методист,
Водяной Алексей Юрьевич,
методист,
Водяная Екатерина Владимировна,
заведующий отделом,
ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества»,
г. Белгород
Современная система образования расставила перед образовательными организациями приоритеты о «превращении жизненного пространства обучающегося в мотивирующее пространство», нацеленное на обучение и воспитание профессиональной и социально компетентной личности, способной к творчеству, саморазвитию и самоопределению, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию. От того какими интеллектуальными и профессиональными качествами будет обладать личность, от её активности и нестандартности в решении проблем зависит дальнейшее развитие общества.
Сегодня выпускник школы должен обладать не только определёнными знаниями, умениями, навыками по итогам обучения и воспитания, но и уметь модифицировать их в набор ключевых компетенций для дальнейшего использования в своей жизнедеятельности.
В целях формирования компетентной личности необходимо применять инновационные методы обучения, которые отражают социально-экономические процессы жизни, вводят учащегося в систему духовно-нравственных ценностей, развивают инициативность, самостоятельность, критичность мышления.
Сформировать компетенции у школьников можно при систематическом включении их в проектную деятельность, которая является одной из форм системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании, позволяющая повысить интерес к предмету, развить учебную мотивацию, углубить знания по предмету, сформировать ключевые компетенции.
Считается, что основоположниками метода проекта являются американские педагоги и философы Дж. Дьюи и У. Килпатрик, которые рассматривали организацию обучения (учебную деятельность) по принципу «Всё из жизни, всё для жизни».
Дж. Дьюи говорил: «Применение в школе различных форм активной работы будет способствовать полному обновлению школьной атмосферы. Это даст ребёнку возможность приспосабливаться к жизни, а школа станет для него домом, вместо того, чтобы оставаться только местом, где ребёнок продолжал бы учить сухие уроки, которые имеют отдалённое отношение к тому, что может понадобиться ему в жизненном пути».
Рассматривая особенности метода проектов, доктор педагогических наук Е.С. Полат отмечает, что метод проектов должен заинтересовывать и привлекать внимание детей к поставленным проблемам, в свою очередь, знания, полученные в результате проектной деятельности, ребёнок будет применять в будущем на практике.
Проанализировав научно-педагогическую литературу, мы можем сделать вывод, что проектная деятельность – это технология продуктивно-познавательной деятельности, которая позволяет ребенку найти собственный путь к новым знаниям, развить индивидуальные творческие способности, навыки самостоятельного конструирования собственных знаний и применять их в решении когнитивных и практических задач.
В педагогической литературе можно найти различные подходы по классификации проектов. Традиционно выделяют следующие виды проектов: проекты по доминирующей деятельности (исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие); и практико-ориентированные проекты (нацеленные на социальные интересы самих участников проекта).
Информационный проект – это учебное исследование учащегося по сбору информации по выбранной или заявленной проблеме, завершающим результатом которого является обязательное представление (презентация) с полученной информацией широкой аудитории (в роли которых, могут выступать родители, педагоги, сверстники).
Работа над информационным проектом состоит из нескольких этапов.
1. Постановка проблемы.
2. Проектирование/планирование информационного проекта (определение целей, актуальности, задач и предполагаемых результатов, разбор и оценка предстоящей деятельности, составление плана проекта (плана работы).
3. Поиск информации:
– изучение источников информации. Источниками информации могут быть: статистические данные, результаты опросов общественного мнения (в том числе собственные проведенные опросы среди сверстников), известные факты, высказывания знаменитых людей по какому-либо вопросу;
– обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами). Обязательным условием любого проекта является наличие аргументированных выводов по проблеме исследования.
4. Продукт проекта. Младшие школьники могут подготовить доклад или реферат. Следует отметить, что с развитием информационных технологий, социальных сетей, и умений младших школьников ориентироваться в информационно-коммуникативной сети Интернет, результатом информационного проекта может быть заметка для группы класса или школы, в социальной сети: видео скетч, статья для паблика.
5. Презентация (представление) готового проекта. Как мы уже отмечали ранее, по итогам работы над информационным проектом, учащийся делится полученной информацией с широкой аудиторией.
Необходимо подчеркнуть, что информационные проекты всегда должны иметь хорошо придуманную структуру или детально проработанную модель. В процессе работы над проектом она может быть скорректирована. Практика показывает, что информационные проекты чаще всего интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью.
Важно отметить, что большую роль в развитии познавательного интереса к проектной деятельности играют родители. Совместная работа над проектом позволяет не только получать удовольствие от совместной работы, но и таким образом создать условия для успеха своего ребёнка. Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности детей при проведении проекта и исследования.
Главным моментом при формировании компетенций средствами информационных проектов является стимулирование обучающихся к участию в проектной деятельности. Например, по итогам образовательного раздела в форме контрольного мероприятия, обучающимся необходимо подготовить информационные проекты. Для развития проектных умений и навыков можно организовать работу по обучению проектной деятельности, или создать объединение детского проектного офиса. На занятиях в объединении учащиеся смогут научиться проектировать новые виды продукции, услуг.
В этом направлении возможно сотрудничество общеобразовательного учреждения с конкретным учреждением дополнительного образования по осуществлению внеурочной деятельности в той или иной конкретной предметно-практической области знания. Это могут быть станции юных натуралистов или учреждения дополнительного образования общего профиля.
Также можно привлекать к подготовке информационных проектов обучающихся специалистов разных сфер жизнедеятельности. Например, ребёнку необходимо подготовить информационный проект про Белгородчину. Проект связан с поиском и обработкой информации, его оформлением, подготовкой публичной презентации. Для этого можно привлечь к работе библиотекаря или краеведа, педагогов информатики и русского языка.
Проектная деятельность обучающихся – высокомотивированная самостоятельная поисковая и познавательно-трудовая деятельность, ориентированная на создание учебного проекта, выполняемого под руководством педагога. Именно поэтому необходимо стимулировать учащихся к занятиям проектной деятельностью. По данным отечественных и зарубежных исследователей, 62% школьников всех возрастов отмечают, что проект был интересен именно потому, что выполнялся в основном самостоятельно, лишь с небольшой помощью педагога.
С целью формирования навыков самостоятельной работы необходимо не только обучить ребёнка выполнять проектную работу, но и создавать её, развивая, таким образом, когнитивные компетенции. Грамотно согласованные содержание и формы обучения с интересами ребёнка будут способствовать стремлению к познанию нового.
Для этого можно проводить конкурсы проектных идей. По итогам конкурса, лучшие проектные идеи могут быть реализованы в школе, в учреждении дополнительного образования, а авторов лучших работ можно наградить грамотами, благодарностями.
Сегодня дети имеют доступ к современным коммуникационным технологиям и технике, которую можно использовать для приобретения новых знаний, умений, реализацию внутренней целеустремленности и постоянной потребности в получении нужной информации и творческом её использовании. Что в свою очередь приведёт к наполнению новым содержанием и углублению имеющихся знаний детей, расширению их кругозора и реализации индивидуальных склонностей, интересов, способностей в познавательной и продуктивной творческой деятельности. Поэтому к основным урокам по изучению какого-либо предмета необходимо использовать информационные ресурсы. Например, циклы лекций мультфильмов «Краткая история всего» и детский портал «Пустунчик» (с фотографиями по темам географии, биологии, истории, изобретений), обучающие ролики «Минутная история» (50 обучающих видеороликов длительностью в 1 минуту расскажут о многих важных событиях, значимых личностях и интересных фактах из истории России).
Ещё одним необходимым условием, по нашему мнению по формированию компетенции обучающихся является помощь со стороны родителей, включённость родителей в работу над проектами.
Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя наибольшую часть работы над проектом, а могли помочь младшему школьнику советом, информацией, проявлением заинтересованности со стороны. Это все способствует поддержанию мотивации и обеспечения самостоятельности школьника при выполнении ими проектной деятельности. Работая вместе всей семьёй над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей. В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями, у них формируется значимое отношение к понятию «семья».
Таким образом, в результате работы над информационными проектами (сравнение и анализ информации, обобщение и её систематизация, умение делать умозаключения) у обучающихся развиваются познавательные, коммуникативные и информационные компетенции.
Правильная организация проектной деятельности помогает формированию интеллектуальных умений обучающихся, от которых будет зависеть успешность дальнейшего обучения.
Список литературы:
1. Колесникова О.А. Теоретические аспекты проектной деятельности младших школьников [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26539882
2. Хайрулина О.Э. Метод проектов как способ организации самостоятельной работы учащихся средней школы [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/23276/ 1/RSVPU_2017_718.pdf.