педагог-психолог,
ОГАПОУ «Яковлевский политехнический техникум»
Белгородская область, г. Строитель
Влияние социальной среды на формирование личности имеет большое значение. Такие проблемы, как взаимодействие личностных, главным образом нравственных, а также биопсихологических особенностей человека с внешними явлениями очень сильно влияет на несформированное сознание и психику несовершеннолетнего.
В возрасте 10—16 лет организм ребенка претерпевает качественные изменения. Свойственное этому периоду неравномерное развитие различных органов, тканей вызывает усиленное сердцебиение, повышение давления, головные боли, быструю утомляемость и другие осложнения, снижающие внимание, контроль и самоконтроль, в связи с чем могут возникать барьеры во взаимопонимании подростков с социальным окружением. Специфичным для подросткового возраста является стремление как можно скорее завоевать статус взрослого человека, добиться самостоятельности и независимости. Эта установка может реализоваться как положительным, так и отрицательным образом. Стремление к оригинальности, лидерству позволяет подростку добиваться определенных успехов в спорте, искусстве, художественном, музыкальном творчестве, изучать полюбившиеся учебные предметы. Может возникать потребность в совершении высоконравственных поступков. В то же время психологически напряженная ситуация развития учащихся подросткового возраста без надлежащего педагогического контроля и руководства заставляет их обращаться к использованию не всегда самых лучших, но зато наиболее быстродействующих средств достижения взрослости. Так, потребность в широкой информативности, свойственной взрослому человеку, так называемые трудные подростки предпочитают удовлетворять преимущественно путем досужих разговоров, многочасового просмотра телепередач, т. е. способами, не требующими особых усилий. Их привлекают такие наиболее просто усваиваемые атрибуты взрослости, как курение, употребление спиртных напитков, нецензурные выражения, развлекательные формы проведения досуга. Быстро и легко подростки овладевают запрещенными приемами психологической защиты и нападения, которые встречаются в арсенале взрослого человека: вытеснение неприятных представлений о последствиях своего проступка, хитрость, обман, шантаж, открытый негативизм, демонстрация физической силы, агрессивность, грубость. Чувствуя себя взрослым и считая, что с окружающими ведет себя как взрослый, ребенок подросткового возраста не всегда адекватно оценивает свои поступки и легко может попасть под негативное влияние старших, так как именно в подростковом возрасте сильно развит рефлекс подражания. В результате отсутствия или потери интереса к учебе, общественно полезной коллективной деятельности, неспособности идти в ногу с классом и удовлетворять свои эстетические запросы возникает барьер в общении трудновоспитуемых подростков с одноклассниками, что толкает первых на поиски друзей, занятий и развлечений вне техникума. Прогрессирующая динамика наркотизма среди несовершеннолетних обусловлена и комплексом социально-экономических, политико-правовых, социокультурных и иных факторов организации общественной жизни. Психофизиологическая неустойчивость, подверженность несовершеннолетних стрессу на фоне снижения уровня жизни, безработицы и других негативных проявлений в семьях, учебных заведениях приводит подростков к поведенческим расстройствам, протестным реакциям и тем самым способствует приобщению к наркотикам. Подростки быстрее находят общие интересы с лицами, ранее судимыми, или с лицами, употребляющими спиртные напитки или наркотические вещества.
Вовлечение несовершеннолетних в систематическое употребление наркотических веществ в раннем возрасте наносит существенный вред их физическому и психическому развитию, нередко приводит к заболеванию хроническим алкоголизмом и наркоманией. Под вовлечением несовершеннолетних в систематическое употребление одурманивающих веществ понимается склонение их к употреблению таких напитков или веществ неоднократно в течение непродолжительного времени.
Повышенную общественную опасность представляет склонение к потреблению наркотических средств.
Во-первых, возбуждение у несовершеннолетних либо молодых людей интереса, желания попробовать, испытать воздействие наркотических средств на организм ставит под угрозу не только их здоровье, но и создает опасность нарушения нормального физического или психического развития личности.
Во-вторых, склонение к потреблению наркотических средств, являясь, по сути, одной из разновидностей распространения дурмана, осуществляется нередко из корыстных побуждений, — таким образом формируется основа для сбыта наркотиков.
В-третьих, для большинства наркоманов именно приобщение других лиц к потреблению наркотических средств служит одним из способов получения средств на приобретение наркотиков
Вовлечь подростка в незаконное потребление наркотических средств очень легко, так как он отличается податливостью, послушанием и, как правило, выполняет требования взрослых. На подростка сильное влияние имеют лица более старшего возраста либо ранее судимые лица, так как подросток такого человека уважает и боится. Самое главное для подростка — это самоутверждение в своей компании, поэтому ради того, чтобы его уважали, он готов на любые действия, не задумываясь о последствиях. По мере употребления наркотических средств деградация сознательной и волевой деятельности усиливается. Как правило, при длительном употреблении наркотических средств проявляются все более значительные отклонения от нормального функционирования головного мозга.