Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕФЕКТОЛОГА В КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА

Соколова Дарья Алексеевна,
учитель,
КГБОУ «Красноярская школа №8»,
г. Красноярск
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕФЕКТОЛОГА В КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА
Аннотация
Статья посвящена актуальной в условиях современной дефектологии теме значимости дефектолога в коррекции ОНР (общего недоразвития речи). Автор проводит анализ структурных компонентов работы дефектолога, которые включают в себя три направления: диагностика, индивидуальный коррекционный план, взаимодействие с родителями.
Ключевые слова: дефектолог, развитие речи, консультация, диагностика.
Keywords: defectologist, speech development, сonsultation, diagnostics.
На сегодняшний день, проявляется тенденция обращения родителей к дефектологу. Все больше процент детей, подвержен к диагнозу ОНР (общее недоразвитие речи), причин развития данной проблемы достаточно. Они будут рассмотрены в следующих работах. Дефектолог требуется, когда ОНР связано не просто с задержкой речи, а с более серьезными сопутствующими диагнозами[2]. Как правило, когда родители сталкиваются этим диагнозом, им назначаются консультации дефектолога. Данный специалист определяет, какой коррекционный маршрут необходим ребенку. Именно дефектолог определяет, в каком объеме нужно проводить занятия и как часто. Желательно провести диагностику очно, которая включает в себя проверку всех анализаторов ребенка[4]. Дефектолог умеет делать логопедический массаж, может диагностировать различные нарушения.
Система работы дефектолога включает в себя диагностику, построение коррекционного маршрута, построение плана взаимодействия работы родителей со специалистом.
Диагностика включается в себя два-три занятия, где дефектолог проводит общий анализ речевых, физических, нейропсихологических возможностей ребенка. Каждый из этапов диагностики позволяет дефектологу сформировать коррекционный план для ребенка, исходя из его индивидуальных возможностей [3].
Для реализации индивидуального коррекционного плана дефектолог подбирает методики для работы, место проведения занятий, удобное время для занятий, форму занятия (групповая/ индивидуальная) [4].
Остановимся подробнее на данном пункте работы дефектолога. После диагностики специалисту важно грамотно составить индивидуальный коррекционный план. Его основой является построение занятий с ребенком. Как правило, на занятиях используются интеграции различных методик коррекции. Наиболее популярные дефектологические методики используемые специалистами это работы Е.А. Стребелевой, Ю.А. Разенковой, Н.Д. Шматко, Г.А. Мишиной, А.Н. Орловой. Исходя из материалов специалистов, занятие формируется, прежде всего, из налаживания контакта с ребенком, это основополагающая каждого занятия.
Для нахождения контакта с ребенком, дефектолог в процессе диагностики узнает, интересы ребенка, его игровые предпочтения. В начале занятия водится игровой персонаж, вызывающий интерес у ребенка. Появление персонажа сопровождается музыкальными фрагментами, видеорядом. На этом этапе важно полностью зафиксировать внимание ребенка на персонаже, и той игровой ситуации, которую предлагает дефектолог. Также дефектологу важно привлечь внимание ребенка своим внешним видом. Это может быть яркая шляпка, большая брошь, и другое. Все атрибуты должны отражать тематику занятия. Важным аспектом в процессе занятия является уверенность в действиях и речи дефектолога. Все эмоции и внутренние переживания ощущаются ребенком, поэтому дефектологу важно полностью погружаться в процесс занятия, и быть на «одной волне» с ребенком.
Следующий этап занятия «включение» тела ребенка. Ребенку важно ощущать себя в пространстве, где проводится занятие. Дефектолог может выбрать для занятия свой кабинет, пространство квартиры ребенка, улицу, общественное место. Это зависит от тематики занятия выбранного дефектологом. Данный этап осуществляется при помощи подвижной игры, беседы, в процессе которых ребенок может определить свое место нахождения и действия которые можно совершать в его пределах. Для детей с тяжелыми нарушениями, проводится экскурсия с сенсорами играми.
Основная часть занятия строиться на практической деятельности ребенка. Отработка звуков, сенсомоторные игры, физические упражнения, нетрадиционные техники изобразительного искусства (лепка, аппликации и др).
В конце занятия проводится релаксационная пятиминутка. Под спокойную музыку выполняются двигательные упражнения, или просто ее прослушивание. Затем беседа с элементами рефлексии проводится дефектологом.
Работа с родителями один из важных аспектом коррекционной работы. Поэтому дефектологу необходимо найти способ взаимодействия с родителями, который будет эффективен при коррекционном процессе. На сегодняшний день выявлены два наиболее популярных способа взаимодействия – очный и виртуальный. На сегодняшний день виртуальный способ взаимодействия набирает большую популярность. Его преимущество том, что родитель и дефектолог могут взаимодействовать, не прибегая к очным встречам, в любом месте и в любое время. Общение в мессенджерах экономит время обеих сторон[5].
Работа дефектолога при коррекции ОНР требует обширный круг действий с его стороны. Диагностирование, построение индивидуального коррекционного плана, выбор способа взаимодействия с родителями являются основными аспектами работы дефектолога при коррекции ОНР.
Специалисту необходимо наладить контакт с ребенком, выявить его индивидуальные особенности, в соответствии с этим подобрать ряд методик. При выполнении всех выше перечисленных требований коррекционный процесс будет более эффективный, и результат будет достигаться в более короткие сроки.
Литература:
1. Александрова, Л. А Колыбельные в системе логопедической помощи: дети раннего возраста в условиях материнской депривации различной степени выраженности // Дошкольное воспитание. 2019. № 10. С. 89-95.
2. Винарская, Е. Н. Ранее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии. М.:Просвещение,2020. 365с.
3. Громова, О. Е. Произвольная артикуляция и усвоение первых слов в начальном детском лексиконе // Дефектология. 2018. № 5. С. 57-66.
4. Иванова, О. В. Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками // Альманах научных работ молодых ученых университета ИТМО: электронный журнал, 2021. № 1. URL: http://www.iprbookshop.ru/26760.html (дата обращения: 20.07/2021)
5. Occupational Therapy Education in Europe: Curriculum guidelines. Amsterdam, theNetherlands, 2019.
Июль 2021