Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА КАК КЛЮЧЕВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ

Ретивых Яна Владимировна,
воспитатель первой квалификационной категории,
Миколюк Людмила Иосифовна,
воспитатель высшей квалификационной категории,
Кирик Анастасия Сергеевна,
воспитатель высшей квалификационной категории,
МДОБУ "ЦРР детский сад 105",
Приморский край, г. Лесозаводск
Технология сотрудничества - это идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным поиском целей и анализом хода и результатов этой деятельности.
Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую», технология, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере, входящей во многие современные педагогические технологии, как их часть.
Принципы и методы педагогики сотрудничества:
· Увлеченность ребят яркой, интересной и перспективной совместной деятельности;
· Определение индивидуальных зон творческого развития коллектива в целом и каждого ребенка в отдельности;
· Общие подходы к предстоящей деятельности, поиск вариантов оптимального решения, совместное обсуждение условий предстоящей деятельности и вариантов решения задач в ситуации психологического равноправия воспитателей и ребенка, как сотрудников, а не как ведущих и ведомых;
· Уважительное отношение к разнообразным подходам к проблеме, выдвигаемой в ходе совместного творчества, обязательное обсуждение каждого мнения, результатов совместной творческой деятельности.
Цель использования педагогами технологии сотрудничества: Обеспечение комфортных и безопасных условий развития личности ребенка, реализация ее природных потенциалов. Приоритет личностных отношений. Индивидуальный подход к воспитанникам детского сада.
Порядок использования технологии в практической профессиональной деятельности Технология развития сотрудничества у дошкольников – это трехэтапное решение усложняющихся задач взаимодействия педагога и детей.
1 этап: необходимо сосредоточить внимание на обогащении представлений дошкольников о сверстнике как о партнере по совместной деятельности в атмосфере укрепления положительных эмоциональных контактов между детьми, поддержание желания и интереса в сотрудничестве с ними. Нужно развивать у детей отдельные умения необходимые для осуществления сотрудничества в совместной деятельности на занятиях. На данном этапе педагогу необходимо направить свои усилия на:
· поддержание положительного эмоционального фона взаимодействия детей;
· ориентацию на развитие понимания детьми эмоционального состояния партнера, отзывчивость на него;
· проведение с детьми бесед по обогащению, уточнению правил сотрудничества и дружбы;
· демонстрацию образцов поведения и действий игровых персонажей;
· непосредственную включенность педагога в процесс общения и совместных действий в качестве посредника или партнера;
2 этап: осмысление предстоящих моделей сотрудничества.
Совместно-индивидуальная модель сотрудничества предполагает, что после принятия общей цели в паре или подгруппе, каждый ребенок – участник деятельности будет выполнять свою часть общей работы индивидуально. Эта часть на завершающем этапе станет частью общего итогового результата. Согласование действий участников должно осуществляться в ее начале- на этапе принятия цели, при планировании ив конце, когда нужно суммировать результаты.
Совместно-исследовательская модель сотрудничества предполагает принятие не только общей цели, но и последовательного выполнения действий детьми, когда результат действия, выполненного одним ребенком становится предметом деятельности другого. По этому принципу действует произведенный конвейер.
Совместно-взаимодействующая модель сотрудничества предполагает, с одной стороны, наличие у детей определенного опыта совместной работы, с другой открывает новые возможности в освоении умения планирования, координации и оценки как промежуточного, так и итогового результатов. В ходе проведения образовательной деятельности дети сначала работают в парах или подгруппах, а затем осуществляют взаимодействие между ними для достижения общего результата.
3 этап: сотрудничество связано с предоставлением детям разнообразного содержания ситуаций для максимального проявления деловых качеств в совместной деятельности и расширения возможностей самостоятельности при решении образовательных задач.
Технология сотрудничества осуществляется в:
· совместной деятельности с детьми, проявляется как равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый-ребенок»;
· совместных играх;
· совместной изготовлении пособий, игрушек, подарков к праздникам:
· творческой деятельности (игры, труд, досуги, развлечения);
· индивидуально-подгрупповой работе
Результат использования технологии сотрудничества:
Формирование более глубоких, разносторонних знаний, коммуникативных навыков. Расширение, обогащение, систематизация знаний и навыков в поведении детей. Положительная динамика результатов усвоения программного материала.
Освоение опыта сотрудничества развивает способности детей к согласованию общих целей, осуществлению взаимного контроля и коррекции действий, умению понимать состояние и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. При этом у дошкольников формируется эмпатия, социальная чуткость. Все это в дальнейшем поможет ребенку психологически грамотно строить свое взаимодействие с партнерами (взрослыми и сверстниками)
Применение технологии сотрудничества в образовательном процессе ДОУ
Целью данной технологии является развитие навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста в непосредственно-образовательной деятельности развивающего цикла.
Достижение этой цели предполагается посредством решения следующих задач:
· формировать у детей способы взаимодействия в паре, малой группе; ·
· развивать способность к использованию элементов символизации для выражения своих действий;
· развивать основы самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки по результатам деятельности.
В младшем дошкольном возрасте отношения сотрудничества детей друг с другом стихийно не возникают. Вместе с тем подобная деятельность привлекает малышей, вызывая положительные чувства. Для ее дальнейшего развития необходима помощь взрослого – специальная организация совместной деятельности с постепенным усложнением заданий, где дети осваивают способы взаимодействия.
Большие возможности для приобретения дошкольниками опыта взаимодействия с ровесниками имеются в совместной продуктивной деятельности. В ней перед детьми ставится одна общая цель – создать тот или иной вещественный продукт, а процесс его изготовления разделяется на отдельные, но зависимые друг от друга операции. Дошкольники попадают в такие условия, что они должны вступать в отношения сотрудничества – согласования и соподчинения действий.
Образовательная деятельность, включающая технологию сотрудничества, имеет особую структуру:
1. На первом этапе детям предлагается проблемная ситуация, которая побуждает детей к поиску решения не только поставленной проблемы, но и способов организации для успешного решения, например, «Как мы будем работать? Как легче и быстрее выполнить это задание?»
Для поиска решения задачи педагог организует дискуссию, в процессе которой каждый ребенок хочет и может высказаться. Обобщив несколько точек зрения детей, воспитатель объединяет и предлагает проверить кто прав, через реальные действия: «вот попробуем выполнить, и увидим, кто из нас был прав».
2. Второй структурный элемент непосредственно образовательной деятельности – определение формы организации детей и воспитателя с детьми для решения задачи. Технология сотрудничества предполагает два вида взаимодействия детей друг с другом.
Это, прежде всего – работа в парах.
Другая форма сотрудничества детей - это деятельность в микрогруппах.
Дети должны понять, что успешность выполнения задания зависят от планирования совместных действий, коллективного замысла будущего продукта, от работы каждого члена группы.
Групповая поддержка, возможность действовать заодно с другими, вызывают у детей, чувство защищённости, которое облегчает любой шаг в неизведанное, даже в такие напряжённые ситуации, как самостоятельный выход к доске (мольберту) или ответ с места.
3.Третий структурный элемент – непосредственное выполнение задания, воспитатель может включиться в деятельность детей в паре с ребенком, в группе, или самостоятельно, на отдельном материале.
4. Четвертый структурный элемент – организация контроля и оценки.
Технология сотрудничества предполагает поэтапное введение средств и способов взаимодействия, а так же форм контроля и оценки.
Первый этап начитается со второй половины учебного года с детьми младшего возраста, так как к этому времени, дети осваивают определенный объем программного материала по сенсорному воспитанию, а также получают первый самостоятельный опыт общения со сверстниками в различных ситуациях (прежде всего в игровых).
На следующем, втором этапе с детьми старшего дошкольного возраста продолжается работа по развитию навыков взаимодействия детей в триаде. Полученные навыки взаимодействия между собой в определенной деятельности позволяют расширять целевые установки педагога при организации занятий и вводить новые элементы технологии сотрудничества. Новым вводимым элементом технологии сотрудничества на данном этапе является дискуссия.
Цель третьего заключительного этапа (с детьми седьмого года жизни) является обучение детей самостоятельного выбору формы организации в непосредственно образовательной деятельности.
Успешной реализации этой задачи способствует соответствующее содержание. Для овладения навыками совместной работы и определения для детей преимущества такой работы используются различные дидактические упражнения.
Вот пример одного такого упражнения, которое называется «Волшебный ковёр-самолёт» (непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений):
Дети разделены на подгруппы. Каждой подгруппе предлагается карточка с изображением модели ковра-самолёта, на которой изображена уменьшенная модель-схема с расположенными геометрическими фигурами. Ковёр-самолёт взлетит только тогда, если будет соответствовать схеме.
Детям предлагается:
1 ребёнок определяет. Какие фигуры (форма, цвет) и сколько их необходимо для составления ковра.
2-й ребёнок отсчитывает названное количество фигур.
3-й ребёнок располагает их на большом листе.
И затем предлагается совместно проверить правильность выполнения задания.
Подобные дидактические упражнения с карточками, схемами можно предлагать детям и на других видах непосредственно образовательной деятельности.
Приведём примеры применения технологии сотрудничества в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Дети старшего дошкольного возраст дети с удовольствием откликаются на создание совместных работ, в результате которых они чувствуют значимость каждого ребенка в создании коллективной работы и понимают, что это общая работа, благодаря усилиям каждого ребенка.
Приемы, рекомендуемые технологией сотрудничества, помогают детям наглядно увидеть, как можно создать совместную работу. По примеру взрослых ребята начинают использовать новые способы взаимодействия со своим партнером, который необходим им для создания коллективных работ.
Самый простой пример: при подготовке к Новому году можно предложить детям изготовить красивую цепочку из цветной бумаги на для украшения группы. Спрашиваем, как будем работать. Выслушиваем ответы детей. Большинство хотят работать в одиночку и обещают, что сделают самую длинную цепочку. Тогда предлагаем: «Давайте попробуем работать парами. Один ребенок будет резать полоски бумаги, другой – склеивать их». Дети будут трудиться с удовольствием. Во время работы и м м о ж н о общаться, помогать друг другу, радоваться полученному результату. Особенное удовольствие детям доставит осознание результата. Когда, полюбовавшись на все изготовленные цепочки, им предложат их соединить в одну большую.
Наиболее интересны работы, которые предполагают сочетание различных техник изобразительной деятельности на одном и том же занятии. Однако первоначально многим детям это дается с трудом. Не у всех получается одинаково хорошо рисовать карандашами и кисточкой, резать ножницами и наклеивать детали. А большинство работ предполагает использование практически всех техник изобразительной деятельности. На таких занятиях многие дети не успевают выполнить свою работу до конца, портят детали, огорчаются, или просто бросают работу незаконченной, потому что боятся, что у них не получится.
Когда педагоги начинают использовать технологию сотрудничества в образовательной деятельности по художественному развитию, то ребята начинают распределять обязанности для выполнения работы по умениям партнеров и работы становятся более успешны. И что самое важное, многие ребята при выполнении работы, могут вслух рассказывать своему партнеру этапы ее выполнения, тем самым объясняя, как правильно это сделать. И уже на следующем занятии, не достаточно умеющий что-то делать хорошо, ребенок старался это выполнить сам, а его напарник дает ему важные советы и подсказки. Выясняется, что дети, овладевшие необходимыми навыками сотрудничества, могут не только быстро выполнить заданную работу, но и научить своего, не достаточно успешного, товарища.
Также весь процесс работы проходит в обсуждении: обговаривание замысла, распределение материалов, выполнение работы, поскольку технология сотрудничества предполагает обсуждение всех моментов. Ребята разговаривают между собой и тем самым развивают свои коммуникативные навыки.
Наряду с творческими задачами решаются задачи нравственного воспитания такие как: выбрать место для своей работы на коллективном панно, выполнить работу не мешая друг другу, прийти на помощь товарищу. К концу учебного года дети становятся более усидчивыми, аккуратнее выполняют работы, доводят начатое до конца. Поделки становятся более интересными и привлекательными.
В первой младшей группе можно говорить лишь об элементах технологии сотрудничества. Тем не менее, уже можно приучать детей к созданию коллективных работ. Например, рисовать пальчиками на темы «Зернышки для петушка», «Снегопад», «Нарядная елка», а также рисование ладошками: «Солнышко», «Красивые цветы» и др. При показе работ родителям дети с гордостью показывают свой вклад в коллективную работу и говорят «Вот я!» или «Это я!»
Таким образом, с применением технологии сотрудничества непосредственная образовательная деятельность в области «Художественно-эстетическое развитие» проходит намного интереснее и ярче.
Таким образом, в процессе реализации технологии сотрудничества дети дошкольного возраста овладевают необходимыми навыками взаимодействия между собой и с педагогом; умением ставить цель своей деятельности, навыками само- и взаимоконтроля результатов деятельности; формируется умение отстаивать своё мнение, указывать на ошибки других и исправлять их, развивается умение оценивать свои достижения, используя прогностическую оценку, закладывается основа адекватной самооценки, формируется база учебной деятельности, необходимая детям в школьном обучении, что позволит дошкольникам безболезненно войти в школьную жизнь.
Июль 2021