Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДБОРА РЕПЕРТУАРА УЧАЩИМСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ФОРТЕПИАНО В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Иванова Наталья Викторовна,
преподаватель,
МБУДО ДМШ,
г.о. Дзержинский Московской области
Проблема подбора репертуара всегда была и будет острой и актуальной практической проблемой для преподавателя фортепиано. От выбора репертуара во многом зависит успешное развитие ученика. Поэтому очень часто при подборе новых музыкальных произведений каждого педагога волнует вопрос: каким в данном конкретном случае должен быть учебный материал, чтобы он соответствовал всем поставленным задачам развития ученика. Важность правильного выбора при обучении игре на фортепиано признаётся всеми педагогами. О требованиях к его подбору написаны многочисленные пособия, методические разработки и теоретические труды.
Репертуар (от фр. repertoire, лат. repertorium – список) в музыке в максимально широком смысле слова – это список исполняемых произведений. Обычно это набор музыкальных произведений для исполнения конкретным артистом в концертах (концертный репертуар) или определенный подбор произведений для изучения (учебно-педагогический репертуар).
На современном этапе развития музыкальных школ, традиционные требования составления репертуара оказываются за пределами зоны мотивации музыкальных интересов учащихся. Отбор репертуара – это не какой-то одномоментный акт, а сложный процесс, в котором с одной стороны, фокусируется музыкальный опыт и культура преподавателя, с другой стороны, характер подбора обусловлен особенностями и интересами тех, кто его усваивает, а также общей атмосферой заведения, в которой осуществляется процесс обучения. Учебный процесс детской музыкальной школы должен быть организован так, чтобы помимо профессиональных задач, он содействовал развитию у учащихся любви к музыке и расширению их общемузыкального кругозора.
Задача преподавателя ДМШ состоит в том, чтобы заинтересовать ребенка процессом овладения инструментом, и тогда необходимый для этого труд постепенно станет потребностью. Добиться этого у начинающего заниматься музыкой сложнее, чем в других отраслях искусств, например, в рисовании, танцах, где ребенку легче проявить творческое начало и где он раньше видит конкретные результаты своей работы.
В основе владения инструментом лежит не какой-либо технический приём, а музыкальное сознание учащегося. На первых этапах активность преподавателя играет решающую роль в учебно-воспитательном процессе: он должен систематически давать материал, индивидуально подобранный к каждому учащемуся. От преподавателя зависит создание той музыкальной базы, на которой будет строиться общемузыкальное воспитание учащегося.
Одна из важных особенностей музыкальной педагогики – выявление и развитие в процессе обучения индивидуальности учащегося.
Основа работы в музыкальных школах и школах искусств – индивидуальное обучение в классе специальности, что позволяет преподавателям не только научить ребенка играть на инструменте, но и развить художественное мышление, научить понимать музыку, наслаждаться ею; воспитать у учащегося качества, необходимые для овладения данным видом искусства, а также осуществлять непосредственное влияние на своего воспитанника, сочетать в своей работе воспитание, то есть выявление и развитие лучших задатков ученика, и обучение, то есть передачу ученику знаний, умений, приемов исполнительской работы.
Индивидуальное обучение и воспитание учащихся в ДМШ осуществляется на основе индивидуального плана учащегося, включающего все музыкальные произведения подобранные для конкретного ученика, где прослеживается и планируется его развитие за все годы обучения в музыкальной школе.
При составлении индивидуальной программы учитывается принцип педагогической целесообразности:
·      доступность изложения;
·      художественная ценность произведения, законченность формы;
·      разнообразие по стилям и жанрам;
·      наряду с трудными сочинениями, требующими напряжения всех сил ученика, включение в план и более легких для него произведений, которые могут быть быстро разучены.
В трудах методистов справедливо подчеркивается, что основным критерием при выборе репертуара для учащихся должно быть его идейно-эмоциональное содержание, оказывающее глубокое влияние на формирование музыканта. Молодое поколение, считает М. Фейгин, надо воспитывать на основе образной, реалистической, высокохудожественной музыки, что не исключает использование в ограниченной мере инструктивного материала. Классический репертуар, проверенный многолетним коллективным опытом, при всей его высокой ценности недостаточен для воспитания музыкантов нового поколения. Педагогам необходимо изучать, отбирать и включать в репертуар учащихся лучшие произведения различных стилей, жанров и периодов – от старинной до современной музыки. Это в равной мере относится и к музыке, написанной специально для детей и юношества, и к наиболее доступной части музыки для взрослых, включаемой в репертуар учащихся.
Программа каждого учащегося должна быть более разнообразной, ученику нужны и легко усваиваемые и требующие больших усилий произведения. В программе ученика всегда должна иметься хотя бы одна соответствующая его склонностям пьеса, которую он может хорошо исполнить публично, проявив себя с лучшей стороны. Наряду с этим в работе должны быть и произведения, дающие возможность развивать недостающие пока ученику качества исполнения, расширяющие его музыкальный кругозор, воспитывающие его вкус, помогающие ему всесторонне развивать владение инструментом.
Репертуар – это мощный инструмент в руках грамотного преподавателя. По средствам репертуара осуществляется не только музыкальное образование. Умело составленный репертуар – важнейший фактор воспитания музыканта, способствующий эстетическому, духовно-нравственному, патриотическому воспитанию личности.
Подбирая репертуар, педагог должен четко определять цели и задачи, понимать для чего подбирается конкретное произведение. Вид музыкальной деятельности (процесс обучения, концерт, фестиваль либо конкурс) определяет выбор репертуара.
При подборе преподаватель ведет работу с литературой, аудио и видеозаписями. Аудио и видеозаписи помогут педагогу осмыслить эстетику произведения и наверняка станут ключом к его музыкально-сценическому воплощению.
Педагогу, работающему с детьми и подростками, особо следует помнить, что репертуар должен отвечать следующим требованиям:
·      носить образовательный характер;
·      соответствовать возрастным особенностям учащегося;
·      соответствовать исполнительскому уровню конкретного учащегося;
·      быть высокохудожественным, где основные составляющие этого понятия - глубина содержания и совершенство музыкальной формы;
·      быть разнообразным по характеру, содержанию;
·      должен пробуждать интерес к занятиям;
·      каждое новое произведение должно помогать исполнителю в приобретении тех или иных навыков, их закреплению.
Подбор музыкально-теоретического материала должен основываться на принципе целесообразности и рациональности, последовательности и постепенности, соответствии тематике занятий, соответствии новым разработкам в области музыкальной педагогики.
Особые сложности возникают в подборе репертуара для учеников со «скромными» исполнительскими возможностями, основанными на ограниченных музыкальных данных. Их желание исполнять то, что исполняют более сильные ученики, не владение самооценкой, неумение, а порой нежелание доверять своему педагогу только тормозят процесс обучения, а порой делают его неэффективным. Эти и многие другие проблемы требуют от современного педагога порой очень глубоких знаний детской и возрастной психологии, интуиции, долгих размышлений и просто человеческого отношения.
К разряду репертуарных трудностей относится также поиск нотного материала.
При выборе репертуара необходимо учитывать не только пианистические и музыкальные задачи, но и черты характера ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности, в которых как в зеркале отражаются душевная организация, сокровенные желания. Если вялому и медлительному ребенку предложить эмоциональную и подвижную пьесу, вряд ли можно ожидать успеха. Но проигрывать с ним такие вещи в классе стоит, на концерт же лучше выносить более спокойные. И наоборот: подвижному и возбудимому надо рекомендовать более сдержанные, философские произведения.
Из вышесказанного следует вывод: наряду с традиционными программными требованиями составления репертуара, педагогически целесообразно включать в репертуар и произведения, способствующие сохранению мотивации музицирования учащихся, даже если они выходят за границы программных требований.
В заключении хочется сказать, что репертуар – важнейший фактор в воспитании устойчивого интереса ученика к музыке, что, безусловно, не оспаривается никем из педагогов-музыкантов. С какими бы сложностями выбора и освоения репертуара не сталкивался бы педагог, в любом случае этот процесс творческого познания является увлекательным и интересным. Правильность выбора репертуара является залогом успешного достижения поставленных педагогом целей и задач. Целенаправленная деятельность педагога по составлению личностно-ориентированного репертуара, позволяет обеспечить сохранность мотивации музыкальными занятиями у учащихся ДМШ. И напротив, подбор репертуара с ориентацией лишь на программные требования по составлению репертуара, может приводить к разрушению мотивационного аспекта музыкальной деятельности учащихся.
Июнь 2021