Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Ибрагимова Гузаль Наильевна,
Воспитатель, высшая категория,
КОУ" Ларьякская школа - интернат для обучающихся с ОВЗ",
с. Ларьяк, Нижневартовский район, ХМАО-Югра
Формы и методы работы классного руководителя с родителями обучающихся с ОВЗ в условиях школы-интерната

«Какими бы прекрасными ни были наши школьные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец. Поэтому нам, учителям, прежде всего, необходимо заботиться о повышении педагогической культуры родителей, разъяснить им смысл воспитания и работать с ними в одном направлении».

В.А. Сухомлинский

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет.
Дети с ОВЗ - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети - инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.
Эффективность воспитания и обучения ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Главный координатор, организатор работы с семьей является классный руководитель. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление деятельности. Основная роль заключается в налаживании постоянного сотрудничества, взаимосвязи всего классного коллектива, включающего педагогов, родителей и детей. Сотрудничество с семьей учащихся с ОВЗ - это ежедневная кропотливая работа, которая требует индивидуального подхода к каждому родителю в вопросах обучения и воспитания. Классному руководителю необходимо создать демократичный стиль отношений, сделать так, чтобы семья стала единомышленником, союзником. От взаимоотношений с родителями, от умения правильного сотрудничества, зависит результативность работы.
Из-за низкого уровня образования и культуры многие родители не могут самостоятельно определить перспективы развития своих детей. Поэтому организовывая работу с семьями воспитанников с ОВЗ школы-интерната необходимо учитывать:
·          социальное положение, бытовые условия семьи;
·          психофизические особенности ребенка;
·          положение ребенка в семье;
·          особенности методов воспитания, внутрисемейные отношения;
·          удаленность места жительства семей от школы-интерната.
Цель: Повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Задачи:
·          систематичное изучение семьи, условий и особенностей воспитания;
·          установление доверительных отношений с родителями;
·          способствование сплочению, установлению взаимоотношений родителей и детей;
·          оказание психолого-педагогического просвещения родителей;
·          вовлечение родителей в учебно - воспитательный процесс.
Принципы работы с родителями:
·           Личностно-ориентировочный подход к детям, к родителям, когда необходимо учитывать личностные особенности ребенка, семьи;
·           Гуманно - личностный основе взаимное доверие и уважение, поддержка и помощь, вера, терпение и терпимость по отношению друг к другу;
·           Принцип комплексности - психолого-педагогическую помощь можно рассматривать только в комплексе: в тесном контакте администрации, педагога-психолога, социального - педагога, учителя, воспитателя, родителей.
·           Принцип доступности
Специфические обязанности классного руководителя по отношению к родителям:
·           вселять в них уверенность, что обучение и воспитание будет иметь успех;
·           поддерживать их при неудачах, привлекая внимание к положительным сторонам личности ребенка;
·           важно, чтобы родители увидели позитивное отношение учителя, классного руководителя к их ребенку, и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в его интересах.
Направления воспитательной работы:
·          Поддержка и повышение социального статуса семей
·          Повышение психолого-педагогической грамотности родителей
·          Оптимизация детско-родительских отношений
Формы организации психолого-педагогической помощи семье.
·          Индивидуальные
·          Коллективные
·          Наглядно - информационное обеспечение.
Работая классным руководителем, имею возможность хорошо изучить семьи воспитанников, их внутрисемейные отношения, воспитательные ресурсы, социальное окружение. Форма общения с родителями не носит назидательного, поучающего характера, а является совместной, при рассмотрении актуальных проблем воспитания и обучения. Работая с детьми с начального звена до окончания школы, поддерживая постоянную связь с родителями, в результате постепенно формируются доверительные отношения. Все это способствует эффективному взаимодействию школы и семьи.
В моей группе 12 воспитанников, 4 человека - из многодетных семей, 5- из неполной семьи, 3 –из опекаемых семей. Все эти категории требуют особого подхода для определения форм работы с родителями, т.к. в работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами. Не найдя к ним правильного подхода, можно столкнутся с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества.
Например, совместное обсуждение с родителями результатов обучения и воспитания подростка, поиск причин плохой динамики одним родителям помогает адекватно оценить возможности своего ребенка, другим – раскрыть способности и возможности ребенка, вызвать интерес к его успехам, повысить чувство ответственности за его воспитание.
Для того чтобы сотрудничество семьи и школы было тесным, ежегодно в самом начале работы с родителями изучаю социальный статус семьи и только потом планирую работу с родительским коллективом. При изучении семьи и установлении контактов с ее членами использую следующие методы:
·          анкетирование;
·          опрос;
·          беседа.
Структура работы с родителями

План работы с родителями обучающихся 7-9 классов на 2020-2021 учебный год

Сроки проведения/месяц

Мероприятия

Постоянно

Переписка в мессенджере«Viber»-группа «Родители»

Сентябрь

Анкетирование родителей. Индивидуальные беседы. «Особенности адаптационного периода», «Режим дня», «Карантинные мероприятия в период пандемии».

Октябрь

Посещение семей учащихся. Родительское собрание. Повышение воспитательной функции семьи

«Права и обязанности родителей», «Роль семьи в формировании личности ребенка».

Ноябрь

Совместная проектная работа по теме: «Моя малая Родина»

Беседа: «Роль семьи в формировании школьных успехов ребенка». Итоги успеваемости и поведения за I четверть.

Декабрь

Итоги успеваемости и поведения за II четверть.

Анализ учебных достижений учащихся за I полугодие

Индивидуальная беседа с родителями о занятости и поведении детей во время каникул: «Свободное время подростка»

Январь

Беседа: «Профилактика вредных привычек»

Февраль

Беседы:«Климат семьи»;«Грубость и непонимание в семье»;

«Буллинг-что это значит? »

Март

Итоги успеваемости и поведения за III четверть.

Апрель

Беседы: «Здоровье – как жизненная ценность», Родительское собрание 9 класс: "Профориентация подростка»

Май

Родительское собрание: Анализ учебных достижений учащихся 7-9 классов за год.Индивидуальная беседа о занятости и поведении детей во время каникул: «Каникулы и безопасность»

Телефонная связь с родителями - современная форма взаимодействия семьи и воспитателя, неформальная, но очень эффективная. Для постоянной связи с родителями, воспитанников использую мобильную телефонную связь т.к. основной состав проживающих воспитанников – это дети из других населенных пунктов.
Для проведения консультативно – просветительской и профилактической работы использую следующие методы и формы:
Анкетирование
·          знакомство с семьей учащихся начинается для меня с анкетирования, которую я провожу по телефону. Анкета включает не только стандартные вопросы с информацией: о родителях, занятости, здоровья ребенка, но и вопросы, которые позволяют мне узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников. Изучая семьи детей, составляю социальный паспорт воспитанника и его семьи.
Посещение семьи
·          эффективная форма индивидуальной работы с родителями;
·          при посещении семьи знакомлюсь с условиями жизни ученика;
·          провожу беседу с родителями о характере, интересах и склонностях ребенка, об отношении к родителям, к школе, информирую родителей об успехах их ребенка.
Приглашение в школу
·          приглашаю родителей (законных представителей) на общешкольные мероприятия, но ввиду отдаленности места жительства, не все родители могут посетить такие мероприятия. В основном это могут быть родители приходящих детей.
Индивидуальные консультации, беседы по телефону и при личной встрече с родителями
Индивидуальные консультирования по обращениям (по итогам обследования, по успеваемости) способствуют созданию хорошего контакта между родителями и классным руководителем.
В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.).
Принципы успешного консультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
Переписка в мессенджере «Viber»:
группа «Родители»
·          работа школы-интерната;
·          режимные моменты;
·                      памятки с различной информацией, которая постоянно обновляется;
·          видео, фотографии творческих работ, грамот, дипломов детей за участие в различных конкурсах, олимпиадах разного уровня; фотографии с экскурсий, выездов на школьную базу, походов в лес;
·          поздравление с праздниками;
·          советы и пожелания в воспитании детей.
группы: «Родители-педагоги-7 класс», «Родители-педагоги-9 класс», созданы для дистанционного обучения.
Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.
Письменная форма информирования родителей:
·          памятки;
·          табеля успеваемости;
·          характеристики.
Вовлечение родителей в совместную проектную деятельность
Совместная работа способствует налаживанию контакта между родителями, детьми и мной, имеет огромный воспитательный эффект.
Хочется отметить то, что все родители, опекуны активно идут на контакт, принимают участие в учебно-воспитательной работе, интересуются своими детьми, общаются с администрацией, педагогами.
Показателем эффективности названных форм работы можно считать активную позицию родителей в процессе воспитания детей, наличие в сознание родителей ответственности и чувства причастности к процессу обучения и воспитания детей. В заключение, необходимо еще раз подчеркнуть, что классный руководитель в ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как «официальное лицо» - представитель образовательного учреждения и как доверительный собеседник, с которым можно поделиться, не опасаясь осуждения.
Все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в семье и школе.
Июнь 2021