Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

«СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ» КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОМПЛЕКСА МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Гусева Ольга Владимировна,
преподаватель, учитель музыки,
ГБОУ СОШ №8 "Музыка",
г. Санкт-Петербург

Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они

испытывать его на себе, тем лучше для них.

Виссарион Григорьевич Белинский


Учебная дисциплина «Слушание музыки» сравнительно недавно появилась в программе ДШИ и ДМШ. Возникает много вопросов – в чем его необходимость, если давно существует предмет «Музыкальная литература»? Что общего между ними и в чем разница? Зачем «Слушание музыки» ввели в программу?
Если глубоко вдуматься, то появление в программе ДМШ и ДШИ предмета «Слушание музыки» с 1 по 3 класс уже давно является острой необходимостью. Мало того, именно этот предмет особенно необходим начинающим музыкантам, делающим первые шаги в мир музыки. Традиционно «Музыкальная литература» начинается только с 4 класса, оставляя без активного педагогического воздействия наиболее благодатный для формирования и развития навыков музыкального восприятия возраст 7 – 10 лет. Именно «Слушание музыки» восполняет этот пробел.
Целью предмета «Слушание музыки» является воспитание у детей музыкальной культуры как неотъемлемой части культуры в целом, приобщение детей к шедеврам классической музыки с первых шагов обучения.
Это значит, что на уроке «Слушание музыки» необходимо:
– создать предпосылки для музыкального развития учащихся;
– заложить основы слушательской культуры;
– создать базу, позволяющую приобщаться к музыкальному искусству в перспективе.
Отсюда логически следуют 3 основные задачи, связанные с обучением на занятиях по предмету «Слушание музыки»:
1.         Формирование личностно-эмоционального отношения к музыке через восприятие. У детей необходимо воспитать эмоциональную восприимчивость к классической музыке, музыкальное чувство, глубину и тонкость эмоционального проникновения в музыкальные образы; развивать стремление слушать и исполнять музыку, содействовать развитию интереса к познанию музыкального искусства и сопоставлению его с окружающей жизнью. Формирование культуры слушания во многом зависит от слов-сигналов, которые произносит педагог, чтобы направить восприятие детей. Одним из важнейших с первых уроков (помимо «слушаем» или «послушаем») является слово «тишина». На своих начальных уроках мы уже слушаем тишину (ведь звук рождается из тишины). Это очень важный момент для подготовки к прослушиванию, помогающий сосредоточиться, настроиться.
2.         Обучение осознанному отношению к музыке. Ребенку важно получить опыт осознанного восприятия музыкальных произведений, уметь пользоваться музыкальными знаниями. Например, при освоении темы «Музыкальная форма» мы с детьми говорим, что в музыке всегда всё идет по плану, по расписанию! Этот план, или, расписание называется музыкальная форма. Затем даем название каждой теме и составляем схему. Например, в пьесе «Марш деревянных солдатиков» Чайковского получается чередование тем С-К-С (где С солдатики, К командир). Так дети совершают важное музыкальное открытие: в музыке Чайковского три части, поэтому форма пьесы - трехчастная. Знание музыкальной формы превращает слушание музыки в занимательный процесс.
3. Формирование деятельно-практического отношения к музыке как в процессе ее восприятия так и при исполнении даже самых маленьких фрагментов музыкальных произведений на уроках. Например, можно в качестве итогового занятия проводить игру «Музыкальные шкатулки». Она вызывает своеобразное соревнование среди учеников – кто больше накопил материала – больше собрал красочных рисунков, кто помнит больше тем и т.д.
Преобладающая форма уроков «Слушание музыки» – это уроки-беседы, которые имеют самый разнообразный облик, в зависимости от содержания. Так, при обращении к стилю барокко после информационного материала от педагога можно поиграть с детьми в игру «Громко – тихо» (повторяющую как бы формулу tutti - solo) – «Мы в ладошки громко ударяем», а затем «Мы в ладошки тихо ударяем». Возможен урок-воспоминание – новая тема раскрывается на известном ранее музыкальном материале, как уже нечто «знакомое», но «не замеченное» ранее. Наиболее любим детьми урок-сказка, который может иметь разнообразные формы: прослушивание, обсуждение, ролевые задания с элементами театрализации. Можно предложить ученикам и сочинить: например, после прослушивания пьес «Баба-Яга» Чайковского и «Избушки на курьих ножках» создать свою Бабу-Ягу с использованием диссонансов. Существует и урок-исследование – это самостоятельная аналитическая работа детей. Еще могут проводиться: урок-настроение, комплексный урок, включающий материал из самых разных областей искусства.
Содержание учебного курса предмета оформляется в виде календарно-тематических планов. Основой в работе является системный подход к учебному материалу. Темы могут формулироваться следующим образом: сказочные образы в классической музыке, природа и музыка, портрет в музыке и т.д.
Проверка результатов обычно осуществляется в виде текущего, промежуточного и итогового контроля. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в виде проверки домашнего задания (рисунок, кроссворд, подготовка доклада, пересказ биографии композитора, составление конспекта, фронтальный опрос). Формами промежуточного и итогового контроля являются тесты, музыкальные викторины, открытые контрольные занятия.
Попытаемся дать ответы и на следующие важные вопросы: как объяснить сложные музыкальные понятия детям? Как слушать серьезную музыку с малышами?
Особенности младшего школьного возраста определяют новые методические приемы в работе с учащимися. В основу преподавания положена вопросно-ответная (или «проблемная») методика, дополненная игровыми упражнениями. Возраст учеников подсказывает активное включение игры и разнообразных игровых приемов, являющихся в этом возрасте необходимым средством познания мира.
Психологи отмечают, что внимание в младшем школьном возрасте «отличается малым объемом, неразвитой переключаемостью, повышенной отвлекаемостью». Именно проблемная методика активизирует внимание детей, возбуждает их фантазию, так как использует очень важную особенность данного возраста – страстное желание действовать и отвечать на вопросы, даже не зная точного ответа, т.е. играть. Мы с учениками играли в игру «Колокольчик». В ней происходит формирование простейших навыков анализа музыкального произведения. При этом дети не боятся говорить вслух, высказывать свои впечатления, обсуждать прослушанное музыкальное произведение. Выбирается ведущий, который звонит в колокольчик или издает звук с помощью треугольника и называет несколько выбранных заранее музыкальных терминов. После того, как прозвучал колокольчик, первый участник игры выявляет в прослушанном произведении любое названное ведущим средство музыкальной выразительности и его особенности. Аналогичные действия производятся и с остальными участниками.
Аналитическая работа начинается с определения характера прослушанного произведения (эпитеты, представления, образы). В процессе разговора каждый ученик делится своими впечатлениями. Педагог поддерживает самые различные мнения и суждения, подчеркивая важность сказанного, комментируя и дополняя ответы. Таким образом, преподаватель создает необходимую атмосферу для того, чтобы каждый ученик почувствовал уверенность в своих силах, оценил значимость и правильность своего ответа. Можно предложить ребятам записать в течение прослушивания музыки слова. В первом классе ученики могут написать 5-6 эпитетов, пусть и поначалу простых – таких как «грустная», или «веселая», «быстрая» музыка.
Игра – вторая составляющая методики преподавания предмета «Слушание музыки». При объяснении новых тем необходимо создать некую игровую модель, игровое упражнение в форме песенки, стихотворения. Например, интонация ламенто может запоминаться и отрабатываться на песенке-модели «Зайку бросила хозяйка» (слова А. Барто). В ней звучит мотив вздоха f – d, f – d, f – e – d. Дети поют эту песенку, прежде чем начнут слушать, к примеру, арию Барбарины из оперы В. Моцарта «Свадьба Фигаро».
«Слушание музыки» открывает безграничные творческие возможности для педагога и учащихся. Часто педагогу в процессе работы приходится вносить в программу свои поправки и дополнения с учетом конкретных условий и обстоятельств. Очень важно, что предлагаемый автором учебный и музыкальный материал абсолютно не исключает собственного творческого подхода и свободы выбора.
Программа «Слушания музыки» дает огромный простор для совместного творчества педагога и учеников. Опираясь на свой педагогический опыт в преподавании предмета «Слушание музыки», отмечу такие формы работы, которые были особо интересны нам с детьми. Так, на уроках стали необходимы не только тетради, но и альбом и цветные карандаши, потому что многие темы ученики изучают, рисуя к ним иллюстрации. Без соприкосновения с живописью работа казалась неполной, а иногда и трудной. Уже со стороны педагога важна грамотно подобранная художественная иллюстрация к музыке, которая всегда легко и быстро поможет направить детское воображение. Рисунки возможны не только по таким очевидным темам, как, например, «Снег танцует», но и по неожиданной теме – «Кульминация». Удивительно, что дети столь остроумно отражают это явление в рисунках! (Пример «рисунка-кульминации»: одно и тоже дерево в 4 временах года, где кульминация – лето и осень; или закрашенный красками лист, в центре которого – пятно-сгусток, т.е. кульминация).
Синтез музыки и поэзии мы тоже успешно используем на уроках «Слушание музыки». Это могут быть тексты вокальных произведений, которые мы прочитываем перед прослушиванием музыки. Увлекательным может быть задание подобрать стихотворения разных поэтов на определенную тему. Например, в той же теме «Кульминация» учащиеся не только слушают музыкальные произведения, но и разбирают стихотворение А. Шибаева «Была тишина»:
Была Тишина, Тишина, Тишина…
Вдруг Грохотом грома Сменилась она!
И вот уже дождик Тихонько –
Ты слышишь? –
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше…
Наверно, сейчас Барабанить он станет…
Уже барабанит! Уже барабанит!
Стихотворение звучит достаточно музыкально. В нем слышатся различные динамические оттенки, паузы, кульминация.
На 2 и 3 году обучения можно и нужно использовать такую форму работы, как музыкальное иллюстрирование изучаемых тем произведениями, исполняемыми учениками в классе специальности, хора, вокала, аккомпанемента. Детям всегда с удовольствием выступают перед своими товарищами. (Хорошим подспорьем для педагога являются различные творческие задания, предложенные Н. А. Царёвой в учебниках с характерным названием «Уроки госпожи Мелодии»).
«Слушание музыки» - сегодня один из музыкально-теоретических предметов ДМШ и ДШИ. Однако в процессе музыкального воспитания особо значимой становится сама фраза «слушание музыки» (с акцентом на первом слове). Её важность, конечно, актуальна как на начальной, так и на всех остальных ступенях обучения, включая среднее звено (музыкальный колледж), а также высшее (ВУЗ).
В данном случае возникает некая цепочка:
восприятие музыки – слушание музыки – слышание музыки.
Очень важно настраивать восприятие учащихся правильным образом. При этом процесс самого прослушивания какого-либо музыкального произведения должен быть целиком посвящён этому музыкальному произведению: то есть во время звучания исключаются активное комментирование и перекрикивание музыки со стороны педагога, что часто можно наблюдать на уроках.
Литература
1.         Примерные учебные планы образовательных программ дополнительного образования детей по видам музыкального искусства для ДМШ и ДШИ. (пояснительная записка, методические рекомендации). Министерство Культуры РФ, 2001.
2.         Н. Сорокина «Практические рекомендации к программе предмета "Слушание музыки"».
3.         Царева Наталья Анатольевна. Слушание музыки. Методическое пособие – М. Росмэн 2002.
4.         Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии, 1 – 3 класс, Учебное пособие по предмету «Слушание музыки», М., «Росмэн», 2001.
Июнь 2021