Чувайченко Ирина Олеговна,
воспитатели,
ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожный
СП «Детский сад «Лукоморье»
г. Самара
Согласно ФГОС ДО – основная образовательная программа в дошкольной образовательной организации направлена на «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, и соответствующим возрасту видам деятельности» (ФГОС ДО, п 2.4.). Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Для старшего дошкольного возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Поэтому одним из требований к условиям реализации общеобразовательной программы дошкольного образования является поддержка индивидуальности и инициативы детей через:
· создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
· создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
· не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.)
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.
Воспитатель – главный помощник ребенка, который: облегчает, содействует, сопровождает. Создает «Среду обитания» в группе:
- Куда ребенок хочет возвращаться;
- Где ребенок чувствует себя нужным и успешным.
Не директивная модель поведения взаимодействия присуща педагогам с демократическим стилем общения. Считается наиболее эффективной и оптимальной моделью взаимодействия. Для не директивной модели взаимодействия присущи:
· глубокий контакт с воспитанниками;
· проявление уважения и доверия к ним;
· стремление наладить эмоциональный контакт с ребенком;
· отсутствие подавления ребёнка строгостью и наказанием;
· преобладание положительных оценок в общении с детьми;
Не директивная модель взаимодействия педагога с воспитанниками обеспечивает:
· дружественное взаимопонимание между педагогом и воспитанником;
· вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе;
· дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности
Для создания творческих ситуаций в игровой деятельности нами в старшей группе создана предметно- игровая среда, в которой каждый ребенок может заниматься любимым делом. В ходе сюжетно-ролевых игр дети берут на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры, используют атрибуты, которые изготавливают самостоятельно, конструкторы, строительные материалы и предметы-заместители. В игре "Строитель" дети отображали знания о профессии строитель, использовали атрибуты, в соответствии с сюжетом, конструкторы строительные материалы, действовали в соответствии с планом игры, который разработали сами в ходе предварительной беседы: распределение ролей; выбор объекта строительства; выбор строительного материала; само строительство; сдача объекта. Дети самостоятельно подготовили предметно-игровую среду (различные виды конструктора, инструменты, предметы-заместители). Роль педагога в сюжетно-ролевой игре - регулирование положительных взаимоотношений, направленное на социализацию детей в коллективе.
Мы строим общение с детьми, выбирая стратегию поддержки детей и создания сообщества.
· Избегаем соревнования и сравнения детей друг с другом;
· Не задаваем вопросов «Кто больше?», «У кого лучше?», «кто первый?»
· учим детей эффективно общаться, делиться информацией, самостоятельно решать конфликты.
Хотелось бы закончить свое выступление словами Фридриха Энгельса: «Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство».