педагог – психолог,
ОГАПОУ «Дмитриевский аграрный колледж»,
с. Дмитриевка
В настоящее время большое внимание уделяется образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Дети-инвалиды, нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования, и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной образовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (за исключением обучающихся с умственной отсталостью) должны получить образование, сопоставимое с образованием нормально развивающихся сверстников, а по окончании обучения – аттестат о получении основного общего или среднего общего образования. Поэтому их образование организуется по адаптированной основной образовательной программе, которую самостоятельно разрабатывает Образовательная организация, опираясь на Закон об образовании, конкретный ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, примерную адаптированную основную образовательную программу определенного варианта, иные документы и в соответствии с психофизическими особенностями, особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями детей с ограниченными возможностями здоровья.
Адаптация рабочей программы для детей с ограниченными возможностями здоровья включает следующие направления деятельности учителя:
- анализ и подбор содержания;
- изменение структуры и временных рамок;
- использование адекватных форм организации учебной деятельности для детей с ОВЗ;
- использование специальных коррекционно-развивающих технологических приемов;
- использование специальных дидактических материалов, адаптированных для детей с ОВЗ.
Алгоритм деятельности педагога по адаптации рабочей программы:
1. Осуществление педагогической диагностики. На основе результатов диагностических исследований уровня развития познавательной деятельности и речи составляется рабочая программа. Учитель сам выбирает формы и методы диагностической работы с учетом особенностей ребенка, запроса его родителей.
Содержанием педагогической диагностики могут быть:
А. Речевое развитие обучающегося.
Б. Сформированность элементарных пространственных представлений.
В. Развитие элементарных математических представлений.
Г. Кругозор (общая осведомленность об окружающем мире).
Д. Особенности поведения обучающегося в учебной ситуации.
Е. Общие особенности поведения обучающегося.
Ж. Общая характеристика деятельности.
2. Определение цели и задач помощи ребенку с ОВЗ в освоении того или иного учебного предмета. Так учебные предметы по физической культуре, музыке и тд не нуждаются в адаптации.
3. Анализ образовательной программы но предмету (предметной области) с целью выделения наиболее важных, существенных дидактических единиц, универсальных учебных действий, обязательных для освоения ребенком с ОВЗ.
4. Календарно-тематическое планирование по предмету, выделение в каждой теме дидактических единиц, универсальных учебных действий, соответствующих той или иной категории («обязан, должен, может»), сопоставление содержания той или иной темы с программами для детей с умственной отсталостью.
5. Постановка цели и задач урока по той или иной теме в соответствии с предполагаемым уровнем освоения ребенком с ОВЗ данной темы.
6. Характерные для учебного курса формы организации деятельности учащихся:
- групповая, парная, индивидуальная;
- проектная, игровая деятельность;
- самостоятельная, совместная деятельность;
- экскурсия, практикум, лабораторная работа и т. д.
При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:
- Федеральным государственным образовательным стандартам;
- примерным программам по отдельным учебным предметам;
- учебному плану основного среднего образования (далее- 00);
- федеральному перечню учебников.
Рабочая программа учебного предмета должна учитывать особенности психофизического развития учащихся с ОВЗ, содержать требования к организации учебных занятий по предмету в соответствии с принципами коррекционной педагогики.
Обязательным требованием к составлению рабочей программы для детей с ОВЗ является:
1. Обязательность коррекционной работы.
Основными методическими принципами проектирования коррекционной работы будут следующие:
- Усиление практической направленности учебного материала (нового).
- Выделение существенных признаков изучаемых явлений (умение анализировать, выделять главное в материале).
- Опора на объективные внутренние связи, содержание изучаемого материала (в рамках предмета и нескольких предметов).
- Соблюдение в определении объема изучаемого материала, принципов необходимости и достаточности.
- Введение в содержание учебных программ коррекционных разделов для активизации познавательной деятельности.
- Учет индивидуальных особенностей ребенка, то есть обеспечение личностно-ориентированного обучения.
- Практико-ориентированная направленность учебного процесса.
- Связь предметного содержания с жизнью.
- Проектирование жизненных компетенций обучающегося с ОВЗ.
- Включение всего коллектива учащихся в совместную деятельность по оказанию помощи друг другу.
- Ориентация на постоянное развитие через проектирование раздела программы коррекционной работы.
- Привлечение дополнительных ресурсов (специальная индивидуальная помощь, обстановка, оборудование, другие вспомогательные средства).
2. Увеличение количества часов на повторение и пропедевтическую работу.
3. Особенности методики с учетом требований коррекционной педагогики (специфические технологии).
Коррекционная работа предусматривает:
1. Работу по восполнению пробелов в знаниях
2. Отработку наиболее сложных разделов программы.
3.Работу по развитию высших психических функций и речи с обучающимися с ОВЗ.
Таким образом, разработка адаптированной основной образовательной программы – задача, касающаяся многих педагогов, специалистов и руководителей образовательных организаций.