Высшая школа делового администрирования
Конференции

КАК РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Склянная Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов,
МБОУ «Средняя школа №17 имени
Героя Российской Федерации А.Б. Буханова» г. Смоленска

Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желания учиться

В. Сухомлинский


Развитие творческих способностей ребенка занимает особое место. В момент творчества у него возрастает ощущение личностной индивидуальности, формируются взаимоотношения, осознанно развивается самоконтроль. Несомненен тот факт, что творческая деятельность способствует снижению внутреннего беспокойства, негативных эмоций, переживаний, с которыми ребенку не всегда удается справиться самостоятельно.
Свои чувства, ощущения, эмоции, переживания детям с ограниченными возможностями здоровья намного проще выразить через зрительные образы, нежели вербальным путем. Невербальные инструменты становятся единственными для восприятия и проявления своих эмоций, переживаний. Поэтому средствами творческой выразительности ребёнок способен выразить деструктивные переживания, снижая уровень их интенсивности.
Дети с ограниченными возможностями здоровья в игровой и учебной деятельности почти не способны проявлять достаточный уровень работоспособности. Мотивационная составляющая деятельности и применение ее на практике также сформированы недостаточно. Все эти препятствия в познании окружающей реальности формируют у них недостатки в эмоционально-волевой сфере (фобии, тревожность, неустойчивость внимания и др.).
Поэтому система работы по развитию творческих способностей обучающихся с ОВЗ формируется и организуется на принципах:
- принцип учета структуры дефекта;
- принцип деятельностного подхода;
- принцип взаимосвязи различных видов деятельности;
- принцип доступности материала;
- принцип эмоциональной насыщенности;
- принцип создания ситуации успеха;
- принципы, способствующие формированию социальных навыков, реализации потребности в социальной принадлежности.
Успешному развитию творческих способностей обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста способствуют:
- материальная и психологическая подготовленность школы (обучать, распознавать, развивать способности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в творческой деятельности).
- адекватная и понимающая позиция взрослых, которые верят в способности и возможности своего ребёнка, поддерживают его.
- педагогическое и психологическое сопровождение на всех стадиях образовательного процесса (отслеживание развития личностных качеств у ребёнка: самоощущение, уважение к себе, усердие и оптимистичный настрой). Однако препятствие заключается в жизненных условиях обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (родительская опека, ограниченный социальный быт, опыт общения со сверстниками) формируют в ребёнке противоположные качества личности.
- функционирование системы внеурочных дополнительных занятий, которые обеспечивают активное участие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья не только в жизни школы, но и общества. Здесь стоит принимать во внимание индивидуальные личностные особенности каждого ученика.
Велика роль и учебной деятельности, тесно связанной с игровой. Самоподготовка – один из видов деятельности, который успешно реализуется и в группе продленного дня. Она подразумевает самостоятельную деятельность, в которой обучающиеся выполняют домашние задания под руководством педагога в специально предусмотренное время.
На этом этапе работы обучающимся с ОВЗ очень трудно организовать себя на предстоящую учебную работу в группе продленного дня. Для сохранения учебной мотивации педагогу необходимо применять такие методы и приемы, с помощью которых дети успешно выполнят домашние задания.
Одна из технологий – технология развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ.
Особое место в работе педагога отводится:
• ведению «Журнала учета успехов и качества учебной и творческой деятельности»;
• проведению диагностической работы по данным творческим предметам: рисование, лепка, аппликация, музыка, развитие речи;
• ведению портфолио ученика - средству накопления информации о творческих результатах ученика.
В рубрике «Мои достижения» накапливаются работы обучающихся, отражающие динамику их творческих и учебных достижений (грамоты за участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях).
Учебная работа на занятиях должна начинаться с первых дней обучения в школе.
В процессе обучения большое внимание во время проведения самоподготовки уделяется развитию мелкой моторики (штриховка, раскрашивание, лепка, гимнастика для рук) и пространственной ориентации. Пальчиковая гимнастика снимает нервно - психическое напряжение, напряжение в руке и скованность, развивает мелкую моторику, способствует развитию речи. Педагог использует при этом стихи, наглядный материал. Пальчиковую гимнастику проводят как с предметами, так и без предметов.
Обязательна работа по развитию грамматического строя речи ученика, по обогащению и активизации его словарного запаса. Для развития речевого аппарата проводится артикуляционная гимнастика - разминка для губ, языка, которая снимает напряжение органов артикуляции, развивает подвижность речевого аппарата. Можно использовать упражнения для артикуляционного аппарата, чистоговорки, стихи на определенный звук. Во время самоподготовки каждому ребенку нужно дать возможность высказаться, больше отвечать, комментировать свою точку зрения, при этом, обращая внимание на речевые ошибки.
Во время самоподготовки также используются задания, направленные на улучшения внимания, памяти, восприятия, мышления, связывая эти упражнения с материалом, который изучается на данном уроке, также внедряются игровые элементы, тем самым увлекая ребенка и показывая ему новый материал. Обучающиеся, получая материал и новые знания, должны почувствовать себя «исследователями-практиками», а не просто носителями теоретического знания.
Особое внимание во время самоподготовки на уроке и в группе продленного дня отводится на обучение учащихся выполнять пошаговую инструкцию к заданиям. Необходимо приучать их слышать и воспринимать инструкцию, пытаться запомнить, что следует делать. Педагог должен предоставить подробный алгоритм действий, которому затем учащиеся будет следовать самостоятельно.
С первых дней обучения в школе ведется целенаправленная работа по развитию навыков самостоятельной работы, умению организовывать, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.
Таким образом, комплексное применение педагогических приемов, методов, средств помогают обучающимся с ОВЗ максимально развивать творческий потенциал.

В результате систематической целенаправленной деятельности педагога по развитию творческих способностей обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста во время самоподготовки достигаются следующие результаты:

- появляется устойчивый интерес к обучению;

- успешно развивается речь;

- формируются и развиваются творческие.

Самоподготовка обучающихся с ОВЗ способствует достижению положительных результатов в творческом развитии ребенка.

Список литературы:

1.         Борзова, В.А., Борзов, А.А. Развитие творческих способностей у детей / В.А. Борзова, А.А. Борзов. - Самара, 1994. - 315 с.

2.         Гуцол Е.В. Деятельностный подход в развитии творческих способностей младших школьников. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук // 2010. - № 6. - С. - 217-218.

3.         Петракова Г.М. Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья // Образование воспитание. – 2017. – 32. – С.71-73.

4.         Султанова Н.К. Развитие творческих способностей школьников младших классов. // Наука, образование, общество. 2014. - № 2 (2). - С. 98-101.
Июнь 2021