Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ ИХ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Долматова Наталья Сергеевна,
учитель - логопед,
МБОУ «С (К) СОШИ»,
Пермский край, г. Чусовой
Логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития ребенка с ОВЗ. Нарушения речи школьников с интеллектуальными нарушениями являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, эффективность его обучения.
Важнейшим условием школьной адаптации является успешное овладение орфографически правильным письмом. Исследования, касающиеся системного недоразвития речи, выявляют у детей с данной речевой патологией значительное количество орфографических ошибок и трудности овладения программным материалом по русскому языку в целом.
Особенностями в построении своей коррекционно-развивающей работы считаю принципы педагогики успеха, которые предполагают обеспечение условий для развития, самореализации и социализации личности обучающегося посредством создания ситуаций успеха, в которых максимально раскрываются возможности каждого ребенка. Поэтому в процессе своей работы стараюсь не исправлять недостатки ребенка, а развивать его сильные стороны, побуждая к самосовершенствованию и саморазвитию.
Мы все хорошо понимаем, что отметка чаще всего не соответствует затраченным усилиям. Многих ребят это огорчает, а некоторые и вовсе перестают стараться, потеряв веру в успех. Но ведь оценка — это вовсе не единственный результат, который дает учеба. Уверенность в своих силах, желание учиться и работать над собой — вот то, что действительно пригодится в жизни.
Считаю, что для личностного развития обучающихся очень важными являются умения ставить цели и добиваться их, видеть собственные успехи и испытывать по этому поводу радость, замечать неудачи и находить их причины. В качестве стимулов, побуждающих ребенка учиться, использую разнообразные приемы — от похвалы до награждения специальными символами, с помощью которых отмечаются даже незначительные достижения.
Ребята с удовольствием используют линейки достижений и лестницу успеха для самооценивания и фиксации результатов. Линейки достижений помогают ребенку увидеть свои успехи. Они позволяют отследить не только улучшение успеваемости, но и те усилия, которые ученик приложил, и те знания, умения и навыки, которые им в результате приобретены. Таким образом, ребенок сможет всесторонне оценить свои учебные результаты, соотнося их с затраченными усилиями. Каждому ребенку предлагаю карточку, например такого содержания: «Я старался», «Я научился выделять из слова гласные звуки». Обучающийся ставит отметку-черточку на каждой линейке. Это приучает его задумываться над тем, насколько он продвинулся в овладении знаниями и умениями; прикладывал ли он старание для качественного выполнения задания. Ученик начинает реально прогнозировать оценку за выполнение задания.
Планируя проведение диктанта, готовлю для каждого ученика «индивидуальную линейку оценки». Параметрами оценки работы являются «проблемные моменты» письма данного ребенка. По окончании диктанта дети проверяют написанный текст и делают отметки на линейках.
Часто для рефлексии использую оценочный прием «Лесенки успеха», который позволяет узнать, насколько объективно дети оценивают свое письмо. В конце занятия, ученики рисуют карандашом лестницу из трех ступенек. Прошу, чтобы каждый из детей сам оценил успешность выполнения заданий, нарисовав на одной из ступенек лесенки человечка — себя (самая верхняя ступенька — наилучшие результаты в учебе). Таким образом, важно, чтобы оценка собственного труда ребенком стала действительно ЕГО оценкой (выбрал верхнюю ступеньку не потому, что это будет приятно учителю-логопеду, и не потому, что ее выбрало большинство детей, а потому что сегодня сам доволен своей работой!).
Ещё один прием оценивания «Достижение целей». Предлагаю детям записать на страничке целей в тетради такое предложение: «Я могу правильно написать…..». На протяжении нескольких занятий дети выполняют разнообразные упражнения по этой теме, а я, проверяя работу, подсчитываю количество выполненных без ошибок работ. Они вправе гордиться собой.
Особенно нравится моим ученика прием «Я так чувствую...», он организует обратную связь, вызывает рефлексию у детей. Подводя итоги занятия, прошу их нарисовать на полях тетради небольшой кружок и поставить в нем один из знаков препинания, обозначающих завершение предложения. “Точка” — на занятии все было понятно. «Знак вопроса» — осталось ощущение, что что-то непонятно. «Восклицательный знак» — все было понятно, есть уверенность, что знания по теме твердые. «Многоточие» — тема кажется непонятной. Не стоит без согласия ребенка «озвучивать» тот знак, который он поставил в конце занятия. Если эта информация остается «закрытой», то можно надеяться на искренность ответов учащихся. Стремлюсь к результату, который выражается в формировании у детей следующих умений и навыков:
·           ориентироваться в учебной ситуации (понимать инструкцию, планировать свои действия по ее выполнению, выявлять непонятное, обращаясь за помощью к учителю или сверстникам);
·           ответственно относиться к результатам своей учебной работы, соотносить полученный результат с планируемым и адекватно оценивать его, осуществлять самоконтроль;
·           осознавать сильные и слабые стороны себя как ученика, осваивать «технологию успеха и достижений».
Постепенно формируется навык самоконтроля и самоорганизации. Это является основой ситуации успеха. Огромную роль играет оценка, заключенная в словах учителя, его эмоциональное отношение к результатам труда ученика и является сильнейшим стимулом в учебном труде.
Создание ситуации успеха на занятиях подчинено основному направлению коррекции, ослаблению дефектов развития обучающихся, при этом индивидуальная коррекция происходит постепенно, последовательно и по этапам, с анализом результатов работы на каждом этапе.
Учение только в том случае приносит удовлетворение, радость, если оно сопровождается успехом, повышает мотивы обучения, а значит и качество образования.

Июнь 2021