Воспитатель,
МДОУ д/сад №109
город Рыбинск, Ярославская обл.
Цель: создать обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов работы, направленных на профилактику речевых нарушений дошкольников.
Задачи:
· Совершенствовать компетентность педагогов по вопросам речевого развития дошкольников.
· Развивать творческую деятельность педагогов и обеспечить работу по профилактике речевых нарушений.
· Активизировать обмен информацией и практическими знаниями между педагогами ДОУ.
Вводная часть
Проблемы речевого развития по-прежнему остаются актуальными и в нашем детском саду. Поэтому важно изначально вести качественную работу по профилактике в данной области развития. К какому результату нужно стремиться?
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. (ФГОС ДО стр.31)
Какую именно работу нужно проводить по речевому развитию в дошкольном возрасте?
Речевое развитие включает:
· владение речью как средством общения и культуры;
· обогащение активного словаря;
· развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
· развитие речевого творчества;
· развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
· знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
· формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. («От рождения до школы» ООП ДО стр.93)
Практическая часть:
Организационный момент: участники занимают места за 5 столами, на которых подготовлены дидактические игры, согласно направлениям работы по речевому развитию, которые отражены на демонстрационных карточках.
Направления работы по речевому развитию в ДОУ:
· Формирование словаря
· Звуковая культура речи
· Грамматический строй
· Связная речь
· Подготовка к обучению грамоте
Для практикума педагогам по каждому направлению работы предложен следующий порядок разбора дидактических игр:
1. Словесная игра с мячом (проводит ведущий практикума)
2. Разбор представленной игры педагогами: ведущий и педагоги показывают разные варианты данной игры.
3. Самостоятельная работа в малых группах (по каждому направлению работы): представление и показ предложенной игры, вариативность использования.
4. Презентация самостоятельно выбранной игры (в случай затруднения, игру представляет либо проводит ведущий)
Примерный перечень игр по направлениям работы:
· Формирование словаря
1. «Чей хвост, чья голова…» - употребление притяжательных прилагательных
2. «Назови одним словом» - употребление обобщающих понятий
3. «Антонимы» - употребление антонимов – наречий, прилагательных
4. Напр., «Скажи ласково» (сын – сыночек, мама – мамочка…) – образование существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом
· Звуковая культура речи
1. «Цепочка слов» - определять в слове первый и последний звук
2. «Конструктор» - развитие навыка языкового анализа
3. «Скороговорки» - развитие просодической стороны речи
4. Напр., «Сломанный телефон» - развитие фонематического слуха
· Грамматический строй
1. «Мой, моя, моё» - согласование местоимений с существительными
2. «Предлоги» - употребление предлогов в речи, использование схем предлогов
3. «Слова и числа» - согласование существительных с числительными
4. Напр., «Что бывает широкое, длинная, высокий…» - согласование прилагательного с существительным в роде (обратить внимание на произношение детьми окончаний слов)
· Связная речь
1. Составление описательного рассказа о мяче с использованием мнемотаблицы – развитие навыков составления описательного рассказа
2. «Графические планы составления рассказов» - развитие навыков пересказа
3. «Готов ли ребенок к школе» - составление рассказа по серии картин с последовательно развивающимся сюжетом
4. Напр., «Я начну, а ты продолжи» - составление творческого рассказа по цепочке
· Подготовка к обучению грамоте
1. «Подбери определение к своему имени» (например, Наталия – настойчивая)
2. «Азбука» - формировать зрительный образ буквы
3. «Ребусы» - развитие мышления
4. Напр., «Кроссворды» - развитие психических процессов
Итог: цель нашей встречи достигнута, поставленные задачи решены, завершаем наш практикум.
Оценка: уверена, что наша встреча вдохновила вас на применение предложенных игр, методов в работе по профилактике речевых нарушений. Предлагаю жестом отметить результат нашей работы.