Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Бусарева Вера Гавриловна,
воспитатель,
МБУ детский сад № 45 «Яблонька»
г. о.Тольятти
Савинова Елена Александровна,
учитель-логопед,
МБУ детский сад № 45 «Яблонька»
г. о.Тольятти
Ригович Екатерина Владимировна,
учитель-логопед,
МБУ «Школа № 26»
структурное подразделение детский сад «Тополёк»
г. о.Тольятти
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе
Целью современного образования сегодня становится общекультурное, личностное и познавательное развитие дошкольников. Важнейшей культурной практикой, в которой развиваются ценностно-смысловая сфера личности, широкие познавательные интересы и инициатива, умение слушать и осмыслять услышанное, является чтение художественной литературы.
Художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение чувствовать образность и ритм родной речи.
Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. Поэтому одной из целей своей педагогической деятельности мы определили развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.
Многочисленные исследования в области восприятия детской художественной литературы (Гуревич Л.М., Логиновой В.И., Гриценко З.А., Ушакова О.В. и др.) показывают, что ребенок дошкольного возраста не в состоянии разобраться в смысле, а тем более нюансах текста, поэтому необходимо целенаправленное руководство по восприятию художественного произведения, помощь в анализе, обдумывании прочитанного. Мы уверены,
что взрослый должен вести ребенка от элементарного уровня восприятия книги (усвоение сюжетной линии) до системного уровня (понимания богатства, содержания и формы произведения), который помогает воздействовать на личность маленького человека, формировать ее. Без данного руководства, дети становясь старше, теряют интерес к художественной литературе.
Приобщая детей к художественной литературе, мы учли ряд моментов, связанных с особенностями возраста:
• устойчивый интерес детей к книгам, рассчитанным на длительное чтение;
•наличие способности к эстетическому восприятию художественного произведения;
• заметное возрастание интереса к поэтическому слову;
• умение некоторых детей читать самостоятельно.
Дети старшего дошкольного возраста способны проявлять интерес к книгам определенной тематики и определенного жанра. В перечень произведений для чтения в старшем дошкольном возрасте входят (как и во всех предыдущих группах) фольклор народов мира, произведения поэтов и писателей России, зарубежная проза и поэзия. В своей работе мы опираемся на список литературы, рекомендуемый Комплексной образовательной программой дошкольного образования для детей с ТНР с 3 до 7 лет Н.В.Нищевой.
Планируя работу по приобщению детей к художественной литературе мы наметили следующие задачи:
• Формирование интереса к художественной литературе;
• Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
• Знакомство с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
• Совершенствование художественно-речевые исполнительские навыки
·          Формирование у детей умения при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства: обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
·          Развитие литературной речи: формировать у детей умение пользоваться богатством русского языка в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.
·          Развитие творческих способности у детей: помочь ребёнку реализовать творческие способности по литературным сюжетам в ролевых играх, драматизациях, инсценировках, выразительном чтении стихотворений и т.д.
·          Поддержка и развитие детской эмоциональности, впечатлительности, т.к. эмоциональный отклик, вызываемый книгами, обогащает духовный мир детей.
·          Совершенствование стиля партнёрских отношений с семьёй, культурными и общественными организациями, способствующий воспитанию у детей.
Система работы по ознакомлению старших дошкольников с произведениями художественной литературы включает:
·          ежедневное, как и во всех предыдущих группах, чтение сказок, рассказов, стихов; самостоятельное рассматривание детьми книг;
·          специальные занятия;
·          свободное общение воспитателя с детьми на основе произведений художественной литературы.
Беседуя с дошкольниками по содержанию художественных произведений, стараемся предусмотреть более сложные, чем раньше, вопросы и одобрять более продуманные, аргументированные ответы. Особое внимание обращаем на библиотеку книг в группе. Библиотека группы комплектуется при участии детей и родителей. Мы считаем, что в книжном уголке должны быть любимые детьми книги (например, сказки А. Пушкина, Г.Х. Андерсена, Д. Мамина-Сибиряка и др.), а также словари, хрестоматии, детские энциклопедии, например, из серии «Я познаю мир», то есть книги, к которым часто обращается воспитатель. Дети тоже имеют право брать их в любой момент.
В группе периодически организуются выставки книг. Их тематика самая разнообразная: авторская книга, например, сказки А. Пушкина; книги, оформленные известным детям художником, например, В. Чижиковым; разные издания одной и той же сказки, иллюстрированные разными художниками; русские народные сказки; сборники стихотворений о природе; книги с веселыми историями и др. Прививая интерес к рассматриванию книг, не нужно забывать о том, что в подготовительной к школе группе многие дети пытаются читать. Рассматривая книгу, они стремятся получить иную, чем раньше, информацию: стараются прочитать название книги и подписи под рисунками; убедившись, что книга имеет оглавление, пробуют выяснить, есть ли в ней то или иное произведение и на какой странице его можно найти. Это требует от ребенка усилий, а от воспитателя-своевременной помощи. С помощью педагога дошкольники продолжают учиться целенаправленно рассматривать иллюстрированные книги (единый стиль оформления: форзацы, орнаменты, рисунки).
Перед тем как читать книгу, воспитатель должен сказать добрые слова о ней и ее авторе, подчеркнув, что лично ему герои этого произведения полюбились. Если произведения этого автора уже знакомы детям, следует непременно напомнить им об этом. Прежде чем предложить детям книгу для самостоятельного рассматривания, педагог должен сам внимательно рассмотреть ее: определить, на что дошкольники сами не обратят внимание (например, на то, как художник с помощью цвета передает радость или отчаяние героев).
Система работы по ознакомлению старших дошкольников с произведениями художественной литературы включает:
•ежедневное, как и во всех предыдущих группах, чтение сказок, рассказов, в том числе с продолжением, стихов; самостоятельное рассматривание детьми книг;
•специальные занятия;
• свободное общение воспитателя с детьми на основе произведений художественной литературы.
Предполагается также повторение уже знакомых произведений. Поэтому целесообразно объединять произведения в блоки на основе жанровой принадлежности и чередовать чтение рассказов, сказок, стихотворений, глав из книг в течение месяца.
В ходе свободного общения с детьми воспитатель может предложить им тот вид деятельности, который в настоящий момент их особенно привлекает: рассматривание книг, драматизация, кукольный спектакль, чтение произведения в лицах, совместное чтение достаточно большого по объему стихотворения или сказки в стихах (дети, ориентируясь на паузы при чтении взрослого, договаривают слова и отдельные фразы), иллюстрирование любимой книжки, рассказывание стихов жестами (воспитатель очень медленно читает знакомое детям стихотворение, а они практически на каждое слово реагируют жестом: «Пять… веселых… домовых… расшалились… очень…») и т. д.
Главная цель общения с детьми посредством художественной литературы-предоставить каждому ребенку возможность попробовать себя в разных видах деятельности и испытать радость, чувство удовлетворения от своих усилий, обогатить свой литературный опыт.
Периодически мы проверяем, знают ли дети программные сказки, рассказы, стихотворения. При проведении срезовой работы стараемся избегать таких вопросов, как: «Какие сказки (рассказы) ты знаешь? Назови их», «Какие стихи ты помнишь?» Мы ориентируемся на перечень произведений для данной возрастной группы, отбираем выборочно 5–6 произведений разных жанров и напоминаем детям начало произведения или отрывок из него. Если ребенок знает сказку (рассказ), то вспомнит ее название (в своей редакции) и содержание. Если речь идет о стихотворении, то взрослый начинает читать его сам, а затем предлагает ребенку продолжить декламацию.
Целенаправленная работа воспитателей и родителей показывает результат работы: у детей возникстойкий интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями. Дети стремятся поделиться с окружающими своими впечатлениями о прочитанном, рассказать о переживаниях, пересказать понравившийся сюжет. Постоянное общение с книгой развивает творческие способности детей: дети нашей группы активно участвуют в городских конкурсах чтецов; используют в драматизациях, инсценировках сюжеты знакомых художественных произведений.
Список литературы
1.         Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР с 3 до 7 лет. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017г.
2.         Кузьменкова Е., Рысина Г. Воспитание будущего читателя. Дошкольное образование №4, 2005. Библиотека «Первое сентября».
3.         Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. М.; «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
4.         Первова Г.М. Работа с книгой в детском саду. Тамбов, 2007.
5.         Прудовская С. Книжкины затеи. Дошкольное образование № 2, 2007. Библиотека «Первое сентября».

Июнь 2021