Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Голованова Татьяна Васильевна
Воспитатель,
 с/п «Кленовский детский сад»
МБОУ «Кленовская средняя общеобразовательная школа»
село Кленовка
Задача Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования - формирование общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях: бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять, С 2018 года наш детский сад является базовым учреждением на территории Большесосновского муниципального района, реализующий направление «Формирование финансово-экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста». Чтобы научить наших маленьких воспитанников экономическим понятиям, необходимо самим в них хорошо ориентироваться, нужно учиться и заниматься самообразованием. Мною были пройдены курсы повышения квалификации «Основы финансовой грамотности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО». Приступая к изучению курса «Финансовая грамотность для дошкольников», я с трудом могла представить, что ждет меня на данном этапе, смогу ли я доступно объяснить детям 5 – 7 лет то, как правильно экономить деньги, что такое бизнес, бюджет и так далее. Работа началась с создания условий для формирования элементарных экономических знаний у детей: предметно-развивающая среда и подготовки методического обеспечения. Известно, что развитие ребёнка зависит от многих факторов, в том числе и от соответствующей обстановки, т.е. среды в котором оно происходит. Поэтому столь актуальным является создание в дошкольном образовательном учреждении предметно-развивающей среды – того пространства, в котором ребёнок живёт и развивается: мир природы, мир людей, мир предметно-пространственного окружения. Задача воспитателя детского сада – преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме. Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы и методы его организации. Методы использования при обучении детей экономике это словесные, практические и наглядные методы. Это самая простая и доступная классификация, широко применяемая на практике: Использование разнообразных форм дает педагогу возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности, проявлению своего «Я», через:
- игры: интеллектуальные, сюжетно-ролевые, дидактические,
- организованной образовательной деятельности,
- чтение художественной литературы, решению проблемных ситуаций, возникающих в сказках и реальной жизни, разыгрывание экономических ситуаций,
- развлечения, драматизации экономических сказок.
Игра - основная форма обучения. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.
Сделать экономику понятной помогают сюжетно-ролевые игры. Так, играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др.
В играх «Парикмахерская», «Аптека», «Банк», «Стройка», «Магазин» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям.
В дидактических играх «Финансовый гений», «Кем быть?», «Профессии», «Семейный бюджет», «Конфетки и монетки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний. Особое место занимают интеллектуальные игры-развлечения «Что? Где? Когда?», игры – викторины, конкурсы, олимпиады. Интеллектуальная игра позволяет в игровой - соревновательной форме подвести итог по изученному материалу, обобщить и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети усвоили материал.
Знакомство с новым материалом очень интересно и увлекательно проводились в ходе игры - путешествия «Путешествие Рублика по территории детского сада» (с целью познакомиться с профессиями сотрудников), «История денег» и другие. Всегда дают положительный результат и заинтересовывают детей различные экскурсии, к примеру, в банк, к местам торговли, почта России с целью познакомиться с реальными объектами.
Особый интерес вызывают развлечения, конкурсы, праздники («День Российского рубля»), включающие экономические, экологические, математические задачи. Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе развлечений, обеспечивает особую действенность, активизирует мыслительную деятельность, развивает сообразительность, смекалку, творческие способности. Любое развлечение очень оживляет разыгрывание «экономических» ситуаций из сказок, которые позволяют по-новому взглянуть на известные сюжеты — А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», К. Чуковского «Муха-цокотуха» и др.
Решение проблемной ситуации. Решая проблемную ситуацию (экономического, математического, экологического содержания) ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.
Чтение художественной литературы. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями. Одним из примеров может быть книга Эдуарда Матвеева «Дима и Совенок». Дошкольники с интересом слушают истории про Диму и совенка, наблюдая за судьбами героев, сопереживая им, дошкольник присваивает их опыт, получает значимую информацию о жизни, природе, обществе. Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – даст объяснение многим непонятным экономическим явлениям. Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Потребность в ней сохраняется у него на многие годы.
Любая сказка (народная, авторская) несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.
В них финансовое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешения которых развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска. Включаясь в решение сюжетной задачи, дошкольник открывает для себя новую сферу социальной жизни людей – финансовую грамотность.
Работа по воспитанию финансовой грамотности дошкольника невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребёнка дома, в семье.
Однако это в настоящее время представляет собой определённую проблему. Результаты анкетирования показывают, что родители, в основном, теоретически признают необходимость и полезность финансового воспитания, обосновывая это требованиями времени, а практически не содействуют приобщению детей к миру финансов.
Родительское собрание «Почему важно учить ребенка финансовой грамотности?» помогло родителям понять о необходимости объяснить ребёнку, чтобы приобрести что-то, надо потрудиться и заработать деньги. Большинство родителей хотят для своего ребёнка лучшее, но надо знать и помнить, что выполнение любого каприза ребёнка не даст детям понять, как относиться и обращаться с деньгами. В дальнейшем мы совместно с родителями составили проекты: «Путешествие на фабрику Гознак», «Семейный бюджет». Эти проекты вызвали у родителей большой интерес, желание продолжать эту работу. Совместная работа воспитателей, родителей и детей продолжилась в проведении игр, викторин, изготовлении пособий (лэпбук «Азбука денег»), проведение экскурсий, приобретение альбома для коллекции монет. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

Июль 2021