специальности. Но все равно приходится тратить время от урока или заниматься дополнительно. К концу второй четверти романс должен быть почти готов! А к экзамену – выучен на «отлично». Как приятно наблюдать выпускника, поющего с собственным аккомпанементом.
з) Теоретический вопрос включает в себя знания за все годы обучения. Круг теоретических вопросов может отличаться большой разнообразностью. Учащийся должен хорошо ориентироваться и суметь ответить на дополнительные вопросы комиссии. Для этого, обязательно нужно предварительно отвечать у доски, чтобы ребенок мог осознано и правильно излагать мысли, а не заученные слова.
Дополнительные рекомендации
Основная задача преподавателя в начале учебного года — это добиться спокойной, рабочей обстановки в группе и регулярного выполнения домашних заданий, причем ребенок должен выполнять их сам.
Не надо ругать ребенка за нерадивость, а с первых же уроков в выпускном классе создать позитивное отношение к предмету. Необходимо постоянно внушать ученикам уверенность в своих силах, обязательно хвалить за достигнутые результаты. Нужно любым способом добиться того, чтобы ученик поверил в себя! Педагогу важно подобрать новый своеобразный стиль общения с выпускниками. К выпускникам надо относиться как к старшим, опытным ученикам, которые действительно многого достигли. Это повышает у детей самооценку и ответственность. Но нельзя забывать, что это дети, и излишняя строгость или фамильярность может повредить учебному процессу. Нельзя запугивать детей трудными экзаменационными требованиями.
Второе важное условие успеха — это работа с родителями. Регулярное общение с родителями выпускников – обязательная форма работы для любого педагога. Я думаю, что все преподаватели это знают. В начале учебного года я собираю родителей выпускников и рассказываю про экзамен.
Мое главное требование — это подпись дневника после урока сольфеджио. Это совсем не сложно, но дает хороший результат. Родители чувствуют ответственность за детей, а дети – контроль со стороны родителей. В родителях надо видеть, прежде всего, помощников, а не объекты для жалоб на детей. Жаловаться на то, что ученик, заканчивая школу, не понимает материал по сольфеджио — это значит жаловаться на самих себя.
Еще хочу добавить, что я часто практикую разные зачеты или «допуски к экзамену». Зачет по тональностям, по романсам, по мелодиям наизусть и.т.п. Во втором полугодии мы пишем десять домашних письменных экзаменационных работ. Можно сделать зачет по пению с листа, по пению гамм и.т.п. Эта форма работы активизирует детей и приносит хорошие результаты.
В заключении своей работы я хочу еще раз выделить основные моменты в подготовке учеников к выпускным экзаменам по сольфеджио:
1) Самое важное - определить необходимый максимум теоретического материала, нужного для экзамена.
2) Создание благоприятной обстановки на уроках.
3) Обязательная беседа с родителями
4) Тщательная проработка в ладу всех интервалов и аккордов с разрешением — это главная задача I четверти
5) Романс, мелодии наизусть - с первых уроков
6) Проведение разных «допусков к экзамену»
Такие темы как «хроматическая гамма», «лады народной музыки», «родственные тональности» и. т п. не просто изучаются в классе, но и выносятся на экзамен, надо стремиться вложить в ученика наибольшее количество теоретических понятий.
Используемая литература:
1.         Калмыков Б., Фридкин Г. Учебник «Сольфеджио» Одноголосие. Часть 1., Москва, «Музыка», 1971 г.
2.         Фридкин Г. Учебник «Чтение с листа на уроках сольфеджио», М., 1982г.
3.         Варламов А.Е. «Избранные романсы и песни», М., «Москва», 1980г.
4.         Калинина Г. «Рабочие тетради по сольфеджио» 5-7 кл., М., 2003-2005 г.г.
5.         Программа по сольфеджио «Инструментальное музицирование 7 лет»
6.         Программа по сольфеджио ФГТ
Июнь 2021