Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ ГПД ВО ВРЕМЯ САМОПОДГОТОВКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Прищепа Светлана Анатольевна,
воспитатель ГПД,
ГБОУ прогимназия № 130 Выборгского района
г. Санкт-Петербург
Основную образовательную программу начального общего образования, основываясь на ФГОС НОО, осуществляет образовательное учреждение, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Большое внимание в ФГОС НОО второго поколения уделяется на достижение личностных и метапредметных результатов, что и определяет особенность внеурочной деятельности, в процессе которой учащийся не только и даже не столько должен узнать, как научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Самоподготовка, как одна из форм внеурочной деятельности учащихся направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы.
Что же такое самоподготовка во внеурочной деятельности? На что она направлена? Ее задачи и направления работы воспитателя ГПД.
Одним из важнейших видов познавательной деятельности в процессе работы группы продленного дня остается самоподготовка. Самоподготовка – это одна из форм осуществления учебного процесса. Это обязательные, систематические ежедневные занятия, в определенное время, где учащиеся самостоятельно выполняют домашние задания, под руководством воспитателя ГПД.
Цель работы воспитателя ГПД во время самоподготовки – это ежедневно прививать учащимся навыки самостоятельной работы по усвоению знаний, полученных на уроках, при выполнений домашних заданий. При этом воспитатель учитывает:
·           возраст учащихся;
·           их индивидуальные возможности во время самообразования;
·           коэффициента эффективности усвоения материала на уроках.
Задачи воспитателя ГПД:
·           формировать познавательный интерес к учению;
·           расширить содержания учебных предметов;
·           закрепить и повторить изученный материал на уроках;
·           научить самостоятельной работе учащихся;
·           формировать процессы овладения исполнительскими навыками;
·           научить учащихся работать с дополнительными материалами.
Самоподготовка – это форма обучения, организуемая в школьных условиях, основана на самообразовательных началах и характеризуется самостоятельными учебными действиями учеников.
В дополнении к уроку самоподготовка становится второй основной формой обучения, выполняя при этом, как образовательные, так и воспитательные функции.
Образовательные функции:
·           Информационная - выполнение различных заданий, требующие от учащихся самостоятельной индивидуальной работы;
·           Развивающая – во время самоподготовки развивается память, внимание, речь, мышление;
·           Конструктивная – появление у учащихся навыков планирования учебной работы, распределение силы и соизмерение своих возможностей;
·           Коммуникативная – у учеников формируется правильное отношение к знаниям, как к опыту предыдущих поколений;
·           Творческая – учащиеся учатся переработке полученных знаний, и тогда, с их помощью у школьников пробуждается потребность в творческом самовыражении.
·           Воспитательные функции:
·           Гигиеническая – учащиеся приобретают устойчивую привычку трудится в соответствии с гигиеническими требованиями;
·           Мотивационнаяблагодаря систематической самоподготовки у учащихся вырабатывается потребность в учебной деятельности, а также стремление применять полученные знания на практике, возникает интерес к самообразованию и положительному отношению к учебе;
·           Формирующая – появление положительных черт характера: трудолюбие, волевые проявления в достижении цели, активность и многие другие качества, появляются в процессе самоподготовки и являются достижением учащегося;
·           Организационная - создание окружающей обстановки, способствованию рабочей атмосферы, побуждают ученика к выполнению домашнего задания.
Время проведения самоподготовки – с 15 до 17 часов.
Во втором и третьем классах самоподготовка продолжается 1,5 академических часа. За это время наши ученики выполняют задания, как правило, по двум предметам (математика, русский язык). Обязательное проведение физкультминуток, динамической паузы: во 2-ом классе на 10-15 минуте, 3-4 класс на 20-25 минуте, а динамическая пауза – через 40 минут. Особо хочется отметить, что самоподготовка в первом классе не проводится. При проведении самоподготовки я вначале провожу организационный момент, который занимает не более 1-2 минут. Предлагаю учащимся подготовить свое рабочее место.
При дальнейшем проведении самоподготовки я привлекаю материал урока, предлагаю учащимся вспомнить тему урока, правила, запись задач, упражнений, по которым работали в классе. Таким образом, осуществляется связь урока и самоподготовки. Обязательно необходимо тесное взаимодействие учителя и воспитателя ГПД, где разрабатывается единый подход к проведению самоподготовки. Учитель отбирает содержание и объем тех знаний, умений и навыков, которые учащиеся должны приобрести или расширить во время самоподготовки, а воспитатель отбирает подходящие для этого формы организации познавательной деятельности.
Последовательность выполнения домашнего задания по предметам неодинаков. Учитывая уровень общеучебных умений и навыков учащихся, уровень навыков самостоятельной работы, мнения учащихся, особенностей своего класса (возрастные и индивидуальные особенности), мое взаимодействие с учителем, мы приходим к общему мнению, в какой последовательности будут выполняться учениками домашнее задание. В начале года данная схема была принята учениками моего 2-го класса, но по мере овладения общеучебными умениями и приобретенными навыками самостоятельной работы последовательность выполнения домашних заданий по предметам к концу учебного года схема изменилась, и ученики уже самостоятельно стали выбирать эту последовательность.
Задача воспитателя во время самоподготовки не нагружать учащихся дополнительными заданиями.
Во время самоподготовки для обеспечения нормального хода самостоятельной работы я опираюсь на ряд определенных требований:
·           подготавливаю учащихся к работе (организационный этап);
·           даю возможность самостоятельно изучить материал;
·           самоконтроль и самооценка;
·           заключительный педагогический контроль.
В своей работе я, во время самоподготовки применяю разнообразные формы одобрения, тем самым стимулируя любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания:
·           не провожу назидательных бесед с учащимися;
·           не делаю замечаний, отвлекающих учеников от работы;
·           не принуждаю к выполнению тех или иных действий;
·           терпимо отношусь к ошибкам учащихся во время работы,
·           привлекаю учащихся к посильной помощи своим товарищам при условии выполнения ими своих уроков,
и это помогает мне поддерживать нужный для самостоятельной работы порядок. Я считаю, что выполнение различных требований поможет сделать самоподготовку эффективным средством повышение успеваемости учащихся.
Организуя выполнение домашних заданий, я приучаю учащихся к определенному порядку выполнения уроков, к эффективному использованию времени во время самоподготовки, к аккуратному выполнению домашних заданий; учиться сосредотачиваться, преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, а также аккуратно относиться и использовать различные учебные пособия.
Июль 2021