Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В КОРРЕКЦИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Баранова Елена Борисовна,
учитель-логопед,
СП «Детский сад «Центр коррекции и развития детей»
ГБОУ ООШ №18,
г. Новокуйбышевск
Наибольшую категорию воспитанников нашего детского сада составляют дети с общим недоразвитием речи. Коррекция нарушений речи – длительный и сложный процесс, требующий применения различных форм, приемов организации образовательной деятельности.
Последние несколько лет в нашем учреждении проведение логопедических занятий стало возможным с применением с интерактивной доски SMART Notebook 11. Создаваемые учителем-логопедом презентации для развития лексико-грамматического строя речи дошкольников представляют собой сочетание традиционных приёмов логопедической работы с использованием технологий работы с интерактивной доской. Рассмотрим возможные приемы работы на основе данных технологий для развития словаря и грамматического строя речи детей.
Для обогащения словаря прилагательных, глаголов можно использовать такой игровой элемент программы SMART Notebook 11 как «Интерактивный кубик». На гранях кубика располагаются картинки, к названиям которых детям необходимо подобрать слова-признаки или слова-действия. Например, в рамках темы «Насекомые», это могут быть картинки бабочка, жук, комар, стрекоза, муравей, пчела. При выполнении игрового задания кубик вращается и показывает изображения на его сторонах в случайном порядке. Какую картинку показывает кубик, к такому изображению и называем слова-признаки или слова-действия. Например, бабочка какая? Бабочка красивая, яркая, разноцветная. Детей всегда привлекает эффект неожиданности, возникает желание играть в игру дальше, тем самым пополняется словарный запас.
Для формирования обобщающих понятий можно применять функцию «Конструктор занятий», направленную на выполнение различного рода сортировки. Детям предлагается распределить заданные картинки по двум объектам: например, фрукты – переместить в корзину, а овощи – в ящик. При этом дети, проговаривая, объясняют свое выполнение: «Яблоко – это фрукт, я положу его в корзину. Лук – это овощ. Я положу лук в ящик». Особенности «Конструктора занятий» не позволяют распределить картинки в ином варианте, кроме как верного. При ошибочном выборе картинка отклоняется от заданного объекта и ребёнку необходимо подумать, определить правильный вариант. Задание такого типа можно предлагать детям на закрепление понятий «Зимующие и перелётные птицы», «Дикие и домашние животные».
Работа с интерактивной доской поможет сделать более разнообразными игровые упражнения на развитие навыков словоизменения и словообразования. С помощью функции «утилита множественного клонирования» можно превратить в увлекательную для детей игру задание на формирование навыка образования множественного числа существительных в именительном падеже. Заранее заданные педагогом на картинках настройки позволяют ребёнку из одной картинки сделать несколько. Ребёнок, как будто бы волшебник, превращает куклу в куклы, мяч в мячи, машину в машины. Играя с картинками, ребёнок образует грамматические формы слов.
Особенности работы с таблицей в программе SMART Notebook 11, позволяют детям преобразовать контурные черно-белые изображения в цветные, при этом в игровой форме проводится работа по согласованию прилагательных с существительными: пирамидка – синяя пирамидка, кубик – жёлтый кубик, ведёрко – зелёное ведерко.
Перемещение детьми картинок позволяет смоделировать пространственные отношения между предметами и объектами и обозначить данные отношения в предложениях с помощью предлогов. Например: «Я поставлю вазу на стол», «Я спрячу мяч под стол», «Я спрячу машину за шкаф».
В игре «Кто у кого?» на образование названий детёнышей животных дети с помощью маркера проводят линии, соединяя картинки с изображением взрослого животного и его детёныша, при этом проговаривая свои действия: у лисы – лисята, у ежа – ежата, у белки – бельчата.
Приём работы с ячейкой в программе SMART Notebook 11 помогает детям наглядно продемонстрировать значение уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных: перемещение картинки в ячейку приводит к уменьшению размеров картинки. Так, при выполнении ребёнком перемещения картинок, кукла «превращается» в куколку, стул – в стульчик, яблоко – в яблочко.
Использование на логопедических занятиях технологий работы с интерактивной доской SMART Notebook 11 способствует повышению интереса, познавательной и речевой активности дошкольников с общим недоразвитием речи, повышая тем самым эффективность работы по развитию лексико-грамматического строя речи у детей.
Июнь 2021