Высшая школа делового администрирования
Конференции

ВОСПРИЯТИЯ СКАЗКИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Русанова Наталья Анатольевна,
воспитатель,
МБ ДОУ ДС№3
г. Сасово, Рязанская область
Гипотеза: предполагается, что эффективное восприятие сказки детьми возможно в процессе проведения специально организованных мероприятий, направленных на развитие личностных качеств восприятия дошкольников.
Сказка сама по себе, пожалуй, не оставляет равнодушным ни одного человека. Тайну, заключенную в сказке, ребенок чувствует. Значение сказки для жизни маленького человека, его эмоционального мира никто не пытается оспаривать. Сказка служит мостиком, соединяющим внешний мир с внутренним миром ребенка.
Рассматривание вопроса восприятия сказки детьми дошкольного возраста является, на мой взгляд, интересным и актуальным.
В своей работе я видела, как через восприятие народной сказки закладываются основы нравственного сознания ребенка. Происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Именно через фольклор, а значит и через сказку, сохраняется преемственность поколений в рамках культуры, потому что сказка - это педагогический опыт и творческий гений народа.
Сказка - незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому я считаю, что сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.
Сложилось определенное противоречие: несмотря на то, что изучению этапов, структуры, особенностей восприятия сказки детьми всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, проблема формирования восприятия сказки детьми дошкольного возраста по-прежнему остается на периферии внимания, и научно-эмперических и методических разработок на эту тему недостаточно.
В настоящее время нередки ошибки, когда сказка подбирается без учета возраста ребенка, рассказчик не пользуется приемами эмоционального подкрепления, что нарушает эстетическую ценность восприятия. Не менее важен и способ преподнесения сказки.
Таким образом, сказка является составляющей субкультуры детей раннего возраста, в то же время она теряет свою значимость, т. к. теряется культура ознакомления с ней. Чтение сказки было особым ритуалом, который тщательно хранили и передавали из поколения в поколение.
Стремление найти пути разрешения указанного противоречия побудило меня к поиску наиболее эффективных условий формирования восприятия сказки детьми дошкольного возраста.
Я считаю, что эта тема актуальна и практическая значимость ее велика во все времена.
Разрабатывая данный методический опыт по восприятию сказки детьми дошкольного возраста, я опиралась на достижения великих педагогов и профессоров. Свой опыт в первую очередь я направляю
на развитие эмоционального, психического развития детей дошкольного возраста, что эффективно влияет на их гармоничное развитие, через восприятие сказки в повседневной работе.
Перед собой я ставила следующие задачи:
1.Провести анализ научно-методической литературы в отношении роли сказки в системе воспитания и образования;
2.Определить содержания занятий по ознакомлению со сказкой с детьми дошкольного возраста;
3.Апробировать использования мероприятий, организованных на формирование восприятия сказки детьми дошкольного возраста.
Мною используются следующие методы работы:
-теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы.
-эмпирические методы, включающие тестирование, формирующий эксперимент, методы обработки данных: количественный анализ с использованием методов математической статистики и качественный анализ результатов исследования.
Сказки - прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна. Сказки нам дороги, как родина, как их творец - народ.
Ученые по-разному толковали сказку. Одни из них с безусловной очевидностью стремились охарактеризовать сказочный вымысел как независимый от реальности, а другие желали понять, как в фантазии сказок преломилось отношения народных рассказчиков к окружающей действительности.
В основе сказки всегда лежит метафора. Метафора - это вид символического языка, который в течение многих столетий используется в целях обучения и передачи информации, это любое языковое выражение с переносным смыслом.
Народной сказке свойственны все особенности фольклора. Сказочник зависит от традиций, в форме которых коллективная художественная работа других сказочников доходит до него. Традиции как бы диктуют сказочнику содержание и форму его творения, основные поэтические приемы, особый выработанный и развитый на протяжении веков сказочный стиль.
Эти традиции властно вмешиваются в творческий процесс народного мастера - сказочника. Устные сказки, записанные от сказителей, - творения многих поколений людей, а не только этих отдельных мастеров. Это труд тысяч безымянных авторов, каждый из которых вносил свою лепту в общее дело. Сказка имеет свои разновидности. Существуют сказки о животных, волшебные, новеллистические.
Эти сказки восприняли формы вымысла из представлений и понятий первобытных людей, приписавших животным способность думать, говорить и разумно действовать. Представления людей, приписавших зверю человеческие мысли и разумные поступки, возникли в жизненно важной борьбе за овладениями силами природы.
Волшебные сказки - конкретные художественные произведения народного искусства. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия: в жизнь человека вмешивается то злая и губительная, то добрая и благоприятная сверхъестественная сила. Волшебная сказка изобилует чудесами. Здесь и страшные чудовища: Баба Яга, Кощей; и чудесные предметы: ковер-самолет, сапоги-скороходы. Чудесный вымысел лежит в основе этого вида сказки.
Сказочный вымысел не повторяется ни в одном другом фольклорном жанре: он присущ только сказке.
Для каждого возраста имелись свои сказки. Сказки являются для ребенка неисчерпаемым источником чувств и фантазии, а в свою очередь, развитие чувств и фантазии приобщает их к духовному богатству, накопленному человечеством.
Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, скороговорок.
Чтобы проверить уровень восприятия сказки у дошкольников я разработала диагностику.
Сказка для ребенка - это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реалий действительности. Образность сказки, даже более того - ее условность, хорошо усваивается ребенком. Для этого я разработала тематический план и содержание занятий "Воспитание сказкой".
Воспитатели должны разбираться в восприятие сказки детьми. Восприятие - это сложная познавательная деятельность, включающая целую систему действий, которые позволяют обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить, оценить. Состав их зависит от степени осмысленности восприятия, т.е. понимания того, что воспринимается, зачем и для какой цели человек смотрит или слушает в данный момент.
Важной характеристикой восприятия, как и других психических процессов, является его мотивационная сторона. Я выявила, что в зависимости от того, есть ли у ребенка потребность воспринимать то, что говорится или демонстрируется на занятии, желание и интерес к предмету, различны будут и результаты восприятия (его скорость, точность образов, полнота отображения признаков и т.д.)
Восприятие художественного произведения - очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности - в знакомстве с явлениями окружающей действительности через искусство.
В работе я использовала сказки народные (русские народные сказки, украинские народные сказки и др.) и сказки литературные (русских и зарубежных авторов): А.С. Пушкина, П. Ершова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Ш. Перро и др.
Важным условием выбора той или иной авторской сказки является ее соответствие законам построения сказки, отсутствие в ней личностных бессознательных проекций автора, возможность проигрывания самых причудливых сюжетных вариантов, открытость материала и доступность речевых конструкций, актуальность житейских коллизий, классическая эмоциональная схема завязки - кульминации - катарсиса.
Названные выше функциональные особенности сказки определяют ведущие направления в работе со сказкой
·           Познавательное развитие
·           Социальное развитие
·           Физическое развитие
·           Развитие творческого воображения
Допустимо использовать в работе следующие формы организации по восприятию сказки детьми дошкольного возраста: игровые занятия; комплексные занятия; самостоятельная игровая деятельность детей; самостоятельная продуктивная деятельность детей; праздники.
В качестве основных методов и приемов я использую: элементы ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры - экспериментирования с предметами и материалами; моделирование сказочных сюжетов; творческие задания; пластические игры и упражнения; элементы драматизации.
Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у детей; учит действиям, с помощью которых осуществляется творчество.
Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения. Роль педагога состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, м/ф и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом я учитывала индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдая принцип "От простого - к сложному"; создавая в группе комфортную предметно-пространственную развивающую среду.
Важно не дать ребенку готовый ответ, а помочь найти этот ответ вместе; хотеть выслушать ребенка; улыбаться и использовать мягкие интонации; находиться в позиции глаза - в - глаза.
Работа с народными и авторскими сказками может проводиться с использованием разнообразных стратегий и организационных форм. Кроме занятий, это могут быть разнообразные игры и упражнения, рисование, лепка, конструирование, творческие задания.
Во-первых, перед началом занятия с помощью музыки создается эмоциональный фон; выбирается место занятия; выносится необычный предмет.
Цель - создать комфорт и заинтересованность.
Во-вторых, эмоционально рассказывается сказка и рассказ сопровождается вопросами, детям даются задания ("Найдите и назовите сказку", "Где живет сказка?" и др.), мы вовлекаем ребенка в действие, в игру.
Цель - вызвать интерес к проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать свой личный опыт.
В-третьих, дети вспомнили знакомую сказку ("Репка"), ее героев, их проблемы, и у них возникла потребность играть с ней, создавать с помощью подручных средств задуманный образ и выражать его вербальными и невербальными средствами.
Цель - развивать творческую активность, умение взаимодействовать с окружающими.
В-четвертых, дети переходят к свободной игровой или продуктивной деятельности.
Цель - использовать полученные знания в различных видах деятельности.
Далее перейдем к рассмотрению отдельных методов и приемов работы со сказкой.
Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.
В своей работе я предлагаю использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры.
Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев.
Например, в сказке "Три медведя" это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке "Теремок - полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: лягушка - зеленый; лиса - оранжевый и т.д.).
пиктографические изображения
Ребенок (сначала вместе со взрослым) выделяет количество картинок, которые будут являться "планом" сказки и с помощью пиктограммы изображает их.
Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка.
Например, при передаче психоэмоционального состояния "Грусть" звучит пьеса "Болезнь куклы" из "Детского альбома" П.И. Чайковского.
Например, изображая разгорающийся "Огонь" под "Танец с саблями" А. Хачатуряна, дети передают этот образ резкими движениями, мимикой.
Проблемные ситуации
(от греческого problema - задача, задание и латинского situation - положение) - это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса:
·           Почему с Шапокляк никто не хотел дружить? (Э. Успенский "Крокодил Гена").
·           Почему поссорились лиса и заяц? ("Лиса и заяц". Русская народная сказка).
Творческие задания могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки)
Приведу примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке "Репка".
·           Рассказать знакомую сказку по кругу.
·           Разыграть сказку. Дети распределяют роли.
·           Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.
·           Придумывание своей сказки "Морковка" (по аналогии).
·           Оформление книги "Полезные сказки" (обложка, иллюстрации).
·           Изготовление костюмов-нагрудников "Овощи" (ткань, бумага).
·           Разыгрывание придуманных сказок.
Могут быть и другие творческие задания
Сказки, но по-новому
Дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами
Колобок  добрый  волк
Лиса  хитрая  колобок
Сказки о бытовых предметах
Началом сказки является рассказ о любом бытовом предмете.
Реальное начало  сказочное продолжение
Узнай сказку по песенке героев
·           Не садись на пенек, не ешь пирожок ("Маша и медведь")
·           Козлятушки, ребятушки!
Отворитеся, отопритеся! ("Волк и семеро козлят")
Продолжи сказку
Вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять.
От точек - к сказке
Точка - шифр, знак. Соединяя точки, ребенок получает рисунок героя сказки или предмета из сказки, вспоминает эту сказку, рассказывает ее.
Нарисуй сказку
Дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя нетрадиционные способы (монотопия, пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому).
Игровые задания
При выполнении игровых заданий опираемся на изобразительные умения детей
Какой-либо сказочный персонаж загадывает детям загадку, а разгадку дети рисуют.
Умение согласовывать свои действия с действиями другого.
"Варим кашу". Дети с воспитателем договариваются, кто кем будет (молоко, сахар, соль, крупа). На слова:
Раз, два, три,
Горшочек, вари!
"продукты" по порядку входят в круг - "горшочек".
Каша варится (дети по очереди привстают, говорят: "пых"). Огонь прибавляют (начинаю говорить "пых" в убыстренном темпе, почти подпрыгивая).
Кашу помешивают (все идут по кругу)
Каша готова! Ей нужно потомиться (все присаживаются).
Раз, два, три,
Горшочек, не вари!
Предлагаем дидактические игры:
"Составить портрет героя сказки" (Художественное, эмоциональное развитие)
"Треугольник и квадрат" (математическое развитие)
"Хорошо плохо" (оценка поступков героев, выкладывание фишек 2-х цветов: С. Михалков "Три поросенка").
"Добрые - злые" (развитие эмоций, изобразительных навыков)
В своей работе я также учитывала следующие методические рекомендации по проведению игр, игровых и творческих заданий: искренняя заинтересованность взрослого в росте творческого потенциала детей, улыбка и похвала. Но не перехваливание! Привлекайте к оценке самого ребенка:
·           Что тебе сегодня удалось? Что не совсем получилось?
·           Необходимость чередовать разные типы заданий, не играть в одну игру много раз подряд.
·           Взрослый - рядом, но не надо выполнять задание за ребенка.
·           Начинать с заведомо легких заданий, учитывать темперамент каждого ребенка, продумать варианты одного и того же упражнения.
·           Не предлагать сразу много игр, заданий. На одном занятии брать несколько игр, различных по своему характеру.
·           Учитывая образный характер мышления дошкольника, проводить оживление разных игровых ситуаций.
·           Создать свободную, непринужденную обстановку, сосредоточить внимание на самой игре, а не на дисциплине.
·           Закреплять умения, приобретенные в играх (давать на дом варианты игр).

В работе с родителями также используется сказка.

Необходимо отметить особую роль родителей в работе со сказкой, объяснение важности сказки в развитии внутренней жизни ребенка, творчества, эмоциональной сферы, чувств. Игра и сказка не должны представляться как временные явления в развитии ребенка.
Используются следующие виды работы с родителями:
·           Тематические родительские собрания о воспитательно-образовательных возможностях сказок.
·           Дни открытых дверей (Родители могут вместе с детьми участвовать в играх, выполнять творческие задания и т.д.).
·           Подготовка костюмов и атрибутов к спектаклям и праздникам, участие в них (Сказка "Колобок").
·           Выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера (Придумывание загадок; оформление книги сказок).
·           Устройство выставки работ детей и родителей ("Наши любимые сказки", "Зимние сказки").
К началу третьего года жизни довольно высокого уровня достигают восприятия и память ребенка, возрастает устойчивость внимания, продолжает формироваться наглядно-действенное и зарождается образное мышление, которое позволяет полнее понимать речь окружающих людей без наглядного сопровождения.
Ребенку третьего года доступен образный язык произведений и даже действия в плане образа. Этому способствует также и развивающаяся ролевая игра, которая становится ведущим видом деятельности. Малышу нравятся не только ритм, рифма, игровые приемы потешек, песенок, сказок. Его увлекает содержание художественного произведения, направленность и результат событий, т.е. он может сказать, чем все закончится, дать оценку (хорошо это или плохо), провести сравнения (а как я делаю).
Произведения художественной литературы учат ребенка мыслить, расширять кругозор. Его интересует результат действия героев произведения и, как правило, волнует собственная причастность к происходящему (он может попросить попробовать кашу, которую "сварила" сорока-белобока). Вместе с тем ребенок третьего года уже понимает сказочность сюжетов, их забавность. Я отметила, что слушая литературные произведения, дети прежде всего устанавливают наиболее легко осознаваемые связи, когда события четко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего.
Такое построение сюжета характерно для большинства сказок, которые читают и рассказывают младшим дошкольникам ("Теремок", "Волк и козлята", "Колобок", "Репка" и др.)
При восприятии литературного произведения в центре внимания ребенка главный персонаж. Детей интересует его внешность, действия, поступки. Поэтому, самостоятельно представить мысленно героя, воссоздать его образ в своем воображении дети чаще всего не могут и нуждаться в наглядной опоре - иллюстрациях.
Эмоциональное отношение детей к героям ярко окрашено. Ребенок бурно радуется победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжества добра над злом.
Я выявила характерную для младшего дошкольника особенность - это необычную тягу к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации.
Таким образом, исследовав восприятия сказки детьми дошкольного возраста, я пришла к следующему выводу. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.
Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Анализируя нынешнее состояние проблемы влияния сказки на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста, можно констатировать, что большее внимание уделяется развитию одной сферы - интеллектуальному развитию ребенка. Родители очень рано начинают обучать своего ребенка, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он не готов ни физически, ни морально. Тогда как для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие внутренней жизни, питание его эмоциональной сферы, чувств.
Я доказала, что восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.
Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.
Практика использования данного опыта по восприятию сказки детьми дошкольного возраста показала, что в процессе совместной деятельности у детей наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности данного опыта в работе воспитателя.
Июнь 2021