учитель,
ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»,
п. Вычегодский
Эффективная организация воспитательного процесса невозможна без сообщения школьникам базовых моральных знаний и усвоения ими основ нравственности. Развитие у ребенка нравственных представлений является основой осмысленного поведения, построения отношений как со сверстниками, так и со взрослыми.
Духовно-нравственное воспитание обучающихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Программа внеурочной деятельности «Школа нравственности», реализуемая по духовно – нравственному направлению, способствует развитию у детей с нарушением слуха проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует ценностям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно – нравственное его совершенствование.
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников с нарушением слуха.
Задачи:
1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, в коллективе.
2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
4. Научить приемам и правилам ведения диалога.
Занятия по программе «Школа нравственности» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность, инсценировки, мультфильмы и электронные ресурсы, проводить экскурсии и практические работы.
На занятиях важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это занятия разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
В ходе игры, беседы, инсценировки, просмотра мультфильмов ребята
- знакомятся с правилами поведения на уроке;
- разбираются, для чего существует перемена и как ее надо проводить;
- учатся дежурить по классу, соблюдать порядок;
- узнают о внешних правилах знакомства и приветствия;
- учатся оценивать поступки; действия людей, которые их совершают;
- знакомятся с вежливыми словами;
- обсуждают выполнение поручений в классе;
- уясняют, что учиться нужно прилежно и старательно;
- повторяют, как дети должны помогать родителям дома.
В ходе экскурсий дети
- закрепляют знания о том, что такое библиотека, для чего она предназначена;
- знакомятся с правилами поведения в библиотеке;
- учатся бережному отношению к книгам;
- знакомятся с правилами дорожного движения, названиями улиц, учреждений и организаций;
- узнают, для чего предназначен медицинский кабинет, кто там работает;
- закрепляют названия лекарственных препаратов;
- учатся вести диалог с врачом;
- закрепляют правила поведения на выставке, цирковом представлении;
- учатся бережно относиться к природе.
На практических занятиях обучающиеся
- закрепляют правила поведения за столом;
- учатся пользоваться столовыми приборами, салфеткой;
- повторяют названия предметов посуды и продуктов;
- знакомятся с правилами поведения в гардеробе;
- закрепляют правила личной гигиены;
- учатся правильно ухаживать за одеждой и обувью;
- повторяют правила поведения на празднике, в гостях;
- учатся обращаться друг к другу с просьбой.
На занятиях по курсу «Школа нравственности» у детей с нарушением слуха происходит формирование отношения к своему поведению, представлений об определенных нравственных понятиях, которые в дальнейшем станут ориентиром в различных жизненных ситуациях и понимании людей.