Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Ункенфуг Елена Владимировна,
учитель начальных классов,
МАОУ ООШ №1,
Пермский край, г. Чусовой
Пути формирования функциональной грамотности у обучающихся начальных классов
Справедливы ли эти оценки современного школьного образования? Очевидно, что современный уровень развития личности цивилизованного общества должен быть принципиально другим: в её образованности сегодня заинтересован не только сам индивид, но и в значительной степени государство и общество. Эта социальная идея определяет необходимость новых подходов к содержательному наполнению понятия «функциональная грамотность» и научно – методической корректировке дидактического сопровождения этого процесса. Обсуждение этого актуального аспекта современного образования в начальной и основной школе вызвало особый интерес. Как же создать атмосферу творчества на уроке, заинтересовать детей учебным материалом, пробудить у них желание самим разобраться в том, или ином вопросе, найти правильное решение, обосновать верность своего варианта ответа? Изменение в обществе и образовании требуют от педагога нового подхода к процессу обучения.
Актуальные проблемы начального образования в системе образования - развивать у них способность не только решать познавательные задачи, но и включаться в практическое приложение своего познавательного опыта. Осваивать новую социальную роль ученика. В своей работе опираюсь на образовательные технологии личностно – ориентированного развивающего обучения, при которых во главу ставится развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Исследовательское поведение особенно ценно тем, что создаёт надёжный фундамент для постепенного преобразования процессов обучения и развития в процессе более высокого порядка – самообучение и саморазвитие. Ребёнок исследователь по своей природе. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность – естественное состояние ребёнка. Задача взрослых: учителей и родителей помочь ему в этом. На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Функциональная грамотность – это способность применять универсальные методы деятельности, основанные на определенных правилах и нормах, для использования знаний (сведений, научных понятий, инструкций), полученных из различных источников информации, в целях решения проблем социальной адаптации на основе применения правил и приёмов к конкретной ситуации. Изучая данную тему, обратила внимание на то, что профессор Н.Ф. Виноградова дала характеристику новых компонентов функциональной грамотности. Наряду с предметными компонентами (языковая, литературная, математическая, естественно-научная грамотность), отражающими традиционные подходы к образованности человека, были представлены интегративные компоненты (читательская, коммуникативная, информационная и социальная грамотность), которые существенно дополняют и конкретизируют понятие «функциональная грамотность». Новое содержание функциональной грамотности позволит повысить уровень, прежде всего, интеллектуального развития современного школьника. Сегодня школьник недостаточно владеет смысловым чтением, не готов решать различные задачи на анализ, размышление, поиск доказательств; затрудняется в выполнении заданий на работу с информацией, представленной в графическом виде. Необходимо давать больше заданий не на формальный пересказ, не тренировку только памяти и восприятия, а на развитие умений работать с информацией, которая представлена в тексте, используя для этого умственные операции – сравнения, анализа, классификации, обобщения. Учитель создаёт условия для исследовательской деятельности своих учеников, для развития навыков критического мышления, становления готовности к самообучению. Важно понять, что ученики имеют право на ошибку, на собственное мнение, которое может не совпадать с мнением учителя или учебника. Одна из задач современного образования – взаимодействие между педагогом и учениками. Эту задачу помогают решить на практике активные методы обучения. Вместе с тем активными являются не методы, активным является именно обучение. Оно перестаёт носить репродуктивный характер и превращается в деятельность обучающихся по наработке и преобразованию собственного опыта. Активные формы обучения – это методы, которые побуждают обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания и применять их на практике, развитие творческих способностей. Активные стратегии ведения уроков: составление кластера, т.е. схемы; учебный мозговой штурм; ассоциации; «бортовой журнал»; пометки на полях (инсерт); написание синквейна (пятистрочный белый стих). При изучении окружающего мира мои ученики не только изучают материалы учебника, но и учатся вести наблюдения, проводить опыты и формулировать выводы. Уроки окружающего мира, как нельзя лучше подходят для исследований. Исследуем свойство льда и снега. Ищем ответы на вопросы: Почему звенит звонок? Почему Луна бывает разной? Дети с огромным удовольствием сами проводят опыты и демонстрируют их классу. Урок – исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции. Учитель на таком уроке не говорит: «Делай как я», а говорит: «Я рядом с тобой, иди вперёд». Я думаю, что для детей с повышенными интеллектуальными способностями должна быть представлена возможность для самостоятельного обучения. В моей практике - это работа с научными проектами. При работе над проектом у обучающихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание. Проектно – исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применять свои знания, полученные на уроках. Например, ученик моего класса слышал неоднократно о витаминах. В связи с этим у него возникли вопросы и идея выяснить, что такое витамины и как они влияют на здоровье человека. Я заметила заинтересованность ребёнка, направляла его деятельность. Начали собирать материал о витаминах, что заинтересовало всех детей в классе. Они с интересом подключились к работе. Ребёнок, в ходе работы над проектом учился задавать вопросы, работать с источниками информации, делать выводы. Радость познания на лицах моих учеников даёт мне уверенность в работе, желание подробнее изучать тему моего исследования. Как бы ни работал учитель, какие бы ни давал задания детям, для того, чтобы они ощущали себя комфортно, необходимо всегда словесно поддерживать, не скупиться на ласковое слово, на похвалу. Только при взаимном уважении, при взаимном доверии и понимании любой ученик будет чувствовать себя комфортно в школе.
Июнь 2021