Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ПЛОСКОСТОПИЕ У ДЕТЕЙ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА

Матченко Елена Анатольевна
воспитатель
МДОУ №5 «Гнёздышко» ЯМР
п. Туношна - городок 26
Плоскостопие – это деформация стопы, при которой уплощается ее свод и плоская подошва соприкасается с полом всей своей поверхностью. Плоскостопие - это болезнь, которая требует пристального внимания и своевременного лечения. Это на первый взгляд не опасное заболевание может привести к возникновению последующих заболеваний голеней, коленных суставов, позвоночника и даже внутренних органов.
В период формирования стопы малыша необходимо ежегодно консультироваться у ортопеда, который может контролировать процесс. Примерно у 3% деток с плоскостопием оно является врожденным пороком развития, что выявляется сразу при рождении. А в остальных случаях плоскостопие приобретенное, оно формируется в процессе развития ребенка.
Свод стопы образуется из костей и связок. Он позволяет распределять массу тела на опору равномерно и обеспечивает амортизацию во время бега и ходьбы.
При плоскостопии свод деформируется, и вся подошвенная поверхность стопы распластывается, прилегает к земле или полу. Центр тяжести тела смещается, что способствует нарушению осанки.
Факторы, способствующие развитию плоскостопия:
1.         Наследственный фактор: предрасположенность ребенка к данной патологии, если в семье имеются случаи плоскостопия у близких родственников;
2.         Повышенные нагрузки на ноги (повышенная масса тела; занятие штангой у подростков и др.);
3.         Врожденная слабость связочно-мышечного аппарата стопы;
4.         Паралич мышечно-связочного аппарата стопы (вследствие ДЦП или полиомиелита);
5.         Рахит;
6.         Травмы стопы.
У детей, проживающих в городе, плоскостопие развивается в 3 раза чаще, чем у деревенских детей, имеющих возможность и привычку хождения босиком.
Для правильного формирования стопы ребенку рекомендуется ходить босиком по траве, песку, мелкому гравию (гальке). Дома можно тренировать развивающуюся стопу хождением малыша в носках по рассыпанному гороху.
При формировании стопы немаловажное значение играет нагрузка на нее: при малой двигательной активности ребенка вероятность развития плоскостопия выше. Это особенно важно в настоящее время, когда дети с малых лет «привязываются» к компьютеру, телевизору и очень мало времени проводят на улице. В итоге формируется не только плоскостопие, но и нарушение осанки.
Так же для профилактики возникновения плоскостопия, необходимо правильно подбирать обувь ребенку. Обувь должна иметь небольшой каблучок (0,50) мягкий супинатор и жесткий задник. Ребенок не должен донашивать обувь других детей, так как в разношенной обуви неправильно распределяется нагрузка на стопу. «Неправильной» является не только плоская (совсем без каблучка) обувь, но и слишком узкая или слишком широкая обувь.
Родители могут заподозрить развитие плоскостопия у ребенка по таким признакам:
·           при ходьбе ребенок «косолапит»: ступни заворачивает внутрь, тогда как стопы должны располагаться у ребенка при ходьбе параллельно;
·           ребенок наступает при ходьбе на внутренние края стоп;
·           жалобы ребенка на усталость при ходьбе, боль в спине и ногах, отказ от длительной ходьбы; выраженность жалоб с возрастом ребенка нарастает.
ДОУ — главный помощник родителей при профилактике проблем осанки и плоскостопия. В условиях ДОУ профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста должна быть направлена на укрепление и поддержку связочного аппарата, тогда нагрузка будет распределяться равномерно, исключая деформацию ступней ног детей.
Физические упражнения являются лучшим средством при профилактике плоскостопия, других изменений осанки. В детском саду физические упражнения составляются, учитывая необходимость профилактики плоскостопия. Упражнения (бег, приседания, прыжки, ходьба по разным сторонам стопы) помогут укрепить двигательную систему ребенка. Ежедневная утренняя гимнастика, активные упражнения в детском саду — замечательное средство при лечении плоскостопия, его профилактики у детей дошкольного возраста.
Физические упражнения выступают основным средством предупреждения плоскостопия у детей дошкольного возраста.
Лечебная физическая культура (ЛФК) – метод профилактики и реабилитации больных средствами физкультуры. Физические упражнения подбираются в соответствии с состоянием больного, особенностями заболевания.
Основным средством профилактики плоскостопия является ЛФК, которое понимается в широком смысле этого слова. Лечебную гимнастику необходимо выполнять и в домашних условиях, и в условиях детского сада.
Физические упражнения в системе физического воспитания по своему биологическому механизму воздействия на человека предоставляют широкие возможности достичь значительного оздоровительного эффекта.
Цель ЛФК:
1. Поддержание оптимального двигательного режима;
2.Укрепление мышечного корсета в целом;
3.Развитие и укрепление мышц голени, стопы и пальцев;
4.Формирование и закрепление навыка правильной ходьбы.
Наибольший эффект оказывают упражнения, если их выполнять босиком и по несколько раз в день: утром, как только ребенок встал с постели, и после дневного сна. В период от 3 до 7 лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот период.
Перед выполнением основных упражнений следует провести разминку: походить на носках, затем попрыгать на одной, а затем на двух ногах, выполнить хождение на высоких носочках, а затем на пяточках.
Выполнив разминку можно преступать к выполнению основных упражнений:
1.         «Каток» - ребенок катет вперед-назад мяч. Упражнения выполняются сначала одной, затем другой ногой.
2.         «Разбойник» - ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего времени выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить по полу полотенце (или салфетку) на которой лежит груз (камень), сначала одной, затем другой ногой.
3.         «Сборщик» - И.П. – тоже. Собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу, и складывает их в кучку, одной ногой, затем другой. Следует не допускать падания предметов при переноске.
4.         «Гусеница» - И.П. – тоже. Сгибая пальцы ноги, ребенок подтягивает пятку вперед, затем пальцы расправляются и движение повторяется. Упражнение выполняется обеими ногами одновременно.
5.         «Серп» - И.П. – тоже. Подошвы ног на полу на расстоянии 20 см. Согнутые пальцы ног сначала сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте.
6.         «Мельница» - И.П. – тоже. Ноги выпрямлены. Описываются ступнями дуги в разных направлениях.
7.         «Барабанщик» - И.П. – тоже. Стучим носками ног по полу, не касаясь его пятками.

Июль 2021