учитель химии,
МБОУ «Бродковская СОШ»,
с. Павловск
Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД — уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.
Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:
• соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
• соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.
Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:
• Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
• Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
• УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной.
Диагностическая работа предназначена для оценки сформированности универсальных учебных действий обучающихся 9 класса в рамках урока химии. Работа рассчитана на 60 минут.
Обучающиеся работают в парах, педагог является наблюдателем и выполняет контролирующую и оценочную функцию. Ученикам предлагается текст, изучив который необходимо ответить на ряд вопросов.
Текст
При приеме внутрь соды, как и таблеток бикарбоната, происходит взаимодействие карбонатов с соляной кислотой, содержащейся в желудочном соке, при этом выделяется углекислый газ и в довольно значительном количестве: если принять 1г гидрокарбоната натрия, то при условии его полного взаимодействия с соляной кислотой выделяется 0,52г (около 0,3л). Углекислый газ не только вызывает дискомфорт в желудке (ощущение тяжести, переполнения, отрыжка), но и возбуждающе действует на рецепторы слизистой оболочки желудка, вызывая усиление секреции желудочного сока. Кстати, именно поэтому больным гастритом и язвенной болезнью не рекомендуется употреблять газированные напитки. Поэтому с точки зрения физиологии предпочтительнее такие вещества, как оксид магния и гидроксид алюминия. Последний не только нейтрализует кислоту, но и образует гель, который обволакивает стенки желудка, равномерно распределяясь по всей его поверхности, и обеспечивает более продолжительное действие.
Вопросы и задания:
1. Составьте список формул веществ, упоминающихся в тексте.
2. Запишите уравнения всех реакций (в молекулярном и ионном виде), встречающихся в тексте.
3. Составьте условие задачи, согласно приведенному тексту.
4. Можно ли запивать таблетки для снятия дискомфорта в желудке минеральной водой?
5. Почему “Ренни” быстро устраняет изжогу и боль, связанные с повышенной кислотностью?
6. Оцените значимость полученной информации для вашего здоровья.
Для обеспечения организованной работы учащимся предлагаются бланки (рис.1, рис.2).
Рис.1. Бланк для обучающихся
Рис.2. Бланк для обучающихся
По окончанию работы учащимся предлагается сравнить свои ответы с вариантами предложенного решения, скорректировать при необходимости, оценить свою работу, проставив знаки «+» или «-» в таблицу оценки.
Наблюдатель фиксирует продвижение каждой пары и оценивает работу каждого участника индивидуально. Оценке подлежит каждый вид УУД, в рамках работы представлена диагностика познавательных, коммуникативных и регулятивных учебных действий. Каждое умение оценивается в 1 балл, в итоге максимальное значение полученных баллов за каждый вид УУД – 5 баллов.
Критерии для итоговой оценки сформированности УУД:
5б – высокий уровень
4б – повышенный
3б – базовый
2б – низкий
Лист оценки работы _______________________
ФИ ученика_______класс
Оцениваемые УУД
Умения
Отметка наблюдателя
рУУД
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
- коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
- оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
- самостоятельно работать с информацией для выполнения конкретного задания (макс 5б)
пУУД
- смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений (макс – 5б)
кУУД
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (макс – 5б)