Конференции

    ПРОЕКТ «ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРАХ ГЕРОИЧЕСКОГО ПРОШЛОГО СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ, НАРОДА, СВОЕЙ СЕМЬИ»

    Посохина Марина Владимировна,
    Воспитатель,
    МБДОУ «Детский сад № 4»
    Пермский край ЗАТО Звёздный
    Актуальность проблемы: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачёв. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является, одной из актуальных тем воспитательной работы, которое включает в себя развитие у ребенка чувства ответственности перед обществом, привязанность к семье, дому, малой Родине, родной природе, почитание предков, уважение к старшим, толерантное отношение к другим людям. Отсюда следует, что приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности - нравственности, началом формирования личности. Особенно актуально решение этой проблемы применительно к детям в дошкольном возрасте, т.к. в этот период личность ребенка находится в стадии своего становления, усвоения правил и норм поведения в семье и обществе. Первые чувства гордости, любви, уважения к своей Родине и своему народу. Понимают и осознают ли их дети старшего дошкольного возраста? Наш детский сад очень долго и плодотворно работает в этом направлении, и мы можем с уверенностью сказать: дошкольникам, старшего возраста, не чуждо чувство любви к семье, родному городу, родной природе, к своей малой Родине. А это и есть начало зарождения патриотических чувств, которые рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Главной задачей педагогов и родителей становится пробуждение и воспитание в растущем дошкольнике любви к родному краю, формирование у детей черт характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином и в дальнейшем патриотом своего Отечества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. В основе реализации проекта «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через семью» лежит идея разработки перспективного плана целенаправленного ознакомления ребёнка с родным краем, что будет являться составной частью формирования у него патриотизма. Для обозначения актуальности проблемы нами было проведено анкетирование детей старшего возраста, родителей, педагогов. Результаты анкетирования показали: педагоги на вопрос «Считаете ли Вы, что патриотическое воспитание дошкольников основанных на примерах героического прошлого народа, своей семьи необходимым?», ответили «Да» - 100%; родители на вопрос «Считаете ли Вы, что знание истории своей семьи и страны важны для вашего ребёнка?», ответили «Да» - 98%; дети старшего дошкольного возраста на вопрос «Хотел бы ты узнать, какие события происходили раньше в твоей семье и у нас в стране?», ответили «Да» - 89%. На основании результатов анкетирования нами была выдвинута цель и задачи, которые мы должны были решить в ходе работы над проектом. Цель проекта: Создание условий для воспитания у детей старшего дошкольного возраста любви к Родине, к своему Отечеству в процессе ознакомлении с историческим прошлым своей семьи, родным краем и посёлком. Задачи проекта: воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на примерах героического прошлого народа, своей семьи; способствовать формированию патриотических чувств у детей, гордости за Родину, основанных на ознакомление их с историческим прошлым нашей страны и посёлка; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания; формировать первоначальные, дифференцированные представления о героизме; расширить представление о родном посёлке, познакомить с его достопримечательностями; побудить интерес родителей к участию семей в создании книги памяти. Работа над проектом была выстроена в три этапа.
    План реализации проекта.

     Название мероприятий

    Сроки, аудито -рия

    Подготовительный этап

    - сбор информации об истории посёлка Звездный и Пермского края; подбор литературы познавательного научного характера о родном крае;

    - изготовление педагогами макетов к экспозиции мини – музея: «Площадь посёлка Звёздный», «Белогорский монастырь», «Кунгурская ледяная пещера», «Строевой плац»; панорамы видов посёлка Звёздный, план – схема посёлка Звёздный;

    - чтение художественной литературы детям;

    - разработка конспектов – бесед; организовать экскурсии по улицам, памятным местам, учреждениям;

    - провести анкетирование детей, родителей, воспитателей;

    - пригласить в гости военных и почётных людей посёлка;

    - собрать коллекцию материалов о посёлке Звёздный;

    - создать кружок «Юный патриот»;

    - изготовление тематических альбомов; осуществить подборку иллюстрированного материала; изготовить дидактические игры «Символика России», «Символика Пермского края»

    Февраль-март

    Педагоги, родители, дети, почётные жители и ветераны Звёздного

    Это развило у детей: Побуждение интереса к истории и культуре своей семьи, своего посёлка, любви к родному краю. Формирование чувства национального достоинства, ответственности, гордости за своих близких, за всю Россию в целом.

    Основной этап

    Беседы: «Возникновение посёлка Звёздный», «Развитие посёлка Звёздный», «Звёздный во время войны», «Культурные традиции Звёздного», «Образование Пермского края», «Пермский край – мой родной край», «Моя малая Родина»

    Экскурсии: «Улицы и учреждения Звёздного», «Музей детского сада», «Пермский краеведческий музей» г. Пермь, «Музей военной техники» г. Пермь

    Мероприятия: «Зарница», «Парад Российских войск», «Спартакиада», «Олимпиада»


    Март-апрель

    Педагоги, родители, дети.


    Это развило у детей: Расширение кругозора через экскурсии в Краеведческий музей, к памятникам, посещение общественно - значимых учреждений нашего посёлка, общение с интересными людьми.

    Заключительный этап

    Родительское собрание «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста». Составить герб и флаг семьи. Изготовить с детьми «Я - фигурки» для обыгрывания макетов музея. Разработать перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей и развитием родного края. Встреча с ветеранами. Встреча с родителями детей – военнослужащими.

    Апрель-май

    Педагоги, родители, дети.

    Это дало нам: Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятниками. В дальнейшем мы планируем с педагогами расширить выставки музея детского сада, организовать экскурсии к историческим и памятным местам Пермского края. Продолжать дальше пополнять «Книгу Памяти» Подвигами людей, связавших свою судьбу с поселком Звездным.



    В ходе проекта нами были получены следующие результаты: был разработан перспективный план ознакомления старшего дошкольника с историей и развитием родного края; у детей появился интерес к истории, культуре своего посёлка, любви к родному краю. Дети с достоинством и ответственностью отзываются о своём крае. Через экскурсии в Краеведческий музей, к памятникам, посещение общественно - значимых учреждений нашего посёлка, общение с интересными людьми расширился кругозор детей. Работа над проектом сплотила, объединила педагогов и родителей. Таким образом, можно сделать вывод, что задача педагогов и родителей – как можно раньше воспитывать и развивать в старшем дошкольном возрасте чувство любви к родному краю, с самых первых дней жизни формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и патриотом своего Отечества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, семье, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. С помощью разработанного перспективного плана, мы поможем растущему человеку открыть Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Проект даст возможность расширить круг представлений о родном крае, дать о нём некоторые доступные для ребёнка исторические сведения. Покажет, всё, что свято чтут люди, раздвинет горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
    Приложение № 1
    Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей и развитием родного края.

    Образовательная деятельность

    Задачи

    Материалы

    1

    «Возникновение и развитие посёлка Звёздный»

    - Познакомить с историей возникновения и развития п. Звёздный.

    - Воспитывать чувство гордости, уважения к людям, внёсшим свой вклад в возникновение и развитие п. Звёздный.


    Фотографии из книги «ЗАТО

    п. Звёздный»

    Макеты главных улиц посёлка. Репродукции улиц, зданий посёлка.

    2

    «Экскурсия по улицам Звёздного»

    - Обратить внимание на жилые дома, таблички на домах с названием улиц и № дома. Учить ориентироваться на местности: как найти нужную улицу и дом.


    План местности посёлка Звёздный.

    Фотографии улиц п. Звёздный

    3

    «Звёздный во время Великой Отечественной войны»

    - Сформировать представление о том, что делали жители посёлка во время Великой Отечественной войны, какой вклад внесли в победу.

    Фотографии ветеранов Великой Отечественной войны. Фотографии памятных мест.

    4

    «Культурные традиции п. Звёздный»

    - Познакомить с культурными традициями Звёздного.

    Посещение мероприятий Звёздного.

    5

    «Обобщающая беседа – Звёздный – Мы тебя любим!»

    - Систематизировать знания о родном посёлке, крае в котором мы живём.

    Презентация «Наш Звёздный», «Славный город - Пермь».

    6

    «Образование Пермского края»

    - Дать понятие о том, что Пермский край – это малая Родина, это малая часть большой страны России. Познакомить с историей образования Пермского края.

    Карта Пермского края.

    Презентация «Пермский край».

    7

    «Богатства Пермского края»

    - Сформировать представление о природе родного края, её богатствах: памятниках не живой природы, полезных ископаемых.

    Презентация «Богатства Пермского края».


    8

    «Пермский край – мой родной край!»

    - Сформировать такие понятия, как – малая Родина, патриот.

    - Познакомить с гербом, флагом и символом Пермского края.

    Презентация «Символы Пермского края».

    Презентация «Моя малая Родина».

    9

    «Моя малая Родина»

    - Уточнить, обобщить, систематизировать знания детей о родном п. Звёздный.

    Презентация «Моя малая Родина».



    Приложение № 2
    Анкета для воспитателей (для обозначения актуальности проблемы).
    1.         Считаете ли Вы необходимым патриотическое воспитание у дошкольников?
    2.         Считаете ли возможным формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста?
    3.         Владеете ли Вы сами знаниями по патриотическому воспитанию настолько, чтобы передать их детям?
    4.         Какие трудности Вы испытываете в этой работе?
    5.         Какую помощь Вы хотели бы получить?
    Анкета для родителей (для обозначения актуальности проблемы).
    1.         Считаете ли Вы, что знание об истории своей страны важны для вашего ребёнка?
    2.         Передаёте ли Вы (бабушка, дедушка) свои знания об истории России, Пермского края своему ребёнку?
    3.         Испытываете ли Вы интерес к этому?
    4.         Какие исторические места вы посетили с ребёнком?
    5.         Какие события родного края Вы знаете, каких выдающихся людей?
    6.         Какие книги уральских писателей, поэтов Вы читали своему ребёнку?
    7.         Испытываете ли Вы необходимость патриотического воспитания в детском саду?
    8.         Достаточно ли ведётся эта работа в детском саду?
    Приложение 3
    Анкета для детей (для обозначения актуальности проблемы).
    1.         Ты знаешь, в какой стране мы живём?
    2.         Как называется наш край?
    3.         Бывал ты в музее? Что ты там узнал нового о нашем крае?
    4.         Рассказывали ли тебе родители, бабушки, дедушки о том, что было давным-давно на нашей земле. Если да, то что?
    5.         Хотелось бы тебе узнать, какие события происходили раньше у нас в стране?
    6.         Каких великих людей страны и родного края ты знаешь?
    7.         Какие государственные символы есть в нашей стране?
    8.         Как ты думаешь, где можно узнать об истории Пермского края?
    9.         Ты любишь свой посёлок?
    10.      Знаешь ли ты, изображение, какого животного входит в герб Пермского края?
    11.       За что ты любишь свой посёлок? Где бы ты хотел жить? Почему?
    Библиографический список
    1.   Ахметова Н. Н. Люби и знай свой край. / План-программа по краеведению в дошкольном образовательном учреждении: Методические разработки. Часть II. – Пермь, 1999.
    2.   Ахметова Н. Н. План-программа по краеведению в дошкольном образовательном учреждении. Часть I. М., 1997.
    3.   Бруцкая Л. А. Рассказы о Пермской старине. Региональное содержание образования в начальной школе. Пермь, 1995.
    4.   Виноградова Н. Ф., Файзуллина Р. Ш. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю у детей 5-7 лет. В сб.: Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. М., 1983.
    5.   Детская энциклопедия: издательство «Росмэн». М., 1994.
    6.   Жариков А. Д. Растите детей патриотами. М., 1980.
    7.   Истоки. Базисная программа развития ребенка – дошкольника. М., 1997.
    8.   Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа – СПб: АКЦИДЕНТ, 1997.
    9.   Козлова С. А. Воспитание патриотических чувств. В книге: Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. М., 1980.
    10. Кузнецов Ф. Ф. Растет гражданин. М., 1967.
    11. Крехалева В. Воспитание любви к родному краю. // Дошкольное воспитание. 1989. № 11.
    12. Маневцова Л. О развитии познавательных интересов детей // Дошкольное воспитание. 1973. № 11.
    13. Пименова Л. В. Актуальность проблемы разработки региональной программы патриотического воспитания дошкольников. Тезисы II региональной Уральской научно-практической конференции: Психолого-педагогические аспекты совершенствования дошкольного образования. Пермь, 1996.
    Июнь 2021