учитель технологии,
МБОУ "СШ № 42",
г. Иваново
Цель:
Расширить представление учащихся о цветоводстве и познакомить с использованием различных форм цветочных насаждений.
Задачи:
- Познакомить с цветочно-декоративными растениями и формами цветочных насаждений.
- Развивать интерес к творческой деятельности.
- Воспитание эстетического вкуса, любви к родной природе; аккуратности, внимания.
Структура урока.
Организационная часть. Беседа по вопросам. Зачитывание стихов о цветах.
Сообщение темы урока и познавательных сведений.
Просмотр презентации.
Игра по группам "Найди дом для цветка".
Просмотр презентации.
Физкультминутка.
Практическая работа
Закреплению материала
Инструктаж по домашнему заданию.
Итог урока. Выставление оценок.
Оборудование.
Рабочая тетрадь, компьютер, выставка рисунков “Цветы нашего цветника”, раздаточный материал
1. Организационная часть.
Сегодня вы будете работать в группах. Надеюсь, что ваши команды будут внимательными и активными! За каждое выполненное задание я буду вручать вам цветок. И в конце урока команда, набравшая наибольшее количество цветов будет награждено медалями "Помощник цветовода".
Итак, начинаем!
Беседа по вопросам:
- Скажите, пожалуйста, какие цветы вы знаете?
- Какие цветы вы выращиваете дома?
- Кто может мне прочитать стихотворение о цветах?
(зачитывание стихов о цветах)
Тема нашего урока “ Цветоводство. Наша чудесная клумба ”. Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь.
Цветоводство, или декоративное садоводство, занимается выращиванием декоративно-цветущих растений для получения цветов на срезку, оформления участков сада, высадки в парках, скверах, на улицах, а также для внутреннего озеленения жилых и общественных помещений.
Цветы украшают наш быт, создают радостное настроение, формируют эстетические вкусы.
Большое значение в цветоводстве имеет подбор цветочных растений по отношению к длине дня. Они делят на три группы:
1. Короткодневные (растения короткого дня) К ним относятся георгина, канна, космея, настурция, хризантема, сальвия и др.
2. Длиннодневные. К растениям длинного дня. относятся: астра, бальзамин, гладиолус, дельфиниум, ирис, календула, левкой, цинерария и многие др.
3. Нейтральные растения. К ним относятся: лилия, нарцисс, тюльпан, циния и др. Нейтральными они называются потому, что могут цвести и нормально расти при любой продолжительности дня.
В зависимости от назначения и биологических особенностей выращиваемых растений различают цветоводство открытого и защищенного грунта.
- В открытом грунте возделывают цветочные культуры, приспособленные к местным условиям. Например, ирисы, нарциссы, тюльпаны.
- А такие растения, как глоксиния, фиалка, цинерария приморская и многие другие комнатные растения могут хорошо расти в защищенном грунте (теплицах, оранжереях).
Проводится игра по группам "Найди дом для цветка" - нужно в группах распределить картинки цветов в 2 группы: открытый и закрытый грунт.
А как же появляются все цветы? (ответы учеников)
Всё вы сказали верно! Некоторые растения вырастают из семян, которые имеют разную форму и размер. Например, тюльпаны или гладиолусы вырастают из луковиц, георгины -делением клубней, розы - стеблевыми черенками.
Для чего человек выращивает цветы? Чтобы было красиво, уютно и радостно! Цветники украшают наш сад.
Цветник – это место, где посажены цветы.
Бордюр — один из видов цветника. Растения здесь высаживаются не широкой, но длинной полоской. Чаще всего используют невысокие цветы одного тона. Бордюрами украшают дорожки в саду, аллеи, клумбы, лужайки и даже огородные грядки. Выбирать растения нужно низкие, живучие, не боящиеся непогоды.
Рабатка- это цветочная грядка. Длинные клумбы устраивают по сторонам дорожек, у стен зданий, вдоль террас и заборов. Растения на рабатках сажают рядами.
Клумба – самый популярный цветник.
Клумбы могут быть круглыми, треугольными, четырёхугольными, овальными.
Самые высокие растения на клумбе высаживают в центре, по мере удаления к краям- растения средней высоты, по краю- очень низкие бордюрные.
Для того, чтобы сделать такие цветники все мы становимся…волшебниками?!
Минутка рефлексии (слайд на доске, под музыку учащиеся рассматривают разные виды цветов и цветников).
Кем я стану? Может быть,
Буду я цветы растить.
Посажу я сотни роз,
Нежных недотрог – мимоз.
Чтоб не только в магазине
Были лилии, люпины.
Чтобы в скверах и садах
Аромат цветочный пах
От тюльпанов и нарциссов,
Георгинов и ирисов.
Чтобы город был в цвету,
Птицы пели поутру.
Практическая работа.
Мы познакомились с различными видами цветов. Узнали от чего зависит произрастание цветов, какие виды цветников бывают.
А сейчас я предлагаю вам посадить рассаду для наших будущих клумб пришкольного участка. А какие же цветы вы будете сажать, вам подскажет задание.
Один представитель команд выберет себе конверт, в котором будут пазлы. Собрав их, вы увидите картинку цветка.
1.
2.
3.
(команды берут задание и начинают собирать пазлы календулы, настурции и бархатца).
Все картинки собраны и теперь вы знаете, какие семена вы будите сажать!
Перед тем как приступить к посадке рассады, нам необходимо узнать, как правильно сажать:
- Соблюдать технику безопасности! (не вертеться, не играть инвентарём);
- В контейнер совочком аккуратно насыпать землю из пакета до мерки.
- Полить землю и разделить стекой на рядочки, чтобы потом всходы были ровными.
- Палочкой - стекой сделать лунки на расстоянии мерки друг от друга, чтобы растениям не было тесно.
- В лунку положить по одному семечку.
- Присыпать сухой землей, она легкая, в ней много пространства (дырочек), семенам будет легче прорасти.
- Закрыть прозрачной плёнкой, так семена лучше прорастут, им будет теплее и вода из земли испаряться не будет. Это маленькие парники или можно сказать - микротеплица.
- Установить таблички с их изображением цветов, чтобы не забыть какие, где посадили.
- Наблюдать за всходами. Когда они появятся, снять плёнку.
Заключительный этап.
Работа по закреплению материала с опорой на слова. «Дополни предложения».
- Цветочные растения выращивают в…. (цветниках).
-Длинный узкий цветник называется…. (бордюр)
- Однолетние растения растут….лето. (одно).
- Многолетние растения растут….лет (много).
- Длинная цветочная грядка, это…. (рабатка).
- Круглая, треугольная, прямоугольная форма бывает у …. (клумбы).
- На подоконнике у нас вырастит …. (рассада).
- Садовые цветы можно вырастить из чего? (семена, луковицы, клубни).
Домашнее задание. Многие цветочные растения, помимо красочного оформления, могут использоваться как пищевые культуры. Подготовить сообщение на тему
" Съедобные цветы".
Подведение итогов урока.
Что на уроке было особенно интересным?
Как вы можете применить полученные знания?
Пусть красивые бутоны,
Украшают все газоны,
Настроение поднимут,
Огорчения все снимут!