учитель начальных классов,
МБОУ СОШ №14,
г. Воронеж
Немцова Татьяна Сергеевна,
учитель начальных классов,
МБОУ СОШ №14,
г. Воронеж
Сухомлинова Татьяна Владимировна,
учитель английского языка,
МБОУ СОШ №14,
г. Воронеж
Для достижения высоких результатов в обучении детей огромное значение имеет педагогическое мастерство учителя. Что же понимается под термином «педагогическое мастерство»?
Педагогическое мастерство – это, прежде всего, высокий уровень профессиональной деятельности; совокупность свойств и качеств личности, способных творчески справляться с различными педагогическими ситуациями в учебно-воспитательном процессе.
Выделяют несколько компонентов педагогического мастерства. Рассмотрим некоторые из них.
Во-первых, конечно, это гуманистическая направленность, согласно которой человек рассматривается как высшая ценность, учитываются его интересы и потребности. Между людьми только гуманистические отношения и стиль общения.
Во-вторых, высокий уровень культуры (как общей, так и педагогической).
В-третьих, профессиональные качества педагога – любовь к детям, ответственность, нравственность, патриотизм, трудолюбие, стрессоустойчивость.
Любовь к детям необходимо сочетать с требовательностью, которая будет дисциплинировать учеников, затормаживать отрицательные поступки и стимулировать положительные. Но в требовательности обязательно должно быть чувство меры, чтобы у школьников не зарождалась неуверенность в своих способностях или знаниях.
В-четвёртых, система профессиональных знаний (психолого-педагогических, социальных, философских и т.д.), умений (коммуникативных, исследовательских, диагностических, организаторских, проектировочных) и навыков.
В-пятых, творчество педагога, проявляющееся в умении творчески подходить ко всем проблемам в воспитательном процессе и к образовательным задачам.
Помимо компонентов, можно выделить и уровни педагогического мастерства.
1 уровень – репродуктивный (имитация деятельности). Предполагает использование в собственной деятельности образца работы, разработанного другими педагогами, методистами или учёными.
2 уровень – конструктивный. Сочетает в себе личный накопленный педагогический опыт и рекомендации других педагогов, методистов, учёных.
3 уровень –творческий. На основе личного накопленного опыта в процессе экспериментальной работы педагог создаёт личную (авторскую) методику обучения и воспитания.
Если говорить о понятии педагогического мастерства, то нужно упомянуть и термин «педагогическая техника». Само понятие появилось не так давно. Если заглянуть в словарь, то мы увидим следующее определение:
Техника - совокупность профессиональных приёмов, используемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве; владение такими приемами, мастерство в каком-либо деле.
Таким образом, педагогическая техника – это комплекс средств, приёмов, умений и особенностей поведения педагога, создающий наиболее эффективные условия для творческого характера учебной деятельности и мотивации учеников, что обеспечивает развитие ребёнка как личности, находящейся в комфортном эмоциональном климате. Сюда относятся:
- саморегуляция – умение управлять своими чувствами и эмоциями; умение ходить, сидеть, стоять. Мастерство педагога также проявляется в дикции, голосе, мимике. Очень громкий голос, периодически переходящий в крик, плохо влияет на нервную систему ученика. Речь педагога должна быть доступной, выразительной, логически стройной.
Как говорил великий советский педагог А.С.Макаренко, «...не владеющий мимикой, не умеющий придавать своему лицу нужное выражение, не владеющий своим настроением человек не может быть хорошим воспитателем. Педагог должен уметь ходить, шутить, радоваться и огорчаться. Воспитатель должен так уметь вести себя, чтобы каждое его действие было воспитывающим. Он должен знать, чего он хочет или не хочет в определённый момент. Если педагог этого не знает, кого он может воспитать?»
- артистизм – искренность в общении со школьниками, положительные эмоции.
- планирование деятельности – каждый педагог должен стремиться к планированию своей деятельности на протяжении всего периода обучения детей.
Подводя итог, можно сказать, что педагогическая техника является важным компонентом педагогического мастерства, включая в себя множество взаимосвязанных компонентов: актёрское мастерство, культура и техника речи, ораторское искусство, мастерство управления процессом общения и многое другое.
Итак, педагогическое мастерство как высший уровень педагогической культуры зависит не только от самого учителя, так как для его формирования необходимы благоприятная рабочая атмосфера, стимулирующая среда, объективные и субъективные условия.
В качестве одного из важнейших объективных условий развития педагогического мастерства выделяют влияние социокультурной, педагогической реальности, в которой работает педагог. Так же важен положительный эмоциональный климат в коллективе, наличие современных средств обучения и воспитания, материально-техническая оснащенность педагогического процесса, наличие времени, необходимого для подготовки к занятиям и профессионального саморазвития (самообразования).
Учитель должен стать не только носителем информации, но и организатором познавательной и творческой деятельности учащихся, их самостоятельной работы и научного творчества.