Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ Н.П. ГРИШАЕВОЙ «КЛУБНЫЙ ЧАС» ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Юнушкина Наталья Александровна,
воспитатель
МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД N 7»,
город Заречный Пензенской области
Всем нам известно, что именно в дошкольном возрасте закладывается развитие саморегуляции поведения. Способность человека к личностной саморегуляции проявляется в свободной деятельности, которая выражается в возможности выбирать цели и средства свободной деятельности.Если проанализировать жизненную ситуацию современного дошкольника, то свободное общение детей занимает от 10 до 20% времени их жизнедеятельности. Как правило, это происходит в специально отведенных режимных моментах (прогулка, свободная игра). Встает вопрос, как создавать такие условия, в которых ребенку предоставляется возможность соотносить свое поведение с требованиями ситуации общения и межличностного взаимодействия?
Одним из ответов на этот вопрос служит педагогическая технология «Клубный час» (автор Н.П.Гришаева). Главная цель этой технологии – развитие свободной самостоятельной детской деятельности через формирование интереса детей к окружающему миру, творчеству, общению с другими детьми. «Клубный час» может проводиться в различных формах: как одна из форм проведения прогулки или досуга; как образовательная деятельность в утренние часы; как деятельность в группах по интересам в вечернее время. Проведение «Клубного часа» осуществляется с определенной периодичностью и длительностью: 1 раз в неделю по пятницам в 1 половине дня не менее 1 часа. В теплое время года К.Ч. проводится на территории детского сада, а в холодный период (плохую погоду) проводим в здании. Проведению «Клубного часа» предшествует большая подготовка, прежде всего среди родителей и педагогов. На заседаниях родительских клубов педагоги знакомят родителей с методикой проведения «Клубного часа»: информируют о том, как влияет данная технология на развитие детей, каким образом будет обеспечиваться безопасность детей. Родителям напоминают о проведении в детском саду «Клубного часа» «Напоминалки», которые дети сами нарисовали. Родители, как полноправные участники образовательного процесса, тоже имеют возможность принять непосредственное участие в проведении мастер-классов в рамках «Клубного часа», а также могут предлагать новую тематику «Клубных часов». Далее воспитатель организует работу с детьми в группе: разучивают правила, знакомятся со всеми помещениями и сотрудниками, которые могут быть задействованы во время «Клубного часа». Старшие дошкольники могут фиксировать эти правила; это говорит о том, что дети сами выступают регуляторами их соблюдения. Непосредственно перед проведением «Клубного часа» дети вспоминают и уточняют правила поведения. У детей имеются сумочки и три красных фишки. Если дети нарушают правила, то взрослый забирает фишки (по одной за каждое нарушение). Если в начале внедрения нами технологии были случаи нарушения правил и пропуски «Клубных часов», то сейчас дети соблюдают, даже напоминают друг другу о выполнении правил во время проведения «Клубного часа». И это говорит о сформированности саморегуляции поведения и самоконтроля.
На следующем этапе каждый ребенок самостоятельно планирует и делает выбор центров активности (т.е. куда хочет пойти). Количество выбранных центров зависит от ребенка. Если в начале реализации технологии дети старались попасть практически во все центры: например, «Ой, я хочу сходить построить робота, потом схожу нарисую, потом надо попрыгать в спортивном центре», и зачастую не успевали посетить запланированные центры, то теперь дети делают свой выбор осознанно: «Лучше я схожу только в творческую мастерскую-нарисую маме открытку и построю дом. Зато все успею сделать до конца». Для того, чтобы облегчить детям момент вхождения в технологию, педагоги вместе с детьми разработали систему знаков и цветовое обозначение центров. Также при выборе центра активности дети надевают браслет, соответствующий цвету выбранного центра. По истечении какого-то времени отпадает возможность использовать знаки для обозначения центров, на первый план выходит цветовое обозначение.
«Клубный час» начинается и заканчивается по сигналу. В нашем детском саду сигналом служит песня «Мы маленькие дети». Весь «Клубный час» проходит под незримым наблюдением сотрудников детского сада, что обеспечивает безопасность детей. Благодаря наличию большого количества кабинетов и залов, во время «Клубного часа» работают более 7 центров активности. Количество центров варьируется в зависимости от проводимого типа «Клубного часа» и места проведения-здание или территория. На слайде вы можете увидеть, какие центры активности функционируют в нашем детском саду. Любой педагог знает, что каждый вид деятельности способствует развитию и проявлению определенной сферы инициативы. Мы предлагаем вам рассмотреть технологию с позиции проявления детской инициативы в разных типах «Клубного часа», которые реализуются в нашем детском саду.
«Свободный Клубный час»: дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в здании или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам без помощи взрослых.
Здесь задействована коммуникативная (дети включаются во взаимодействие с другими детьми и взрослыми, где развиваются эмпатия и коммуникативная функция речи; легко поддерживают диалог на отвлеченную тему; поддерживают взаимодействие с партнерами), познавательная (дети задают вопросы, рассуждают, проявляют интерес к познавательной литературе и т.д.), творческая (детям предоставляется возможность выбора в процессе игры вида игры, сюжета, роли, партнера, игрушек. В игре дети импровизируют, придумывают сюжеты, меняются ролями и совмещают роли) инициатива детей.
«Тематический Клубный час включен в ситуацию проекта, какого-либо календарного праздника или события. В ходе него дети включаются в разные виды продуктивной деятельности, где перед собой обозначают конкретную цель, удерживают ее во время работы; стремятся достичь хорошего качества, демонстрируют конечный результат. Часто дети включаются в экспериментирование и простую познавательно-исследовательскую деятельность. Они используют простые рассуждения, выражают свое мнение, предлагают свои варианты решений проблемных ситуаций.
Деятельностный Клубный час»: у детей есть возможность самоопределения в выборе различных видов деятельности. Например, в творческой мастерской-продуктивная деятельность, в спортивном зале-подвижные игры, в музыкальном-спектакли, танцы и т.д. Детям предоставляется право свободного выбора деятельности. Они включаются во взаимодействие со сверстниками, поддерживают диалог на конкретную тему, поддерживают взаимодействие с партнерами. Дошкольники проявляют интерес к двигательной активности (например, сами выбирают и раскладывают спортивные атрибуты для «Тропы Тарзана»).
«Творческий Клубный час», в ходе которого дети подготовительных групп сами организовывают всю деятельность во время «Клубного часа» для всех участвующих детей. В этом типе «Клубного часа» проявляются все виды детских инициатив.
После завершения «Клубного часа» все дети-участники и воспитатель проводят в группах рефлексивные круги. Начинается обсуждение: каждый ребенок имеет возможность высказаться, поделиться своими впечатлениями, рассказать, где побывал, и удалось ли осуществить все, что запланировал, все ли дети соблюдали правила. Педагог для себя фиксирует проблемы, возникающие у детей в процессе «Клубного часа» и обсуждает их с детьми и родителями, находя пути их решения в совместной деятельности. На совете педагогов все воспитатели, специалисты и сотрудники обмениваются мнениями: что удалось, чем занимались дети, на что обратить внимание, какие когнитивные задачи необходимо решать на следующем «Клубном часе».
Реализация технологии «Клубный час» доказала, что дошколята не только в состоянии воспользоваться предоставленной свободой, но и способны сделать определенные выводы, самостоятельно организовывать свое общение и деятельность, устанавливают дружеские взаимоотношения с другими детьми и взрослыми.
Для нас очень значимо, что дети ждут очередного Клубного часа: это значит все, что мы делаем, не зря!

Июль 2021